Волонтёрский просветительский проект «Рыбный обоз-2″/10 лет спустя

Волонтёрский просветительский проект «Рыбный обоз-2″/10 лет спустя

Накануне вечером два “Михайлы” — специалисты по информационным технологиям — помогли в соседском доме запустить в рабочее состояние домашний компьютер. Между делом их пытались присватать за местных девчат, но дальнейшие переговоры были отложены до окончания проекта. В качестве вознаграждения “Михайлы” получили большую, только что испечённую в русской печке, домашнюю шаньгу и бутыль настоящего коровьего молока. Сам ночлег в Моржегорах отличался некоторыми особенностями. Место, где ночевали участники проекта, в шутку было решено назвать “Рыб-Отелем”. У каждого со-обозника была отдельная комната, которые располагались на втором этаже. Тепло в доме обеспечивалось комбинацией центрального отопления, печки на кухне и электрообогревателей. У одного из участников проекта в комнате даже был компьютер с подключённым Интернетом, за которым он просидел далеко за полночь.

В 07.30 “Михайло-утренний” вышел на маршрут. В 08.15 в местной девятилетней школе прошел ЛУ. Интересно, что здание школы стоит прямо на прежнем Московском тракте. Когда со-обозники шли в школу, их обогнали на велосипедах четверо деревенских мальчишек. Прямо по снегу по дороге они мчались к школе. При этом не обошлось без озорства: школьники на правах хозяев радостно приветствовали гостей: “Ломоносовы идут!”

У крыльца школьного задания все четыре велосипеда были припаркованы прямо в снежный сугроб. Такая вот велопарковка по-поморски. На “Уроке Ломоносова“ присутствовало 19 учащихся 7-го, 8-го и 9-го классов. Одна из учениц — Екатерина Шестакова рассказала об истории родного села Моржегоры, первое упоминание о котором относится к 1471 году. Девятиклассник Сергей Денисов отгадал аналоговый эквивалент денежной суммы, которою сосед по Курострову Фома Шубный ссудил взаимообразно Михайле, когда тот отправился в Москву — 3 рубля. Восьмиклассник Фёдор Антипин почти угадал, как переводится с поморского языка название промысловой рыбы “ПертУй” – оказалось, что это треска. В результате рейтингового голосования учащиеся Моржегорской основной общеобразовательной школы проявили единодушие. Все 19 школьников высказались в поддержку идей добавить слова “Ломоносовский тракт” в название федералки М8. Поразительный консенсус! По окончании уроки состоялась протокольная фотосъёмка на память.

В 11.30 на повороте к деревне Уйта произошла пересменка “Михайлы-утреннего” и “Михайлы-дневного”.

Участники проекта прибыли в центр Виноградовского района — посёлок Березник. В местной школе для учащихся 10-11-х классов прошел ЛУ. Большую активность в ответах на вопросы проявили ученики 11-го класса Илья Антуфьев и Андрей Ремезов. Отличился также учащийся из класса с физико-математическим уклоном Егор Мельник, который практически без ошибок провел раскладку на две части предметов экипировки, находящихся в дорожном рюкзачке современного “Михайлы”. Также Виктория Якимчук смогла определить по современной оберточной бумаге для изделий Императорского фарфорового завода вензеля царствующих особ разных эпох. По результатам рейтингового голосования 71 из 111 учеников высказался в поддержку идеи добавить слова “Ломоносовский тракт” в название трассы М8. После посещения школы участники проекта побывали в местном краеведческом музее, где узнали об интересных страницах истории Виноградовского района и о связанных с ним исторических деятелях. В 15.30 в районном центре у автостанции произошла пересменка “Михайлы-дневного” и “Михайлы-вечернего”.

На ночёвку участники прибыли в старинное село Усть-Вагу, которое находится за несколько километров до впадения самого мощного левого притока Северной Двины — реки Ваги в главную реку Поморского Севера, по которой поморы выходили на промысел в Белое море. Первое документальное упоминание о нём относится к 1137 году, поэтому местные жители в шутку говорят, что Усть-Вага — “столицы (Москвы) старшая сестрица” и потому претендуют на то, чтобы называться “сельской столицей России”. Гости остановились в доме Андрея Викторовича Захарьина, выпускника 1983 года отделения французского и немецкого языков факультета иностранных языков Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова. Гостеприимный хозяин подготовил для странствующих путников деревенскую баню, в которой с удовольствием попарились по очереди все со-обозники. Сани №7 — возница Александр участке Моржегоры — Усть-Вага (110 лошадей). Организатором персонального трансфера для “Михайлы-дневного” на участке Березник — Усть-Вага выступил Андрей Викторович Захарьин. В 20.00 уже “Михайло-вечерний” прибыл свои ходом в Усть-Вагу. Общий путь, пройденный за день, составил около 60 км. До Москвы — 943 км.

С запозданием на сайт http://www.mvl300.ru поступило обращение из средней школы посёлка Хетово с просьбой о проведении дополнительного ЛУ в этой школе. К сожалению, сообщение было получено уже после прохождения участниками проекта мимо этого населенного пункта.

P.O = Пост-Обозие

Поясним читателям, что наш проект “Рыбный Обоз-2”, реализованный в декабре 2010 года — за 11 месяцев до наступавшего 19.11.2011 — трёхсотлетнего юбилея МВЛ, явился, по сути, зачином Ломоносовского юбилейного года. Уже после нашего “РО-2” были и другие проекты, в названии которых было использовано слово “обоз”, в частности, “Архангельский Обоз”, “Ломоносовский Обоз”. А нашу пост-проектную деятельность — по завершении в декабре 2010 г. нашего исходного проекта “РО-2” — в течение 2011 года мы стали именование словечком “пост-обозие”, в рамках которого в школах разных регионов России проводились Ломоносовские Уроки. На финише Ломоносовского юбилейного года осенью 2011 г. в Архангельской области, Москве и Санкт-Петербурге прошла трёх-этапная Ломоносовская эстафета с завершением в Усть-Рудице 19.11.2011 — это был поистине ЛОМОНОСО-феоз (по аналогии со словом “АПОфеоз”). Возможно, о некоторых моментах пост-обозия мы расскажем позднее с обязательным точным соблюдением временного лага в 10 лет. Здесь же разместим в привязке к тексту от 09.12.2010 также текст от 26.02.2011 о том, что пост-обоз, пусть и с задержкой в несколько месяцев (типа “заплутал”), но всё же побывал в посёлке Хетово Виноградовского района Архангельской области:

…В конце насыщенного дня был преодолён ещё один, самый протяжённый на этот день участок пути, из Архангельска до посёлка Хетово в Виноградовском районе, находящийся примерно в 300 км южнее областного центра. С инициативой пригласить куратора проекта В. Михайлова в Хетовскую среднюю общеобразовательную школу выступил учитель физики этой школы Александр Павлович Мошарев. Исходное приглашение было сформулировано ещё в декабре 2010 года, однако оно поступило на сайт проекта уже после того, как его участники проследовали по М8 мимо данного посёлка. Вернуться назад тогда не представлялось возможным, поскольку “РО-2” двигался строго по графику. И вот теперь спустя более двух месяцев “пост-обоз” наконец добрался до школы в посёлке Хетово. “Постоялый двор” для гостя был обеспечен благодаря семье Александра Павловича Мошарева: самого хозяина, его супруги Елены Юрьевны и четырёх детей, которые в данный момент живут вместе с родителями: школьников Валентины, Марии и Данила, а также не достигшего ещё двухлетнего рубежа Тимофея (это он в декабре 2010 года требовал “обозных сказок” от родителей при укладывании). Самый старший — сын Павел в настоящее время изучает физику на 1-м курсе МГУ им. М.В. Ломоносова в столице.
Утром на следующий день ровно по расписанию в 08-45 начался ЛУ в Хетовской школе. Из общего количества обучающихся в школе 135 учеников в нём участвовали восьми- и десятиклассники. Необычную активность проявили также присутствовавшие на уроке учителя школы, в частности Зинаида Витальевна Митина. Именно от неё куратору проекта стало известно о том, что долгие годы в этой школе работала учителем биологии Валентина Алексеевна Чудинова (девичья фамилия — Мельниченко), которая в своё время в период учёбы в Архангельском государственном педагогическим институте им. М.В. Ломоносова была Ломоносовским стипендиатом. За раскладку рюкзачка современного “Михайлы” взялся ученик 10-го класса Александр Матвеев.
Ученик предвыпускного класса корректно справился с заданием. Уже после урока куратору проекта рассказали, что примерно до 6-го класса Александр был отличником, но затем как-то сдал позиции в учёбе и сейчас особым рвением в школьных делах отнюдь не отличается. Даже ещё не зная этого, в конце урока куратор проекта вручил Александру буклет с космической картой маршрута проекта “РО-2” и пожелал успешного окончания школы и поступления в один из столичных вузов. Хочется надеяться, что за оставшийся до окончания школы год с небольшим Александр вдруг захочет последовать примеру Великого Помора, сконцентрируется на учёбе и “рванёт” после окончания школы в качестве абитуриента со своим “обозом” на учёбу в Москву. Поблагодарим директора школы Светлану Витальевну Иванову и скажем ещё раз отдельное спасибо Александру Павловичу Мошареву и его семье за пребывание в Хетовской школе и в посёлке Хетово.
Также выразим нашу признательность вознице Владимиру, который со своими 106 лошадьми обеспечил перемещение куратора проекта из посёлка Хетово по дальнейшему маршруту. Спасибо — Виноградовскому району!

P.S.S (дополнительные пояснения из 2020)

Даже и по прошествии почти 10 лет куратору проекта действительно очень приятно вспоминать о тёплом приёме, который был ему оказан в посёлке Хетово. Из недавней коммуникации с некоторым членами семьи Мошаревых стало известно, что, в частности, любитель “обозных сказок” Тимофей (тогда ещё не достигший двухлетнего возраста) нынче учится в 5-м классе. Старший сын — Павел (тогдашний первокурсник главного вуза страны, носящего имя его земляка) уже закончил и вуз, и аспирантуру, после преподавал в Национальном исследовательском университете “Московский энергетический институт”, а сейчас вновь вернулся в alma mater: занимается наукой в Научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ им. МВЛ. Так что по-прежнему “может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская Земля рАждать” (так в оригинале на языке XVVIII-го века у МВЛ). Тогдашние школяры — Валентина, Мария и Данил — также последовали примеру Великого Помора и “рванули” со своими “обозами” кто куда: Валентина — в Ярославль, Мария — в МГУ им. МВЛ (закончила в 2020), Данил — в Москву (студент Национального Исследовательского Технологического Университета “Московский институт стали и сплавов”). А у юного Тимофея, который по словам мамы Елены Юрьевны, старается учиться хорошо, может, памятуя об “обозных сказках” из 2010-2011 гг., думается, всё ещё впереди. Тоже, поди, “свалит”, как Михайло Ломоносов, потом после школы со своим “обозом” куда-нибудь на учёбу в вуз. Пожелаем всем членам замечательной семьи Мошаревых успехов и удачи в их “жизненных обозах”!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *