Судьба промышленности РФ (на примере одной отрасли); чего ждать и что делать

Судьба промышленности РФ (на примере одной отрасли); чего ждать и что делать

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Автор статьи — В.А. Рушникова, первый секретарь МПО КПРФ «Первомайское» г. Москвы

Неопровержимым историческим фактом является то, что советское государство  через систему СМИ постоянно  информировало граждан о научных, технических и производственных достижениях страны во всех областях народного хозяйства и эти достижения имели реальное воплощение.

Руководство страны рапортовало народу  о вводе в строй  новых  объектов  индустрии, широко освещало передовой опыт работы предприятий, давало прогнозы  улучшения социально-экономического  положения,  повышения уровня жизни советских людей. И реальность этих прогнозов, как правило, подтверждалась конкретными делами. Это укрепляло уверенность каждого гражданина в завтрашнем дне, вселяло оптимизм и чувство гордости за свою страну.

Но  с  разрушением советского строя технический и научный потенциал государства резко упал. Вместо обновления и развития производства мы получили его резкое сокращение, особенно высокотехнологичных отраслей, а на оставшихся предприятиях порой и непрофессиональное руководство. 

Наглядный пример — судьба  холдинга «Вертолеты России», ныне входящего в состав акционерного общества «Национальный центр вертолетостроения Миль и Камов».

Отметим, что в советское время вертолетостроение  было отраслью рентабельной,  но в постсоветское время, после проведенных объединений и  превращений  в акционерные общества, стало убыточным. Причин много.  Первая и основная — это стиль руководства так называемых эффективных собственников и приближенных к ним топ-менеджеров.  Вторая — это потеря грамотных технических специалистов. Третья — это потеря значительной доли на мировом рынке вертолетостроения. Однако, поскольку вертолётостроение формально осталось государственной отраслью, министру промышленности и торговли покрывать  убытки холдинга приходится за счет средств государственного бюджета.

Несмотря на негативные финансовые результаты, как ведущий разработчик отечественных вертолетов, холдинг обязан реализовывать научно-технические программы. А для этого нужны не только деньги, но и квалифицированные специалисты.

Как же на практике реализуется эта задача в современных условиях    российского капитализма?

Немного истории. В начале 1980-х годов военные заказали заводу Камова разработку и выпуск разведывательного вертолета «Ка-60». К середине 1990 годов разработка Ка-60 была завершена, но из-за отсутствия финансирования испытание машины шло очень медленно. Кончилось тем, что программу закрыли, но, как оказалось, не навсегда.

С организацией холдинга его менеджеры, чтобы продемонстрировать свою деятельность и получить финансирование,  как говорится, «поскребли по сусекам» советского вертолетостроения и  наскребли там проект машины Ка-60.  Недолго мудрствуя,  менеджеры решили сделать вертолет как бы заново, т.е. выдать  старую  разработку за новую. В результате родился проект вертолета Ка -62.

На реализацию этого проекта были израсходованы  огромные государственные средства.   Конкретную цифру назвать не представляется возможным из-за отсутствия информации  в открытом доступе.

Примечателен тот факт, что при наличии в стране профильных организаций,  способных изготовить  комплектующие для  нового вертолета, предпочтение было отдано  зарубежным фирмам. При этом  для одной из таких фирм производство комплектующих для вертолетостроения оказалось дебютом (не забудем, что в СССР во избежание срыва выпуска таких важных объектов, как вертолёты,  из-за возможных санкций, вся комплектация их была только отечественного производства). 

Проект создания вертолета Ка-62 был реализован. Но из-за «проектных ошибок» испытания Ка-62  начатые в феврале 2020 года и планируемые к окончанию в сентябре этого года, были  приостановлены.

Что будет дальше, неизвестно. Пойдет ли в серию машина или нет — это еще вопрос.  На сегодняшний день потребность РФ в таких машинах мизерна, а на международный рынок  Россию вряд ли пустят могущественные зарубежные монополии.

Советский задел вертолетостроения полностью иссяк. Вертолет Ка-60, он же Ка-62 стал последним советским проектом. Далее можно ждать только полного научного коллапса в этой отрасли.

Приведенный пример наглядно подтверждает мнение В.В. Трушкова, изложенное в статье «Введение в научный социализм» («Правда» от 26 ноября т.г.), посвященной работе Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», что на текущий момент производительные силы России в значительной степени разрушены и продолжают разрушаться.  Это коснулось не только вертолетостроения.  В результате проводимого курса власти на деиндустриализацию и дробление предприятий гиганты индустрии исчезли с карты страны.  И,  хотя по мнению  автора статьи,  оставшиеся осколки индустриального могущества СССР пока еще не уничтожены, но с уверенностью можно сказать, что они не спасут страну  от потери экономической и политической независимости.

Естественно в такой ситуации режим,  чтобы удержаться, будет искать способы выживания. И вот тут-то буржуазная власть, боясь народного гнева (а русский человек долго запрягает, но быстро едет) возможно пойдет на симуляцию социалистических преобразований, о чем писал в своей работе Ф.Энгельс.  И с большой долей вероятности наиболее приемлемым для нее может стать пример политики Отто Бисмарка, когда тот в рамках буржуазного государства начал создавать государственные предприятия.

Учитывая, что государственные  предприятия имеют внешне  яркий социальный  окрас, а потому притягательны для трудящихся, этот вариант для власти может быть вполне приемлемым, а может быть даже единственным выходом из катастрофического положения в области экономики.

Но есть подозрение, что если власть пойдет по пути создания государственных предприятий, то, учитывая на примере холдинга психологию сегодняшних  менеджеров, скорее всего это будут псевдо государственные предприятия, экономическая эффективность которых будет нулевой или со знаком минус. Тому подтверждением может служить  характеристика  Ф. Энгельса, данная процессу создания государственных предприятий  в рамках капиталистической системы, как не более чем  фальшивый социализм.

В связи  с этим напрашивается только один вывод. Нашей стране, чтобы выжить и быть суверенной, необходимо не только осуществить передачу стратегических  производственных структур и  объектов в руки государства, но и поставить во главе государства правительство народного доверия, способное реализовать план построения в России общества социальной справедливости, социалистического общества.

И первостепенная задача коммунистов — сделать всё, что в их силах, чтобы это стало реальностью.

Комментарий редакции: Безусловно, без прямого участия государства в развитии вертолетостроения (и отечественной промышленности в целом) не удастся воссоздать производственный потенциал,порушенный во время «рыночных реформ». Решение упомянутой задачи требует колоссальных капиталовложений, что способно осуществить только государство. Однако в нынешних условиях создание государственных корпораций представляется явно недостаточной мерой. Дело не только в том, что данные структуры являются государственными только по названию, а на деле являются «частными лавочками». Последнее, кстати, обусловлены фактическим отсутствием централизованного планирования развития экономики.В результате государство отпускает в свободное плавание формально подведомственные ему компании. Но и это не самое главное. Важно другое — о передаче какому государству основных отраслей экономики идет речь? Ведь государство является не социальным арбитром, а организацией господствующего класса. Соответственно, в данном случае мы имеем дело со своеобразным комитетом по делам буржуазии (или с коллективным эксплуататором). Соответственно, при капитализме государство не будет осуществлять системный контроль над деятельностью формально принадлежащих ему компаний. Не будут же буржуи последовательно бороться против хищнических устремлений своих классовых собратьев. Поэтому только при борьбе народа за социализм, при Ресоветизации удастся поставить производственный комплекс на службу интересам нашей страны и народа.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *