Что самое главное в празднике? Для кого-то достаточно уже того, что он выбивается из общего ряда трудовых будней, даёт возможность выдохнуть, разогнуться, провести больше времени с близкими. Выспаться, наконец. Но все-таки кроме этого есть и нечто большее. В науке зачастую, чтобы понять, где главное, нужно разобраться, что общее. На свете есть множество народов и этносов, отмечающих самые разные памятные даты. Рождение и смерть монархов, победы в сражениях, а в Туркменистане, например, решением Сапармурата Ниязова с 1994 года на государственном уровне отмечается День туркменской дыни. История, религия, культура, такие непохожие у людей, живущих в разных частях планеты, щедро дают поводы для появления красных дней в календарях. Но есть нечто, что празднуют за редчайшими исключениями повсеместно, так сказать “от южных морей до полярного края”. Это Новый год.
Дата как таковая может разниться: в христианских календарях того или иного извода – Юлианском, Григорианском или же более экзотическом Эфиопском, китайский Новый год, науруз у многих иранских и тюркских народов, Рош ха-Шана у евреев. Свои аналоги можно отыскать и у народностей Океании, и у Африканских племён. Так или иначе, саму мысль о том, что начало очередного цикла смены сезонов необходимо особым образом отмечать, можно назвать универсальной, без преувеличения общечеловеческой. И да, конечно свою роль здесь играло сельское хозяйство, стремление задобрить богов и духов, чтобы те в очередной раз, так же, как и прежде, позволили успешно обновиться природе, а значит и урожаю вызреть на полях. Но самой важной, самой фундаментальной идеей, лежащей в основании всего, является надежда. Возможно самое важное, святое, неистребимое и всепобеждающее из чувств человеческих. Новый год – это вера в то, что завтра будет лучше, чем вчера. Что вектор жизни направлен в позитивную сторону, к развитию, а не затуханию и регрессу. А ещё по этой причине Новый год – праздник, пропитанный насквозь духом коллективизма. Личные обстоятельства быта, работы, здоровья того или иного человек изменчивы и индивидуальны. Они не привязаны к календарю. В новогоднюю ночь радуясь, что вот (будем придерживаться всё-таки нашей, отечественной традиции), наступило 1 января, мы не для себя, или даже своей семьи делаем прогноз сроком на год. Нераздельное общее счастье, которое должно непременно ожидать впереди – вот образ и чувство, владеющее умами.
Эта статья пишется, когда до заветного момента осталось всего ничего. Так о чём же мечтает, на что надеется род людской в преддверии 2021? Уверен, самым популярным пожеланием 31 декабря станет пожелание здоровья. Коронавирус душил и выматывал человечество почти все 12 месяцев 2020, убил сотни тысяч и повлиял на жизнь миллиардов. Посрамив всех прогнозистов, ворвавшись непрошеным гостем в информационный топ, ковид сделался главным событием и темой. Он навяз в зубах. Но есть ли шанс оставить злокозненную инфекцию в прошлом, выбросить вместе с истекающим старым календариком? Вот, казалось бы, разработаны и пошли в дело долгожданные вакцины – и тут же слышим: мутировала коварная зараза. В Англии – новый штамм. Невзирая на попытки остановить его распространение, он благополучно перебрался на континент, широко укоренился в Европе. Число скончавшихся от ковида в США в самом скором времени троекратно превзойдёт количество американских солдат, убитых на фронтах Первой мировой войны. За одни сутки 28.12.2020 на свете заболела 471 118 человек – без малого полмиллиона. Нам пророчат и сезонное возвращение ковида по аналогии с гриппом, и продолжение этой пандемии – аналитики Всемирной Организации Здравоохранения полагают, что ситуация в глобальном масштабе начнёт нормализовываться не ранее 2024. Так что же? Выходит не сбудется – и не ждите? Бессилие, беспомощность – вот вековечные враги надежды. Неужели рок судил, кости выпали, а ты смирись, человече? Не тебе тягаться…
Дух и разум людские восставали против фатума ещё в Античности и даже в самые черные годы Тёмных веков! Мы искали пути, изобретали, боролись – и побеждали. Пастеризация, вакцинация, пенициллин и другие антибиотики, мы дошли, наконец, до немыслимых когда-то высот науки и технологии! В 1977 году была побеждена оспа. Вирус Variola major имевший летальность порядка 40%, а в некоторых эпидемиях – и до 90%, огромную вирулентность, то есть, выражаясь проще, заразность, перестал существовать в природе. Да, это потребовало 10 лет кропотливой и напряженной работы. Но и противник по опасности во всём превосходил коронавирус, и уровень развития медицины отставал от современного, а главное тогда результатом явилось полное уничтожение, искоренение недуга, веками испытывавшего на прочность страны и народы. Решена задача была без особенного шума – у мира были куда более острые и громкие темы для обсуждения, затраты на кампанию по ликвидации оспы с 1967 по 1979 год составили 298 миллионов долларов США (примерно 2,16 миллиарда долларов в ценах 2018 года). Теперь мы, трезвоня об угрозе и необходимости что-то предпринимать из всех щелей, не способны даже сдерживать инфекцию, съедающую, вдобавок к жизням и судьбам, ещё и колоссальные суммы из бюджетов, буквально подтачивающую мировую экономику!
Стало общим мнением, подкреплённым статистикой – глобальное хозяйство ещё не переживало такого спада, как в текущем году, с момента окончания Второй мировой войны. Даже кризис 2008 с его последствиями ударил слабее. Повсеместно речь идёт о рецессии, спаде ВВП. Для Великобритании с учётом очередного локдауна предполагают объём в целых 10% в минус. Не является исключением и наша страна. А есть ли они вообще? Существуют ли? Да! И имя самому крупному из них Китайская Народная Республика. Экономика Поднебесной по итогам 2020 продемонстрировала рост. Но главное даже не это – в КНР ковид постепенно становится скорее историей, нежели повседневностью. В городе Ухань, с которого всё началось (точное место рождения COVID-19 остаётся предметом жарких споров, но, несомненно, первый масштабный удар эпидемия нанесла именно в китайском мегаполисе), уже открыт музей. Число заразившихся в Китае практически никогда не превышает 100 человек в сутки – это при полуторамиллиардном населении. Страна успешно решает текущие задачи – экономические, научные, оборонные. Строится с опережением графика новый авианосец для ВМС, ракеты под флагом КНР вывели на орбиту аппарат, приземлившийся на Луне и вернувшийся обратно на Землю после успешно произведённого забора грунта…
У любого масштабного явления должна быть своя причина. Исключения возможны почти всегда только в мелочах, подтверждая правило. Китайцы в биологическом плане практически ничем не отличаются от европейцев или американцев с точки зрения распространения коронавируса. Они ведут во многом сходный образ жизни людей современного индустриального общества. Если разница и есть, то скорее не в пользу Поднебесной с гигантскими городами, где колоссальные массы людей скучены на очень маленьком клочке земли. Можно закапываться в дебри национальной психологии, рассуждать, как уже порой делают на нашем ТВ, что, перефразируя известную поговорку, что китайцу хорошо, то русскому смерть – и потому их методы противодействии инфекции в отечественных пенатах де неприемлемы. Но в сущности есть только одно кардинальное отличие. КНР под руководством КПК строит – с национальной спецификой, но, тем не менее, социализм. А США, Великобритания и другие страны Европейского Союза, а также наша с вами богоспасаемая РФ – нет. Вот и весь секрет. Китай сумел произвести необходимую мобилизацию, скоординировать и направить своим усилия. Он преуспел – что самом по себе доказывает принципиальную возможность подобного варианта. А главное – чётко и ясно проявился тот факт, что высочайшим приоритетом в рамках китайской социалистической системы является жизнь и благополучие людей. Для этого можно не поскупиться на издержки – и в долгосрочной перспективе выиграть и тут. Здоровое население помогает и экономике не болеть.
В капстранах в свою очередь столь же наглядно проявились их системные пороки. Мы уже говорили – и эту мысль стоит подчеркнуть ещё раз, что ковид приносит очень большие убытки. Всем. Но никто не желает быть именно тем, кто должен заплатить за выход из положения. Порознь разрабатываемые (в том числе даже в рамках одного государства) вакцины, войны вокруг санитарных ограничений, экономия на кадрах, переход в онлайн. Там, где китайцы могли позволить себе сделать коронавирус целью общих усилий государства и общества на 1-2 месяца, капиталисты играют в тяни-толкай год. Некоторые, стоит добавить, выигрывают при общем падении. Россия тут один из лидеров – целый ряд отечественных олигархов заметно приумножил своё состояние за масочно-перчаточный 2020. А где-то на фоне обеспокоенный президент сообщает, что некоторым уже не хватает на макароны по-флотски.
Эта статья начиналась с небольшого экспресс-разбора что же такое Новый год. Как он возник и зачем нужен людям. Но есть традиции, праздники, а есть нечто другое. Мы оцениваем двигатели по КПД, машины вообще – по той эффективности, с которой они решают задачу, ради которой были построены. Социально-экономические системы характеризуются тем, что, поскольку бытие определяет сознание, они сами же задают для себя тот критерий, ту шкалу координат, в рамках которой рассматриваются. Капитализм всегда ставил во главу угла, по крайней мере на словах, эконмический рост. На деле уже здесь всё не так однозначно. Может ли быть зачтён такой рост, издержками которого является истощение окружающей среды, или человеческой психики, как достижение, как факт положительный? Как распределяются постоянно умножающиеся активы, ведь общий прибыток вполне может означать (и так и происходит на самом деле), что кто-то получил огромный профит, в то время как другие – вовсе убыток? Но абстрагируемся ото всего. Просто рост. Очищенная от примесей всего человечного эффективность. Так ведь и здесь – проигрыш. Команду капитала обходят в гонке глобального лидерства. В пресловутых показателях ВВП, наконец! Инструмент оказался банально негоден для решения наиболее важных и актуальных задач. Есть другой. Лучше. Какие ещё могут быть вопросы? Но существует власть. Классовое господство – и насилие. А ещё – социальная инерция.
Люди готовятся к встрече Нового года. Люди верят – мир станет лучше. Больной тоже может и даже должен надеяться на выздоровление. Но ни в коем случае не пассивно, а деятельно! Не слепо, а опираясь на советы врачей, на науку, на диагностику! Мы ждём перемен, мы надеемся на лучшее. Но вода не течёт под лежачий камень. Даже волшебнику дедушке Морозу лучше написать письмо, чтобы он точно знал, какой именно подарок вам хотелось бы получить. Мир не здоров. Это тяжело признавать. Почти всегда у тяжело больных есть стадия отрицания, когда те не желают знать очевидного, надеются на чудо, а то и вовсе последними словами кроют докторов. Кто-то после этого сдаётся. Иные идут к шарлатанам и жуликам, обещающим исцеление легко, без труда, без страданий – и почти бесплатно, так только, самая малость. А есть те, кто зажимает себя в кулак и начинает работать на своё здоровье. Лечиться. Само это слово предполагает протяженность, процесс. Путь. На нём случается всякое. Бывают ложные ремиссии, обострения, контрудары болезни – ведь враг коварен. Жар, озноб, ломота в костях. Порой берёт жгучая, слёзная обида, кажется, что всё – одно сплошное Сизифово наказание. Вот тут и нужна надежда. Но только так можно стать здоровым. Подняться однажды, вдохнуть, выдохнуть, прислушаться к себе – и понять, что всё позади. А что дальше? Жизнь. Во всём её разнообразии. Каждому, как говорится, своё, кому арбуз, а кому свиной хрящик. Но свободная. От пут недуга.
От оков капитала.
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Блестяще! Так и хочется ответить, как царь Иван Васильевич ответил Шурику — Буди здрав, боярин! Надежда — наш компас земной, а удача — награда за смелость! А песни довольно одной, лишь только б о доме в ней пелось.
В обществе совершается бесшумная революция, которой приходится подчиняться и которая так же мало считается с человеческими жизнями, ставшими ее жертвами, как землетрясение с разрушаемыми им домами. Классы и народы, слишком слабые для того, чтобы справиться с новыми условиями жизни, обрекаются на гибель. Но что может быть белее ребяческим и близоруким, чем взгляды тех экономистов, которые вполне серьезно полагают, что это плачевное переходное состояние не имеет иного смысла, кроме как приспособление общества к стяжательским наклонностям капиталистов, — как лендлордов, так и денежных магнатов? В Великобритании этот процесс проявляется наиболее явственно. Применение современных научных методов в производстве приводит к изгнанию жителей из сельских местностей и в то же время ведет к концентрации населения в промышленных городах.
К. Маркс, т. 8, с. 568
ВОЗ, ВТО, МВФ, ВБР и все другие международные организации являются служанкой капитала. Недаром СССР игнорировал все эти организации, считая их орудием эксплуатации третьих стран в руках международного капитала. Поразительно, все это понимают, но в мире не находится авторитетных людей открыто выступающих против ВОЗ.
После создания атомной бомбы физики и химики, среди которых были и авторы атомной бомбы: Эйнштейн, Борн, Жолио-Кюри, создали международное движение за запрещение ядерного оружия (Пагуошское движение учёных), между прочим, при поддержки миллиардера Сайроса Итона. Сегодня таких нет.
О времена, о нравы! Цицерон