Он хотел жить и умереть просто Киплингом

Он хотел жить и умереть просто Киплингом

«Мы с тобой одной крови…» — так говорил самый известный персонаж, придуманный известным британским писателем Редьярдом  Киплингом. Стоит отметить, что Киплинг — автор «Книги Джунглей», принесшей ему мировую славу. Как бы там ни было, но именно он первым из англичан получил Нобелевскую премию. То, с чего начато это повествование, для него было не просто слова, литератор-гуманист свято верил, что все в этом мире должны жить в любви и согласии. Собственно и сюжеты его произведений переносят нас — читателей в суровый быт и экзотику колоний с могучей, зачастую жестокой к слабым природой, где чтобы выжить, нужно приложить все физические и духовные силы.

Его часто назвали человеком-хамелеоном. На грани между двумя мирами сложилась его судьба. Он был белым, но родился в Индии, в нем видели надежду семьи, но сам мальчик рос брошенным ребенком, он был сказочником, прославлявшим британский империализм.

Итак, он родился в Бомбее — 30 декабря, под самый новый 1866-й год, т.е. 155 лет назад. Известно, что мальчика назвали в честь одного из индийских озер, где когда-то состоялось знакомство его родителей. Отец – Джон Локвуд Киплинг, профессор местной школы искусств. Мама – Алиса (Макдональд) Киплинг, автор очерков, которые печатали местные СМИ.

Родители, люди сверх занятые, отдали мальчика на попечение слуг, и неудивительно, что на хиндустани (местном языке) малыш объяснялся сначала лучше, чем на своем родном английском. Когда няня водила его пожелать спокойной ночи родителям, то предупреждала, чтобы он говорил с ними по-английски: мол, им это будет приятно.

Раннее детство Редьярда прошли среди экзотических индийских пейзажей. Мальчик рос в дружной любящей семье, был абсолютно счастлив. Его воспитывала няня-португалка и домашние слуги индусы, которые ласково звали его Ридди. Все баловали хорошенького мальчишку, абсолютно не наказывали за шалости.

Лахор, древняя столица великих моголов, считалась «индийским Парижем». Здесь были ателье художников, мастерские, изготовлявшие предметы искусства, а в бесчисленных кафе, совсем как на Монмартре, спорили об искусстве и политике. В том, что именно Лахор стал «индийским Парижем», была немалая заслуга семейства Киплингов. Они были умны, образованны, обаятельны и обладали редким даром привлекать людей. Сюда, в Лахор, после учебы в Англии, вернулся юный Редьярд, полный надежд, планов и новых идей. Да он вернулся в Индию, вернулся домой.

Киплинг молод, но у него зоркое сердце. Ему до всего есть дело, даже до самого забытого, затерянного в тропиках форта под реющим над стенами британским флагом…  Он видит необычное, значительное за обыденным. Он довольно рано понял, что нашел свое призвание в литературе.  Сначала он писал «Школьную лирику»  в стиле поэтов того времени. Спустя три года Редьярд издал сборник «Отзвуки», который был написан уже в совершенно ином стиле. Он пародировал именитых поэтов, подчеркивал искусственность и условность их манер.

Саперы и морские пехотинцы, ирландские гвардейцы, врачи, инженеры ее величества — вот герои Киплинга, герои с «моралью служения». И конечно же, Индия — звуки жизни ее древних городов, запахи базаров и прохлада дворцов и яркие краски ее природы.

Писателя привлекала мысль о родстве всех живых существ, о месте человека в природе. Так появилась «Книга джунглей». А слова маугли, «лягушонок», как прозвали звери своего воспитанника, нет ни в одном языке. Киплинг его придумал сам. 

Его читали все. Британская Индия вдруг получила своего писателя. «Эврика! — восклицал один из рецензентов лондонского издательства, прочитав стихи и рассказы Киплинга. — На свет родился гений!»

Поведавший миру суровый и справедливый Закон джунглей, Киплинг хорошо знал: у жизни тоже есть свой закон, когда победы сменяются поражениями, а радость рождений нового, радость встреч — печалью утрат. Жизнь не стояла на месте и была полна постоянных превращений. Он сделал своими героями простых людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способных пролить свет на саму сущность человека, глубину его души. В те времена, когда царило всеобщее уныние и апатия, Киплинг пел гимн труду, восхвалял героизм повседневного созидания. На страницах его произведений была отражена неприкрашенная жизнь, мир, во всем его многообразии. Литературный язык и стиль поэтического слова Киплинга поражали своим демократизмом. В этом и заключалась художественная революция.

Рубеж же столетий оказался для писателя особенно трудным. Впрочем, хорошо известно, как тонка та грань, за которой правда превращается в хорошо обставленную ложь, на доброе имя вешают ярлык отчуждения, забывая былую дружбу, верность, любовь. У писателя, похоже, были свои счеты с миром. Иначе откуда полные горечи строки?! «Останься тих, когда твое же слово/ Калечит плут, чтоб уловлять глупцов…»

Ему было всего 36, он находится на середине своего жизненного пути, но, увы, почти в конце пути писательского. Его еще будут переводить на разные языка по всему свету. Он будет получать огромные гонорары, сделается почетным ректором университета, стане лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1907 году. Признание будет расти. Но это будет признание былых заслуг. Ничто уже не сравнится с его «Книгой джунглей», с философским «Кимом», с добрыми, милыми сказками про кошку, которая гуляла сама по себе, про любопытного слоненка…

Это о сказках Киплинга когда-то сказал Честертон: «Особая прелесть историй Киплинга состоит в том, что они читаются не как сказки, которые взрослые рассказывают детям у камина, а как сказки, которые взрослые рассказывали друг другу на заре человечества».

Автора «Книги джунглей» давно нет. Но он по-прежнему с нами. Как и его Маугли, законы джунглей, родина его души и сердца — великая и прекрасная Индия. А еще с нами и со всем человечеством слова его поэтического завещания — он писал их сыну, которого вскоре потерял на полях Первой мировой войны:

«Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, —

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Впрочем, следует отметить, что с годами интерес к творчеству Редьярда Киплинга не ослабевает. Еще в начале 40-х годов прошлого века критики начали переосмысливать его произведения. После того, как из печати повторно вышел сборник его стихотворений, интерес к творческому наследию этого литератора возродился с новой силой. И сегодня все чаще и чаще вспоминаются его бессмертные произведения.

Подготовлено с использованием открытых источников

Людмила Васильева специально для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *