Вся планета продолжает с интересом и тревогой наблюдать за событиями в США – стране флагмане капиталистического мира. И самопровозглашённом образце и светоче демократии. Выборы президента Соединённых Штатов мало теперь называть даже просто скандальными. Налицо масштабный и глубокий политический кризис. Непрозрачность при волеизъявлении граждан, несомненные фальсификации, риторика ненависти, уличное противостояние – всё это мы видели в новостях из Америки в конце 2020 года. Наконец протестующие штурмом овладели зданием, где заседает одна из палат парламента США, ворвались в Капитолий. Ещё недавно подобный сценарий развития событий показался бы немыслимым как экспертам, так и просто внешним наблюдателям, привыкшим к американским могуществу, стабильности и благополучию. Как оказалось – на деле уже давно показным.
Однако самые важные и интересные события начались уже после того, как конгрессмены вернулись на свои рабочие места. Не случайно историю с захватом Капитолия всё чаще сравнивают с поджогом Рейхстага – слишком много нестыковок, белых пятен, позволяющих заподозрить провокацию. И уж очень слаженно и чётко стали действовать, быстро пришедшие в движение силы, спеша воспользоваться подходящим поводом. Дональд Трамп, напомним, всё ещё являющийся действующим президентом США, призывал своих сторонников, митинговавших в Вашингтоне, воздержаться от насилия и противозаконных действий. Возможно, неискренне, однако публичная его позиция была именно такой. Тем не менее, крупнейшие социальные сети начали в отношении лично Трампа и его сторонников беспрецедентную кампанию цензуры. Единодушие при этом просто исключительное. Итак, Twitter выдал перманентный бан аккаунту Трампа, Facebook и Instagram заблокировали президента Соединённых Штатов на две недели – оставшуюся часть его срока до официальной передачи полномочий в руки Джо Байдена. Сервис Twitch запретил трампу проводить стримы. Snapchat, Discord, Reddit, Shopify — буквально все основные глобальные интернет площадки выступили общим фронтом. YouTibe, TikTok и Pinterest сносят “провокационные” материалы. Но куда чаще банят людей – огромное количество пользователей крупнейших социальных сетей Америки, недовольных итогами выборов и выражающих свою гражданскую позицию оказались заблокированы навсегда, причём без предупреждения и возможности какой либо апелляции. Никаких юридических оснований, например судебных решений, которые обосновывали бы такую практику, нет и не было.
Понятно, что в подобной ситуации многие попытались перейти на новые платформы. Одной из них стал так называемый Parler, который позиционировал себя в качестве независимой дискуссионной площадки. Что ж, казалось бы, администрация соцсети в своём праве, а свобода слова гарантирована законом. В рамках открытой рыночной конкуренции Парлер должен был получить себе тех, кого не устраивают новые реалии Твиттера и Фейсбука. Ну да, как бы не так! Сперва соцсеть была удалена из онлайн-магазинов, что радикально ограничило возможности по её скачиванию и установке. Но, мало этого, в самом скором времени дело дошло до самого настоящего бойкота, блокады, организованной монополистами. Генеральный директор Parler Джон Мейтц заявил: “Все подрядчики, начиная от сервиса по обмену сообщениями и провайдеров электронной почти и до юридического отдела, в один день отказались иметь с нами какие-либо дела”. Гвоздь в гроб забило решение корпорации Amazon, владеющей большей частью серверов в Соединённых Штатах и размещавшей на них данные Парлера, разорвать в одностороннем порядке свои отношения с соцсетью. В кратчайшие сроки платформа, осмелившаяся плыть против течения, оказалась фактически уничтожена. Больше смельчаков среди западных интернет площадок нет.
Ворвавшиеся в Капитолий протестующие, те социальные группы, которые стоят за ними, в конечном счёте добрая половина американцев, голосовавшая за Дональда Трампа (даже если принять итоговый результат выборов за чистую монету, разрыв между конкурентами из Демократической и Республиканской партий весьма скромный) оказались в одночасье поражены в правах. Им нельзя и негде выразить своё мнение. И речь идёт не о попытке установить путём запретов и цензуры гражданский мир, охладить страсти. Противоположная сторона не молчит, не стесняется в оценках, обвинения, оскорблениях, отвечать на которые запрещено, буквально физически невозможно. По отношению к тем, кто не доверяет результатам выборов, используется термин “бунтовщики”, их обвиняют едва ли не в попытке насильственной узурпации власти. Даже как таковые сомнения в честности и работоспособности демократических институтов в США объявляются недопустимыми по определению – и заслуживающими кары. Практически мыслепреступлением.
Автор этих строк далёк от поддержки Трампа, весьма критично оценивает его действия на посту первого лица в Соединённых Штатах. Его политика была преисполненным метаний правым популизмом и по большинству направлений провалилась. Ни одну по-настоящему важную задачу Трамп за 4 года в Овальном кабинете решить не сумел. Барские замашки, как на внутренней, так и на международной арене, торговые войны, санкции и прямые акты вооруженной агрессии против суверенных государств – всё это было. На вопрос о том, что же лучше для самих США и всего человечества – Демократы или Республиканцы у руля капиталистической сверхдержавы, мне представляется наиболее верным ответить известной фразой “оба уклона хуже”. Речь о другом. О неравенстве, против которого в любой ситуации должны решительно выступать настоящие коммунисты!
Руководство Соединённых Штатов который год использует борьбу за свободу в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других стран. Как много обличительных слов и откровенных угроз мы слышали из Вашингтона в адрес авторитарных режимов, “борющихся с собственным народом”, насильственным путём подавляющих протесты населения. В том числе совсем недавно . Попытка извне назначить Хуана Гуайдо президентом Венесуэлы вместо якобы подтасовавшего результаты выборов Николаса Мадуро, санкции США и ЕС против Александра Лукашенко и других руководителей Белоруссии. Бывшего посла Соединённых Штатов в России Майкла Макфола спросили в социальной сети в чём разница между белорусскими протестами и событиями в самой Америке, почему выступающих против органов правопорядка и нарушающих закон людей в одном случае именуют храбрыми демонстрантами, отстаивающими демократию, а в другом — штурмовавших Конгресс сторонников Трампа — «автократическими головорезами»? Ответом стал гневный твитт, в котором прозвучало обещание блокировать всех «идиотов», которые будут сравнивать протесты в Белоруссии и США. Потому что двух мнений быть не может. Одно – неправильное, глупое, преступное. А другое… чьё? Кто принял решение? Не официальный государственный орган, не, упаси боже, народ на референдуме. Цензуру в интернете что Твитер, что Фейсбук, что вся остальная братия в конечном итоге, если не обращать внимания на пустословие, обосновала только одним, но зато железным доводом. Своим правом частных владельцев.
Вот и ответ. Выбор сделан и не подлежит обжалованию. Определено и назначено чёрное и белое. Вот здесь – храбрые повстанцы, а тут – злобные бандиты. Истина в последней инстанции – слово хозяев свободы!
Вот что страшно – и важно, в том числе для нас, здесь, в России. Лицемерие, и без того отвратительное, превращается в двоемыслие, полное торжество готтентотской морали. Что нельзя моему врагу, то мне позволено. Что дурно у другого, то у меня правильно и хорошо. Всё! И не нужно даже утруждать себя какой-то изощрённой аргументацией, хитрить, тем более никому нет дела до каких-то там фактов. Хозяева свободы довели при помощи современных технологий до совершенства, до крайней степени геббельсовские методы – и шагнули ещё дальше. Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. Навязывания, открытой пропаганды словно бы и нет. Не пестрят на улицах плакаты, не надрываются громкоговорители. Но зато в распоряжении действующих как единый картель айти и медиа гигантов десятки миллионов человеческих мнений, голосов, и они сами получают — без выборов и прочей, право, почти смешной в XXI веке мишуры – возможность выступать в качестве народного гласа.
Только все мысли, призывы, всё суть – чья-то собственность. С которой можно обращаться соответствующим образом. В том числе стереть без следа. Контролируемая общественная дискуссия, управляемая политическая борьба. Спортивный матч, где рефери систематически подсуживает одной из сторон, но, поскольку участников невероятно много, матч растянут во времени, а главное – поле одно единственное, а другим (вспомним ещё раз ситуацию с Parler) просто не позволяют возникнуть, игра продолжается – и правила лишь прикрытие, а на деле царит произвол. Диктатура. Наглая, всеобъемлющая – и невидимая. Большой брат – и прав был со своими предостережениями Оруэлл при всей неоднозначности этой фигуры. Рядясь в тоги демократов, никогда не беря на себя прямой ответственности, хозяева свободы могут организовать безудержную травлю, ломая человеку жизнь, лишая работы, уничтожая репутацию, превращая в изгоя. Могут внезапно сделать одну из сторон дискуссии немой. На протяжении веков элитам, тем, кто господствует, чтобы заткнуть рот смелому борцу, требовалось вести долгую и кропотливую работу: давить, запугивать, разыскивать, если нарушитель спокойствия действовал скрытно. Даже из тюрьмы, из застенков и казематов некоторые умудрялись всё равно возвышать свой голос против того, что считали вопиющей несправедливостью! Теперь – чудеса прогресса – всю работу можно проделать за несколько кликов мышью.
Новые технологии подводят мир, человечество, Общество с большой буквы на грань пропасти. Но не следует ударяться в ретроградное дикарство, посыпая голову пеплом выбрасывать прочь гаджеты, обрывать кабели, а после бежать прятаться в лес, боясь чипирования. Корень зла не в технике. Просто прогрессу технологическому должен соответствовать прогресс социальный.
Посмотрим вокруг, оглянемся назад в прошлое. Никогда прежде манипуляция не была столь чудовищной. Круг прямо вовлечённых в процесс людей не был так широк. Однако суть явления старая, оно не вчера родилось. У свободы слова при господстве капитала всегда были и будут хозяева. Телеканалы, периодика, даже книжные издательства – везде есть своя редакционная политика, которая, в конечном счете, определяется владельцами. Кто платит, тот заказывает музыку. А танцующие не в ногу с остальными окажутся на улице. У разных хозяев свои интересы. Конкуренция. Борьба за место под солнцем. И вот перед нами картина плюрализма мнений. Обман зрения, действующий до тех пор, пока не оказывается поднятой тема, затрагивающая всех господ как класс. Тогда закрываются внезапно двери, звучат извинения, или даже окрики, а широкий и прекрасный форум, где каждый имеет право свободного высказаться, сжимается до размеров узкой камеры с прочными стенами – информационной изоляции. Но как же так? А свобода слова? Что с ней? Процитируем Иосифа Виссарионовича Сталина: “Не бывает и не может быть при капитализме действительных «свобод» для эксплуатируемых, хотя бы потому, что помещения, типографии, склады бумаги и т. д., необходимые для использования «свобод», являются привилегией эксплуататоров”.
Вот она, самая главная истина. То, о чём постоянно говорят марксисты. Право ничто если его положения не находят своей реализации в деятельности людей. Либералы щедрой рукой раздают свободы, горой стоят за них в своих заявлениях и декларациях. Лицемерие и ложь! И у всех “неотъемлемых прав”, гарантируемых массам какими угодно бумагами, вплоть до конституции, на деле есть свои хозяева. На свободу слова, на отдых, на образование. Даже на жизнь, если мы понимаем под ней нечто большее, чем чистая биология, работу внутренних органов, да способность поглощать и перерабатывать питательные вещества. Все мы сотни, тысячи раз испытывали на себе ограниченность нашей свободы. Этот факт сильнее всякой казуистики, любого лукавства. К сожалению, мало чувствовать – нужно понимать. Осознавать причины. В тот день, когда массы трудящихся поймут всю глубину своего бесправия, ощупают свои цепи, поймут, кто держит их в своих руках, будет сделан первый шаг на пути к подлинной великой свободе.
Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Вдогонку. Эти хозяева не останавливаются перед убийствами. Был задушен коленом полицейского Флойд, что вызвало вал возмущения чернокожих по всей Америке, заставивший полицию вставать на колено. К нему добавилась Эшли Бэббит, ветеран ВВС, прослужившая 14 лет, бывавшая в Афгане и в Ираке, патриотка США, делом доказавшая свой патриотизм, в отличие от застрелившего ее полицая, когда она влезала в окно Капитолия, и обьявленная террористкой. Ее гибель не вызвала такую же волну возмущения, как гибель Флойда, но, думается, еще аукнется. Государственный террор против свободы в США в самом разгаре. Вот такая там демократия у местных демократов.. хотелось бы ответить на это словами Джорджа Буша младшего о «наведении» демократии в Ираке — Just wait. То ли еще будет.