Год назад после оглашения президентом Российской Федерации В.В. Путиным послания Федеральному собранию произошла смена кабинета министров. Ожидаемая россиянами на протяжении множества лет отставка недееспособного и антинародного правительства Дмитрия Медведева наконец-то состоялась. Ещё в 2013 году фракция КПРФ в Государственной Думе выступила с соответствующей инициативой, сформулировав десять оснований ротации исполнительной власти. Среди них – продолжение грабительской приватизации, отсутствие полноценного экономического роста, ущербная для России финансовая политика, свёртывание социальных гарантий, втягивание нашей страны в ВТО, деградация в научно-технической сфере и т.д. В течение длительного времени Кремль упорно отвергал с порога эту идею, защищая заведшее в тупик правительство Медведева. Но затем, когда уровень доверия общества к власти начал снижаться, когда количество протестных выступлений трудящихся начало возрастать, когда левопатриотическая оппозиция начала укреплять свои позиции на региональных выборах, правящие круги вынуждены были прибегнуть к тактическому манёвру. Это нашло отражение в смене состава правительства.

Год назад отставка Д.А. Медведева с поста премьер-министра и назначение М.В. Мишустина на эту должность породили в обществе определённую степень надежды. Конечно, наивно было рассчитывать на переход от капитализма к социализму (что, конечно, архинеобходимо). Однако, используя опыт политики властей целого ряда буржуазных государств, кабинет министров мог даже в рамках нынешней системы принять меры, направленные на смягчение последствий социально-экономического кризиса. Прошёл год с момента работы действующего состава кабинета министров. Это значительный промежуток времени, за который при желании и при правильной выработке приоритетов можно было бы добиться результатов. Например, правительству Примакова – Маслюкова -Геращенко удалось привести национальную экономику в работоспособное состояние. Только в октябре 1998 – марте 1999 гг.. промышленное производство выросло на 23,8%, а инфляция снизилась с 38 до 3%. Что же мы наблюдаем сегодня?

О степени конструктивности определённой доктрины, политики судят исключительно по её результатам. Так, только за первые девять месяцев 2020 года ВВП России сократился на 3,5%. Наше население потеряло около 400 тысяч человек. За январь -сентябрь прошлого года из нашей страны, по данным Центробанка РФ, было вывезено 35,5 млрд. долларов. Всё это набирало обороты на фоне обогащения представителей олигархического капитала, увеличившего свои состояния на 7 трлн. рублей. В то же время некоторые склонны списывать перечисленные трудности на пандемию коронавируса, приведшую к остановке экономики в связи с введением ограничительных мер. На наш взгляд, не следует всё сводить к вспышке COVID-19. Во-первых, российские власти (равно как и правительства большинства стран мира) не воспользовались успешным опытом определённого количества государств, фактически сумевших локализовать распространение заразы на её начальном этапе. В этом отношении поучительны действия властей Вьетнама, моментально закрывшей границы, введшей жёсткие карантинные меры. В результате уже в апреле 2020 года в этой стране число инфицированных было существенно ниже, чем в Южной Кореи, в Сингапуре и на Тайване. Согласно данным 2018 года, во Вьетнаме проживало 94 660 000 человек. В практически 95-миллионной стране только на 22 августа 2020 года было подтверждено всего 1014 случаев заражения. Их них выздоровело 563 человека, а скончалось только 26 человек. Разумеется, не удалось обойтись без потерь населения. Но их масштабы в большинстве капиталистических стран превышают упомянутые показатели в геометрической прогрессии. Впрочем, на иной результат невозможно было рассчитывать, поскольку буржуазные правительства сперва не придавали значения начавшейся вспышки ранее неизвестного подозрительного заболевания. Тем самым они по сути загоняли ситуацию в угол, способствуя созданию экстремальной ситуации, предоставляющей возможность верхам извлечь из неё выгоду.

Во-вторых, далеко не все страны переживают падение производства. Так, КНР является единственной страной в мире с крупной экономикой, продемонстрировавшей в 2020 году  рост ВВП. Данное обстоятельство доказывает, что при приведении социально-экономической политики в соответствии с потребностями времени и с интересами страны можно добиться результатов даже в невероятно тяжёлых условиях. Именно функционирование в Китае планирования развития народного хозяйства и инфраструктуры, государственная забота о развитии производительных сил посредством проведения финансовой, налоговой и таможенной политики в интересах национальной экономики, господство общенародной собственности в стратегически важных отраслях производства и в банковском секторе, — всё это позволяет сконцентрировать ресурсы и направлять их на осуществление на скоординированной основе ключевых программ развития промышленности, сельского хозяйства, высоких технологий, здравоохранения, науки, образования, социальной сферы, организовывать данный процесс в интересах народа, а не узкого круга лиц.

Нас не покидает сомнения в том, что не будь распространения пандемии COVID-19, то правящие круги непременно нашли новый предлог, якобы препятствующий нормализации социально-экономической обстановки, осуществлению жизненно важного для России рывка – ведь всегда перекладывать свою ответственность за провал проводимого курса. Так, сперва всё списывали то на «наследие Советской тоталитарной системы», то на «сопротивление реформам парламента, коммунистической оппозиции», потом стали всё сводить то к «международным санкциям», то к «напряжённой геополитической обстановке», то, разумеется, к «саботажу правительством Дмитрия Медведева распоряжения президента Владимира Путина». Уже год как Д.А. Медведев не руководит кабинетом министров. А ситуация не изменилась в лучшую сторону – скорее мы наблюдаем развитие противоположных процессов.

Наивно сомневаться в том, что действующая буржуазная власть справилась бы с решением стоящих перед Россией стратегически важных задач. Если мы проанализируем сформулированные в январе 2020 года М.В. Мишустиным приоритеты работы кабинета министров, то убедимся в их непоследовательности. Так, он делал акцент на целесообразности проведения «институциональных реформ», связанных и со снятием административных барьеров и с сокращением издержек для предпринимательства, и с реализацией государственной программы цифровизации экономики, и с осуществлением национальных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры, и с выполнением социальных обязательств государства. Безусловно, практически ни один вменяемый человек не будет отвергать идею социальной справедливости, сильной социальной политики. Но при фактически парализованной экономики, при «неприкосновенности» правящего бал криминально-компрадорского капитала наивно рассчитывать на позитивные изменения.

Что же касается предложенных Михаилом Мишустиным мер по развитию экономики, то они требуют отдельного анализа. Но мы считаем должным подчеркнуть, что действительно важная задача модернизации и развития инфраструктуры является недостаточной мерой. Эти действия неспособны повлиять на изменение процессов во всём народнохозяйственном комплексе, обеспечить занятостью всё население России. В конце концов, вопросы возрождения и развития ВПК, машиностроения, сельского хозяйства, лёгкой промышленностью являются средством не только вывода нашей страны на стезю устойчивого социально-экономического развития, но и укрепления основ национальной безопасности. Что же касается «цифровизации экономики», то в нынешних условиях эта затея представляется несвоевременной. Куда более важным является проведение реиндустриализации, освобождение нашей экономики от диктата со стороны зарубежного капитала. А цифровизация не способствует достижению поставленных целей. Напротив, в условиях капитализма и произвола работодателей это чревато сокращением рабочих мест, со всеми вытекающими последствиями. Говоря о «ликвидации административных барьеров», следует чётко проводить грань. Некоторые действительно нуждаются в оказании государственной поддержки, в предоставлении благоприятных возможностей для функционирования. Речь идёт о народных предприятиях, о малом бизнесе. Однако здесь всё остаётся по прежнему. В 2020 году продолжали предпринимать попытку рейдерского захвата «Совхоза имени В.И. Ленина» через подконтрольную власти капитала судебную и правоохранительную систему. Аналогичным образом обстояли дела с мелким предпринимательством. Отказ правительства от выплаты компенсаций как народу, так и субъектам экономики в период действия режима самоизоляции, от временного освобождения их от уплаты ставок по кредитам, от предоставления субсидий и налоговых льгот, конечно же, негативно отразился на состоянии экономики. Одновременно крупному капиталу (особенно олигархическому) предоставлялись преференции. В его же интересах было принято решение о продлении до 2024 года возможности применения нулевой процентной ставки (вместо 13%-ной) на дивиденды в адрес принадлежащим налоговым резидентам России иностранным компаниям. И это – в условиях нарастания экономического, бюджетного кризиса, эскалации деструктивных социальных, демографических и эпидемиологических процессов, требующих максимальной мобилизации финансовых ресурсов!

Совершенно очевидно, что решение стоящих перед Россией масштабных задач в экономике, в социальной сфере, в здравоохранении, в обороне и в национальной безопасности потребует, во-первых, максимальной концентрации финансовых ресурсов, во-вторых, принятия мер, гарантировавших бесперебойное и ускоренное развитие производственной базы. Но когда основные отрасли экономики функционируют за пределами российской юрисдикции, когда с каждым годом зарубежный капитал увеличивает свой контроль за стратегически важными секторами производства, когда сырьевые монополии затягивают петлю на шее народа, промышленности и сельского хозяйства агрессивной тарифной политикой, только проведение национализации «командных высот экономики» является залогом преодоления бедственного положения нашей страны и народа. А вот именно против этого возражает и президент, и действующий премьер-министр (в прошлом году Михаил Мишустин недвусмысленно высказался против данного предложения в момент обсуждения его кандидатуры в Государственной Думе).

Только воплощение в жизнь программы КПРФ спасёт Россию, выведет её на передовые позиции в мире, положит конец социальному геноциду народа. Но социализм не придёт на нашу землю сам собой, поскольку буржуазия и её политические представители ни за что не будут отказываться от системы, закрепляющей их доминирующее положение. Соответственно, только включение трудового народа России в борьбу за новую систему сдвинет дело с мёртвой точки. Первый шаг к этому – активное участие россиян в предстоящих выборах в Государственную Думу. Несомненно, правящий класс будет предпринимать попытку оказать максимальное влияние на избирательный процесс. Но это не повод посыпать голову пеплом. Если трудящиеся России, взяв на вооружение мужественные и активные действия жителей Иркутской области, предпринятые в 2015 году, явятся в массовом порядке в день голосования на избирательные участки и поддержат Компартию Российской Федерации, то обязательно удастся встать на пути осуществления зловещих замыслов капитала. При этом важно помнить, что класс эксплуататоров никогда не будет играть в поддавки с людьми труда. Поэтому следует быть готовыми к защите подлинных результатов народного волеизъявления на улицах и на площадях, до конца отстаивая идеалы социализма, возрождения нашей Родины, равенства, братства, Советского народовластия.

Пресс-служба МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.