Всемирный банк поучает Россию

Всемирный банк поучает Россию

9 февраля в Государственной думе состоялся «правительственный час» с министром экономического развития Максимом Решетниковым. Тем обсуждения было несколько. Речь шла и о поддержке малого и среднего предпринимательства в изменённых пандемией экономических условиях, и о причинах резкого роста цен на продовольствие, и о мерах по соблюдению закона об основах госрегулирования торговой деятельности.

ТЕЗИС «могло быть и хуже» стал лейтмотивом выступления министра. Инвестиции сократились на 4,3%, но в нынешних условиях это, по словам главы минэкономразвития, хороший результат. Спад экономики, по данным Росстата (в достоверности которых, заметим, сомневаются многие специалисты), составил 3,1%, а мог бы превысить и 5,5%. Цены с декабря 2019-го по декабрь 2020 года выросли на сахар на 67,5%, на гречку — на 40%, на подсолнечное масло — на 26,5%, на картофель — на 31%, на морковь — на 27%, но не прими правительство ряд стабилизационных мер, их скачок мог бы быть ещё выше. Словом, кабмин в целом и минэкономразвития в частности — молодцы, сработали, мол, как надо, и теперь можно прикинуть, что может обеспечить экономический рост в ближайшее десятилетие. Здесь ведущую роль правительство отводит росту доходов населения, который просто обязан быть не ниже 2,5%, на второй позиции — запуск нового инвестиционного цикла и, наконец, на третьем месте — увеличение экспортного потенциала. Всё это будет решаться в рамках общенационального плана восстановления экономики, занятости и доходов, заметил М. Решетников.

Эти перспективы, к сожалению, опровергаются и социально-экономической реальностью, и общественным настроением. Бо`льшая часть субъектов малого и среднего предпринимательства, оставшись за рамками правительственных мер поддержки, не ждёт от грядущего ничего хорошего. Около двух третей предпринимателей оценивают положение сектора малого и среднего бизнеса как плохое и очень плохое, а 78% предпринимателей полагают, что не смогут справиться с оплатой отсроченных налоговых и других платежей в наступившем году. Счётная палата РФ эти опасения считает обоснованными и прогнозирует прекращение деятельности как минимум одной трети субъектов малого и среднего предпринимательства.

Фракция КПРФ в преддверии «правительственного часа» встретилась с главой минэкономразвития, чтобы иметь возможность высказать свою позицию и предложения по наибольшему количеству тех проблем, которые не дают российской экономике идти вперёд. Некоторые вопросы депутаты затем вынесли и на парламентскую трибуну.

Государственное регулирование цен — главное, по мнению коммунистов, на что следовало бы сделать упор правительству. «Чем стабильнее цены, тем стабильнее экономика», — заметил Николай Арефьев. Многие страны с рыночной экономикой не считают зазорным использовать здесь административные инструменты. Так, в Германии уровень госрегулирования цен составляет 40%. Леонид Калашников обратил внимание на то, что год назад торговые сети Германии были обвинены в занижении(!) цен, из-за которого пострадали фермеры, и правительство вынуждено было срочно вмешаться. Алексей Куринный подчеркнул актуальность вопроса регулирования цен на лекарства и изделия медицинского назначения в условиях распространения коронавирусной инфекции: в начале пандемии маски, себестоимость которых от силы 1 рубль, закупались за бюджетные деньги по 40—50 рублей, а противовирусный препарат «Коронавир», красная цена которому 150 рублей, продаётся в аптеках по 5—6 тысяч рублей.

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил, что ещё в 2015 году депутаты-коммунисты вносили законопроект о регулировании цен на товары первой необходимости и медикаменты. Законопроект отфутболили, а вопрос так и остался одним из острейших. В декабре минувшего года фракция КПРФ предложила законопроект в новой редакции, сейчас он готовится к рассмотрению в первом чтении.

Выступая на «правительственном часе», Николай Арефьев развернул тему ценообразования. С 2000 года накопленный индекс потребительских цен превысил 550%. Доходы же населения падают седьмой год подряд. Сейчас доходы россиян с поправкой на инфляцию находятся на уровне 2010 года.

На росте цен, по мнению депутата, сказалось и повышение в 2019 году НДС, и падение курса рубля, и увеличение акцизов. С 1 января этого года ставка топливных акцизов повысилась на 4 процента, а вслед за ней подорожал и бензин, который тянет за собой все остальные товары. При обнулении вывозных таможенных пошлин растёт налог на добычу полезных ископаемых, который тоже влияет на рост цен на бензин. Вместо того чтобы уделить внимание спекулятивным звеньям и торговым сетям, получающим сверхприбыли за счёт торговых наценок, правительство взялось регулировать цены ограничением и без того нулевой доходности производителей сельхозсырья, подчеркнул Н. Арефьев. Крайне важно возвратить под российскую юрисдикцию организации торговли и промышленные предприятия, считает он.

Тема деофшоризации и снижения иностранного влияния на российскую экономику звучала и на встрече фракции КПРФ с главой минэкономразвития. Её затрагивали Валерий Рашкин и Николай Коломейцев. Сегодня 90% торговых сетей в России — иностранные, а 28% из них зарегистрированы в офшорах. В промышленности доля иностранного капитала составляет 65%. В ведущем банке страны — Сбербанке, который контролирует 70% экономических процессов в России, 45% акций у иностранцев. На этом фоне, мягко говоря, неадекватно выглядит решение правительства о приватизации госсобственности по 10% в год по численности предприятий и по акциям.

Снова и снова парламентарии-коммунисты ставят вопрос о наполнении экономики живыми деньгами. КПРФ целым рядом внесённых законопроектов убедительно доказывает, что бюджет страны можно увеличить как минимум в три раза. Лидер фракции Г. Зюганов подчеркнул, обращаясь к министру как представителю правительства: «Эти предложения абсолютно реалистичны, они исходят из практики и советской, и мировой. И зря вы от них отмахиваетесь, вам придётся взять их на вооружение!»

Кроме того, правительство могло бы разумно распорядиться и разбухшим Фондом национального благосостояния, средства которого размещаются за рубежом всего под 1,5—2%, и огромными золотовалютными резервами, но вместо этого предпочитает брать деньги взаймы под 6% и наращивать государственный долг, проценты за который в следующем году составят больше 1 трлн рублей.

Крайне волнует фракцию КПРФ судьба МУПов и ГУПов. Ольга Алимова считает, что их упразднение может привести к частичной потере управления.

Вера Ганзя обратила внимание министра на реализацию закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём. Затягивание банками процесса проверки транзакций приводит к срыву контрактов и банкротству предприятий. Но самое главное, что, прикрываясь в общем-то правильным законом, банки развернули настоящий рэкет в отношении малого и среднего бизнеса, вынуждая предприятия закрывать старые счета и открывать новые — эта манипуляция забирает у предприятий от 10 до 20% от суммы закрытого счёта.

Николай Арефьев заметил, что в течение последних четырёх лет идёт ликвидация предприятий малого и среднего бизнеса. Чтобы остановить этот процесс, надо вернуть единый налог на вменённый доход, денонсировать договор об избежании двойного налогообложения, который является лазейкой для вывоза капитала.

Павел Дорохин, Сергей Гаврилов, Николай Коломейцев подняли тему стратегического индикативного планирования. Несмотря на принятие шесть лет назад по инициативе фракции КПРФ закона о стратегическом планировании, экономика России всё ещё беспомощно барахтается в рыночной стихии. Мало того, что закон был основательно выхолощен при прохождении через Госдуму, правительство не подготовило необходимые для его реализации подзаконные акты. Нет ни органа, который бы полномасштабно занимался вопросами планирования, ни научных кафедр в вузах, готовящих специалистов в этой области.

«В декабре прошлого года Всемирный банк опубликовал рекомендации России отказаться от импортозамещения, открыть беспрепятственный доступ иностранным инвестициям, при этом намекнул, что неплохо бы упразднить ГОСТы и ОСТы и усилить защиту иностранных капиталов, — сообщил Н. Арефьев. — Понятно, что эти рекомендации направлены на уничтожение всего нашего промышленного потенциала».

Геннадий Зюганов считает, что пока правительству Мишустина не удалось скорректировать экономическую политику в пользу производства, развития науки, высоких технологий и поддержки социальной сферы. Но если этого не сделать, кризис будет усиливаться.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *