Полный бунтующих страстей…

Полный бунтующих страстей…

Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Он — автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», “Левша” и многих других, создатель театральной пьесы “Расточитель”.

Родился он 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина, у которых было пятеро детей. Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Орле. После ухода отца с должности, семья из Орла переехала в село Панино, где и началось изучение и познание Лесковым народа.

Когда Николаю было шестнадцать лет, произошли трагические события. От холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

Началом творчества Лескова как писателя считается 1860 год. В это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься только литературной и журналистской деятельностью. В 1862 году Лесков становится постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. 

Наблюдения и длительное изучение жизни русского народа, сочувствие его горестям и нуждам рождают рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) по старинной легенде о мастерах оружейного дела, одно из самых известных произведений. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Сам Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Наверно, поэтому, повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами. Писатель тогда говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике».

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя в Петербурге от приступа астмы. Похоронили его на Волковском кладбище.

Впрочем, творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семёнович — это «писатель будущего». И еще Лев Николаевич Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», а Чехов и Тургенев считали его одним из своих главных наставников.

 Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века, свет которой достиг двадцатого столетия и сполна пролился на прозу этого времени… 

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева специально для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Полный бунтующих страстей…

  1. Железная воля, Колыванский муж, Однодум… Талантище..Истинно народный, истинно русский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *