По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Офицерова
«Развитие авиации, в том числе и малой, — вопрос исторического выживания России» — этот тезис, высказанный лидером КПРФ Геннадием
ЗЮГАНОВЫМ в начале заседания «круглого стола», прошедшего 10 февраля в Госдуме по инициативе фракции КПРФ, стал стержнем обсуждения проблемы возрождения воздушных перевозок на лёгких самолётах. Участники заседания — депутаты, члены правительства, представители различных ассоциаций, пилоты и др. — профессионально обсудили перспективы малой авиации.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» явился продолжением той огромной работы, которую многие годы проводит КПРФ по спасению воздушного флота, доведённого пришедшими к власти рыночниками практически до полного истребления. Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов лично объездил все авиационные заводы СССР, поэтому не понаслышке знает, что было и что стало с отечественным самолётостроением. В Советской стране 15 авиационных заводов производили в год 1,5 тысячи летательных аппаратов, из них почти 17 тысяч лёгких судов, сообщил лидер КПРФ собравшимся. Каждый третий в мире пассажир летал на наших самолётах Ил и Ту, в любой райцентр мог быстро доставить знаменитый Ан (этот самолёт, обрабатывавший поля, ещё называли «кукурузником»). Воздушные трассы пролегали в самые отдалённые уголки нашей страны, связывая воедино огромные просторы. «Это позволяло всем регионам гармонично развиваться», — подчеркнул Геннадий Андреевич.
«Сейчас, куда бы ни приехали, в любой аэропорт, девять самолётов из десяти — иностранные, — с горечью заметил Г. Зюганов. — От 14,5 тысячи аэропортов осталось только 240. Малая и средняя авиация уничтожена почти до основания. Любая наша попытка создать необходимые условия для её развития натыкалась на противодействие, прежде всего чиновников, имевших, видимо, большую мзду от зарубежных контрактов».
В последнее время, считает Г. Зюганов, ситуация меняется. Усилия КПРФ поддерживает президент страны. Хотя, конечно, уровень бюджетного финансирования не позволяет пока строить смелые планы относительно будущего нашей авиации. Геннадий Андреевич призвал участников «круглого стола» к конструктивной работе для выработки рекомендаций, которые он намеревался передать президенту в ходе встречи главы государства с лидерами думских фракций.
Выступавшие всесторонне обсудили, что сегодня мешает развитию малой авиации. Нарекания вызывают и федеральные авиационные правила, содержащие требования к авиаперевозчикам, к организациям техобслуживания, к воздушным судам, и отсутствие типовых программ для учебных центров.
Член фракции КПРФ Вера Ганзя, будучи депутатом от Новосибирской и Томской областей, не первый год бьётся за возрождение малой авиации, от которой зависит жизнь людей в многочисленных деревушках и посёлках этих таёжных регионов, протянувшихся на сотни километров. Именно стараниями В. Ганзя и был созван этот «круглый стол», чтобы совместными усилиями расчистить заброшенные небесные пути-дороги.
«В 1998 году в действие был введён разрешительный порядок на коммерческие воздушные перевозки, который как раз и положил им конец», — рассказала Вера Анатольевна, намекнув, откуда растут ноги у проблемы. Депутат пояснила, чем отличается авиация общего назначения от коммерческих воздушных перевозок. Первая распространяется на личные самолёты и другие летательные аппараты, которые не осуществляют перевозку пассажиров. Пассажирский воздушный транспорт попадает под определение «коммерческого». Именно на него уповают жители труднодоступных мест, зачастую отрезанных от Большой земли.
Поблагодарив представителей различных министерств, откликнувшихся на приглашение, Вера Ганзя с сожалением заметила, что от Федерального агентства воздушного транспорта, на которое замыкаются многие вопросы, на встрече никто не присутствует. «Нам нужно жёстко спросить с этого ведомства: почему такое странное отношение к тем проблемам, за которые оно должно отвечать», — заявила депутат.
Сергей Гаврилов, депутат от Воронежской и Белгородской областей, — ещё один ревностный защитник отечественного самолётостроения. «Советская авиация занимала до 40 процентов мирового рынка, — заметил парламентарий. — Сегодня новое поколение руководителей авиационных предприятий в это верит с трудом: они отвыкли от больших задач, от системной поддержки государства». Для развития малой авиации первостепенное значение имеет создание учебных центров для пилотов. Если в США насчитывается четыре тысячи таких центров, то в России их в тысячу раз меньше — всего четыре. И это, безусловно, порождает дефицит кадров и становится тормозом для конструкторской мысли. Барьер для сертификации лётных судов, отсутствие станций техобслуживания, недостаточность серьёзных инвестиций в модернизацию отрасли, бесконечные реформаторские рывки, которые не дают авиации планомерно развиваться, — всё это переплетается в тугой клубок проблем.
Представители всевозможных ассоциаций, так или иначе связанных с малой авиацией, отмечали необходимость создания конкурентной среды, устранения избыточности регламентирования деятельности малой авиации, более продуманного подхода к вопросам налогового и таможенного регулирования.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, подводя черту под обсуждением, заметил, что многие проблемы, о которых говорили выступавшие, заключаются в навязанной нашей стране неправильной системе управления. В Советском Союзе Министерство гражданской авиации имело около 20 прикладных институтов, оно занималось и подготовкой кадров, и строительством новых посадочных площадок, и организацией ремобслуживания самолётов. «Реформы» всю эту хорошо отлаженную систему ввели в штопор, из которого российская авиация не может выйти до сих пор.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.