В заголовок сегодняшнего поздравительного текста вынесены строчки из припева хорошо знакомой комсомольцам разных лет песни “Сердце моё”, ставшей известной благодаря трём Владимирам. Впервые её исполнил певец Владимир Константинович Трошин, и его исполнение считается каноническим. А написана песня была в соавторстве композитором Владимиром Яковлевичем Шаинским и поэтом-песенником Владимиром Гавриловичем Харитоновым. Напомню полностью весь припев из этой песни: “Сердце моё стучать не устанет, Комсомольское сердце в груди. Старость меня дома не застанет, Я в дороге, я в пути”. Нынешний текст посвящён юбиляру, которому сегодня исполняется 80 лет, но моё субъективное ощущение от многолетнего общения с этим человеком такое, что кажется, что ему по-прежнему 18 лет, или же, что он остаётся неизменно в возрастном диапазоне между 14 и 28 годами. Наверное, действительно, комсомольцы бывшими не бывают…
04.03.2021 исполняется 80 лет Николаю Авксентьевичу Сухому, который, по версии персональной статьи о нём в Википедии, является советским и российским чиновником, занимавшим разные посты в системе мелиорации и водного хозяйства нашей страны, политическим деятелем, депутатом Государственной Думы первых четырёх созывов от Саратовской области. В чём-то, возможно, допуская повторы из википедиевской статьи, попытаюсь всё же написать больше от себя лично таким образом, каким я воспринимаю сегодняшнего юбиляра.
Познакомились мы с Николаем Авксентьевичем Сухим в бытность его депутатом Госдумы 1-го созыва, избранным от Аграрной партии России/АПР, когда по его инициативе группа депутатов фракции АПР во главе с руководителем фракции АПР в первой Госдуме Михаилом Ивановичем Лапшиным выезжала летом 1994 года в Саратовскую область, ставшую по сути второй малой родиной Николая Авксентьевича. Запомнилось в той командировке раннее утро после ночёвки в отдельных домиках где-то на возвышенной местности под Саратовом. Вышел я тогда из своего пристанища, чтобы оглядеться на местности, куда мы заехали уже в темноте накануне, увидел прогуливавшегося неподалёку также рано вставшего депутата, который тогда просто сразил меня тем, что как-то повёл носом, пытаясь уловить направление ветра и, указывая рукой, категорически сказал: “Здесь водораздел”. Это потом я додумался, что означают эти слова технаря по образованию: в одну сторону склона с возвышенности стекали одни водные потоки, а в противоположную — другие. Такой вот наглядный урок на местности получил я тогда от человека, которую всю свою жизнь, имея фамилию “Сухой”, занимался водным хозяйством и мелиорацией. Такой вот некий парадокс между фамилией и функционалом.
Саратовская земля действительно стала для Николая Авксентьевича Сухого второй малой родиной, когда он в 16-летнем возрасте в 1957 году по семейным обстоятельствам переехал в г. Энгельс (на противоположном от областного центра левом берегу Волги) к своему дяде из родного села с интересным названием Станиславчик, что находится на юге Киевской области, почти на границе с Черкасской. Родился Николай Авксентьевич Сухой перед самой войной — 05.03.1941 и, по его словам, несмотря на малолетство, запомнил фрицев с автоматами во время оккупации.
Через 4 года после переезда украинского хлопца в Энгельс рядом с этим городом приземлится после успешного пилотируемого полёта первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин. 14.04.1961 года — через два дня после полёта человека, впервые преодолевшего земное притяжение, выйдет встречать на пути из аэропорта Внуково до Красной площади вся Москва. Двадцатилетний солдат-срочник Сухой Н.А. стоял в тот день в армейском оцеплении на Большом Каменном мосту рядом с Кремлём и вместе со всеми и радовался, и одновременно сдерживал натиск людей, стремившихся прорвать солдатский строй и приблизиться к машине первого космонавта.
Но перед призывом в армию уже определился будущий служебный функционал молодого Николая. Любимый дядька сразу по доброте своей “бросил” племянника, что называется “в поле”: начинал будущий студент и выпускник Московского гидромелиоративного института по специальности “инженер-гидротехник” (ныне — Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства имени Алексея Николаевича Костякова, считающегося основоположником отечественной мелиоративной науки, в составе РГАУ-МСХА им. Климента Аркадьевича Тимирязева) с низовой рабочей специальности на строительстве водохозяйственных и гидроэнергетических объектов рядом с городом Энгельс. Так и пошёл мелиоратор Сухой по водной стезе.
Вспоминается ещё один связанный с небом эпизод, непосредственным свидетелем которого мне однажды довелось стать. Однажды группа депутатов Госдумы, в составе которой был и Николай Авксентьевич Сухой, вылетала в командировку в один из областных центров на Волге. По воле случая, связанного с заторами на дорогах, машины с депутатами припоздали и прибыли в аэропорт вылета Домодедово, когда самолёт после того, как вовремя прибывшие на регистрацию пассажиры уже находились в салоне, вышел на рулёжку в сторону взлетно-посадочной полосы. Саратовский депутат не растерялся. Будучи уверенным, что за штурвалом лайнера находится один из тех экипажей, с которыми он по депутатским делам уже много раз летал в Саратов и обратно, Николай Авксентьевич добился разрешения на проезд депутатских машин прямо на лётное поле к притормозившему самолёту, к которому повторно подогнали трап, и чуть припоздавшие депутаты, в какой-то степени воспользовавшиеся своим статусом народных избранников, благополучно оказались внутри салона. Задержка с вылетом оказалась некритичной: на берега Волги самолёт прибыл расчётно по расписанию.
Из очень познавательных рассказов водника и мелиоратора Сухого Н. А. я уяснил, что в советский период ему как начальнику профильного главка капитального строительства в системе республиканской Минводмелиораци приходилось плотно взаимодействовать со смежниками из общесоюзного министерства, которое возглавлял, с одной стороны, земляк и также уроженец Киевской области, а с другой стороны, личный друг первого лица страны министр энергетики и электрификации СССР в 1962-1985 гг. Пётр Степанович Непорожний, имевший прямой выход на Леонида Ильича Брежнева. Спрос за сроки и качество работ, выполнявшихся руководимым Н.А. Сухим главком, был жесточайшим, но Николай Авксентьевич уверенно держал гидротехническую марку.
Также оставался водник Сухой на высоте и в период нахождения в длительной загранкомандировке в качестве советника на территории тогдашнего Йеменского государства на юге Аравийского полуострова, где силами советских специалистов возводились различные гидротехнические сооружения. Николай Авксентьевич в силу своего служебного статуса проехал всю страну, сопровождал разных высоких представителей, приезжавших туда в качестве гостей, и до сих пор внимательно следит за тревожными событиями, разворачивающимися на территории современного Йемена — “страны больших пустынь и малых оазисов”. Кстати, с завершением пребывания нашего “водного и не только полпреда” в Йемене связан один любопытный лингвистический казус. Зарплата Николаю Авксентьевичу начислялась в период загранкомандировки по линии Госплана в тогдашнем Внешторгбанке/ ВТБ в свободно конвертируемой валюте, но получить накопленную сумму сразу по возвращении в Москву он не смог. По документам значилось, что вклад оформлен на вкладчика с трудновыговариваемым отчеством “Авсентьевич”, а в загранпаспорте стояло ещё более трудновыговариваемое: “Авксентьевич”. И потому в банке решили, что разные люди, и потому деньги не выдали. Пришлось Николаю Авксентьевичу через суд по месту рождения добиваться решения о том, что отчества “Авсентьевич” и “Авксентьевич” являются синонимичными и взаимозаменяемыми. А иначе заработанных денег наш советский командировочный так бы и не увидел.
Впервые непосредственным депутатом-одномандатником от Саратовской земли (в первой Госдуме был депутатом-списочником) Николай Авксентьевич Сухой стал на дополнительных выборах во вторую Госдуму в марте 1998 года по Балаковскому округу, расположенному вверх по течению Волги — ближе к Самаре. И почти десять лет (также в Госдуме 3-го и 4-го созывов) тянул лямку одномандатника со всей присущей ему как технарю ответственностью, а также используя свой потенциал лоббиста (у него как руководителя водохозяйственной отрасли на республиканском уровне было в прошлом немало учеников, работавших на местах — среди них был, например, и будущий Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев — кстати, поездку в Казань в своё время для депутатов от АПР организовывал Николай Авксентьевич Сухой). Достаточно сказать только об одном результате лоббистских усилий саратовских депутатов, среди которых был и думский депутат от Балаковского округа Сухой Н.А., — сооружении многокилометрового моста через Волгу.
Последние годы Николай Авксентьевич продолжает возглавлять общественную организацию “Союз водников и мелиораторов России”, пытается в меру сил и возможностей поддерживать на плаву такое важное направление в сельскохозяйственной отрасли, как мелиорацию. Правда, подумывает засесть за мемуары, но, как говорится, ещё не вечер. Поделюсь ещё, как очень квалифицированно просвещал меня — чистого гуманитария — Николай Авксентьевич Сухой как прирождённый водник-технарь по вопросам, связанным с его родной отраслью. Однажды под влиянием сьёмок документального фильма “Моя Родина под водой”, проходивших на малой родине кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского — в расположенном на Волге селе Завражье сегодняшнего Кадыйского района Костромской области, я по-дилетантски поинтересовался у Николая Авксентьевича о том, можно ли “осушить” нынешнее Горьковское водохранилище, проще говоря, слить из него воду, чтобы “вернуть” Волгу в естественное русло, когда она была до затопления на участке между селом Завражьем на левом берегу и г. Юрьевец Ивановской области на правом — в ширину полтора километра (сейчас — 12 километров). Профессионал (водники бывшими не бывают!) ответил мне тогда примерно так: с точки зрения сегодняшних технологий возможно практически всё, но цена вопроса в части рекультивации земель и создания фактически с нуля новой береговой инфраструктуры будет во много раз больше, чем было потрачено на строительство Горьковской ГЭС в г. Городце со всеми сопутствующими мероприятиями. Так что назад “брода” нет.
А потому вывод, вынесенный писателем-деревенщиком Валентином Григорьевичем Распутиным в заголовок повести “Прощание с Матёрой”/1976, похоже окончательный. И потому малая родина многих людей, которые прежде родились и жили на уже позднее затопленных территориях, пока под водой. Среди них и уроженец села Завражье кинорежиссёр Андрей Арсеньевич Тарковский. Очевидцы рассказывают, что в начале 1970-х годов известный кинорежиссёр со слезами на глазах и со словами “Моя Родина под водой” пересекал обратно на пароме Волгу после посещения своей малой родины, где он хотел снимать свой автобиографический фильм “Зеркало”, но когда он не узнал ту быстроходную Волгу, которая запомнилась ему ещё в 10-летнем возрасте со времён жизни в эвакуации в Юрьевце в начальные годы войны и через которую он переправлялся с мамой Марией Ивановной и сестрой Мариной на пути в Завражье для обмена городских вещей на хлеб. По факту фильм “Зеркало” снимался неподалёку от станции Тучково по Белорусскому направлению в Подмосковье, но там всё же несколько другая фенология и природа по сравнению с Волгой.
Также под водой на Вологодчине осталось и село Ольхово (ударение на первый слог), где родился выдающийся советский кардиохирург, участник Великой Отечественной войны Николай Михайлович Амосов. Сегодня ближайшим к подводному Ольхову остаётся стоящее на берегу Рыбинского водохранилища село Мякса Череповецкого района, где в школьном музее бережно хранят память о своём земляке.
Упомяну в заключение ещё об одной общественной нагрузке Николая Авксентьевича Сухого: он продолжает оставаться активным членом Саратовского землячества в Москве и поддерживает связь со своей второй малой родиной. А будучи федеральным депутатом, не забывал и о первой: входил в состав группы по международным связям с Украиной, неоднократно бывал в те годы в столице Киеве, расположенном в трёхстах километрах от его родного села Станиславчик.
Завершая юбилейный текст, позволю немного пошутить, надеясь при этом, что именинник не обидится. Таким основательным и надёжным представляется мне сегодняшний юбиляр по фамилии “Сухой”, что мне даже подумалось следующее. Если нас, россиян настигнет, не дай Бог, Всемирный потоп-2, то спасёмся и выйдем мы сухими из воды в прямом смысле слова, возможно, благодаря таким людям как Сухой Николай Авксентьевич. Так что, если что, вместо Ноева ковчег у нас будет “Ковчег Сухого”.
С Днём рождения, уважаемый Николай Авксентьевич! Здравия и долголетия Вам! Старость Вас же дома не застанет, Вы в дороге, Вы в пути!
Ведь поток воды, как и поток жизни, как и бег времени, как и поток добрых дел, остановить нельзя!
В. Михайлов
март 2021
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.