В повседневной круговерти мы как-то не обращаем особого внимания на текущие факты и события, которые только со временем приобретают в нашем сознании выпуклость и чёткость. Так случилось и в моей жизни по отношению к одному человеку, с которым судьба свела меня во время учёбы в Москве в тогдашней Российской академии государственной службы/РАГС при Президенте РФ в 2000-2003 гг. Тогда мы — студенты РАГС из разных регионов (кто-то получал первое высшее образование, а большинство — второе), раз в полгода собирались на несколько недель на сессию, в рамках которой выслушивали установочные лекции и участвовали в семинарах, а затем сдавали текущие экзамены. В межсессионный период писали контрольные работы и готовили рефераты по разным учебным дисциплинам. Словом, всё как везде, наверное. Группа наша имела внутренний (по РАГС) номер 29, а специализацией наша была “политология”, про которую один преподаватель на одном из первых занятий сказал, что это наука о том, “как сделать Россию счастливой”. Состав группы № 29 был очень пёстрый. Постигали азы новой специальности уже взрослые, умудрённые опытом люди. Был среди нас скромно державшийся, но всегда уходивший в курилку на перерыве студент, которого звали Андрей Непряхин. Когда к нам на занятиях обращались преподаватели, то всегда называли нас по имени-отчеству. Так мы узнали, что у Андрея отчество — Анатольевич. Быстро пролетели шесть семестров, подошла пора госэкзаменов, затем вручение дипломов, заключительный аккорд в обеденном зале ресторана. Перед расставанием обменялись контактами на всякий случай. И только в самом конце учёбы многие из нашей группы, и я в том числе, узнали, что вместе с нами учился в группе Герой Российской Федерации, удостоенный этого звания за вторую чеченскую войну Андрей Анатольевич Непряхин, которого мы с его высшей воинской наградой так ни разу и не увидели. Скромный был парень, которому на момент поступления уже исполнилось 36 лет. Молчал, как настоящий боец ВДВ.
Пару раз после окончания РАГС, как помнится, я связывался с Андреем, он меня немного навигировал по каким-то интересовавшим меня вопросам. И вот когда Андрею было только полных 56 лет, его сердце перестало биться. Герой России, гвардии подполковник Непряхин Андрей Анатольевич ушёл навсегда к своим погибшим в Чечне боевым товарищам. К глубокому сожалению, слишком рано. Выражаю искренние соболезнования родным и близким Андрея Анатольевича Непряхина.
Немного о жизненном и боевом пути Героя Российской Федерации. Родился Андрей Анатольевич Непряхин накануне празднования 19-й годовщины Великой Победы — 08.05.1964 в г. Тарту в тогдашней Эстонской ССР. После окончания спецшколы с математическим уклоном учился в Рязанском высшем военно-десантном командном училище, по окончания которого в 1985 году проходил службу на командных должностях в разных воинских соединениях. В частности, был командиром парашютно-десантной роты в составе 387-го гвардейского парашютно-десантного полка (дислокация — г. Фергана Узбекской ССР), на базе которого готовились специалисты для боевых действий в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Имеет медали, полученные за службу в Советской Армии. После 1991 года он — военнослужащий ВС РФ. Опять различные командные должности, в т.ч. командир 218-го отдельного батальона специального назначения. Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период первой чеченской войны в 1994-1996 гг. В январе 1995 г. участвовал в штурме г. Грозный, в том числе в самые кровавые первые «новогодние» дни боев. Сражался под Аргуном и Гудермесом.
Здесь немного отвлекусь и упомяну, что мне в качестве гражданского человека, который в 1990-е годы работал в составе аппарата депутатских объединений в Госдуме 1-го и 2-го созывов, довелось трижды побывать в 1995 году в Чеченской Республике (в конце февраля-начале марта, летом и осенью). Помню общение депутатов с нашими военнослужащими и на блокпостах перед Грозным, и на территории самой республики. Видимо, ещё тогда где-то наши с Андреем жизненные пути-дороги могли пересечься, но он-то в отличие от нас был в самом пекле, на передовой. За первую чеченскую Андрей Анатольевич Непряхин был награждён медалью “За отвагу” (21.07.1995), орденом Мужества (14.02.1996).
Весной 1998 г. был уволен из ВС РФ «в связи с организационно-штатными мероприятиями». Увы, но тогдашнее сокращение частей специального назначения проходило в тот период, когда бандитские набеги с территории Чечни на Дагестан и Ставрополье приобрели постоянный характер. Уже после начала второй чеченской войны и получения известий о значительных потерях среди частей специального назначения на Северном Кавказе, военнослужащий А. А. Непряхин подал рапорт с просьбой вернуть его на службу и отправить в зону боевых действий. За ним последовали несколько других прежних однополчан. 15.11.1999 был назначен на должность замкомандира батальона специального назначения 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ. В начале декабря 1999 г. прибыл в Дагестан. В течение первого месяца разведгруппа под командованием подполковника А. А. Непряхина совершила несколько выходов в тыл противника. На основе полученных разведданных огнём артиллерии федеральных войск было уничтожено несколько “законсервированных” укреплённых пунктов бандформирований. Сами разведчики также уничтожили несколько машин-цистерн с нефтепродуктами и несколько десятков боевиков. Потерь со стороны федералов не было.
Уже в конце декабря 1999 г. при решении боевой задачи (разведать силы противника в районе высоты 1037,0 севернее населенного пункта Зандак / юго-восточнее Грозного, почти на границе с Дагестаном, откуда
простреливались подходы к ближайшим селам и где, по имевшимся данным, был оборудован мощный узел обороны с гарнизоном с предполагаемой численностью до 200 человек) полковник Непряхин применил военную хитрость и потому сначала приказал артиллерии обстрелять высоту, т.к. знал, что боевики, как правило, уходят со своих позиций и возвращаются на них через несколько часов после прекращения огня. В данном случае разведгруппа сразу после обстрела взобралась на гору почти по отвесному склону и обнаружила замаскированные и хорошо оборудованные позиции, включая подготовленную для стрельбы прямой наводкой по дороге гаубицу, станковый гранатомёт и более пятидесяти выстрелов к нему, другое вооружение, десяток фугасов, установленных на подступах к позициям боевиков. При возвращении боевиков разведчики вступили с ними в бой, в ходе которого командир Непряхин был ранен автоматной очередью в живот. Поскольку группа не могла долго сдерживать численно превосходящий отряд боевиков, то командир по рации вызвал огонь артиллерии на себя. Тем не менее из четырёхчасового боя разведгруппа вышла, не имея погибших. Сам Андрей Непряхин после оказания ему медицинской помощи был в бессознательном состоянии эвакуирован сначала в полевой госпиталь, а оттуда в Буйнакск на территории Дагестана и затем в Москву, где ему было сделано несколько сложных операций.
Этот, как оказалось, последний для гвардии подполковника Непряхина бой состоялся ещё в конце 1999 г. при одном Верховном Главнокомандующем ВС РФ, а подписание Указа Президента РФ от 12.04.2000 о присвоении А.А. Непряхину звания Героя Российской Федерации с вручением медали “Золотая звезда” (№ 628) прошло при другом Верховном Главнокомандующем. Получается, что это Непряхину Андрею Анатольевичу и его бойцам пришлось тогда “мочить в сортире” боевиков…
В 2000 г. Андрей Анатольевич Непряхин после увольнения в запас стал гражданским человеком. Осенью того же года, уже после того, как он смог оклематься от тяжёлого ранения, стал студентом РАГС, где мы с ним в течение некоторого времени в 2000-2003 гг. и общались. После выпуска весной 2003 г. Андрей работал в службе безопасности в интересах крупной коммерческой структуры, позднее занимался подготовкой специалистов высокой квалификации для охранного бизнеса. Спустя двадцать с небольшим лет после ухода с передовой сказались последствия тяжёлого ранения: гвардии подполковник запаса, Герой Российской Федерации Андрей Анатольевич Непряхин скончался 09.03.2021 от остановки сердца. Будем помнить…
В. Михайлов
март 2021
P.S
В соответствии со статусом Героя России Андрея Анатольевича Непряхина должна будет провожать в последний путь вместе с его родными, близкими и боевыми товарищами также рота почётного караула. Те боевые награды, которых мы, учившиеся вместе с ним в гражданском вузе, так ни разу и не увидели на нём, понесут бойцы вслед за гробом бойцы ВС РФ. После того, как тело будет предано земле, будет произведён салют тремя залпами холостыми патронами. Всё будет достойно и скорбно…
Только вот не оставляют меня две непонятные мысли. Первая — о причинах чеченского кризиса, которые привели к таким невосполнимым потерям. Слава Богу, что всё завершилось, пусть и такой жёсткой ценой. Однако, как говорят эксперты, можно было и не доводить до “горячего”. В качестве возможной альтернативы в начале 1990-х годов могло, в частности, рассматриваться назначение на пост замминистра обороны РФ генерал-майора авиации Советской Армии Джохара Мусаевича Дудаева, выпускника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, который достойно командовал полком и дивизией, базировавшейся, как оказывается, в родном городе Андрея Николаевича Непряхина — Тарту, и который за выполнение боевой задачи по обеспечению вывода советских войск из Афганистана, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Но у тогдашнего политического и военного руководства новой России, видимо, не хватило державного ума, чтобы постараться удовлетворить начинавшиеся проявляться политические амбиции воина с Кавказа — уроженца Чечено-Ингушской АССР. Хотя, кто знает… Напомню также, что при проведении весной 1999 г. голосования в рамках запущенной процедуры импичмента первого Президента России до достижения требуемого количества голосов в 300 голосов депутатов Госдумы 2-го созыва за обвинение в войне в Чечне не хватило всего 17 голосов (“за” — 283 / максимальный показатель по сравнению с другими четырьмя пунктами обвинения).
И вторая мысль: почему
рисковавший жизнью в Чечне и ставший там Героем России военнослужащий Непряхин
А.А. смог проявить себя на гражданке только в охранном бизнесе. Не умаляя
достоинств и качеств уважаемого Андрея Анатольевича и других военнослужащих ВДВ
в своей сфере, я пытаюсь найти какие-то возможные аналогии и не вижу. Ведь
удостоенные во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза
военнослужащие Красной Армии могли же тогда в наступившей мирной жизни
реализовать себя достойно! Ответа я не знаю. Видимо, жизнь стала другая… Прости
нас, Андрей Анатольевич…
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Справедливо положительное упоминание Д.М.Дудаева. При нем не было переименований улиц и площадей в Чечне. То же можно сказать и про Аслана Алиевича Масхадова, участвовавшего в штурме телебашни в Вильнюсе. Хотя в 91-92 годах была резня русских жителей, сдавших оружие чеченцам. Первая чеченская война, справедливая, завершилась победой Чечни и Хасавьюртовским миром. Вторая, несправедливая по советски — поражением Чечни.
Проспект Победы в Грозном переименоаан в Проспет Путина. И теперь победитель, Россия, платит дань побежденному, Чечне.
Вопрос об импичменте не прошел из за позиции жириновцев, не поддержавших его.