“Неуд” министру от крестьян

“Неуд” министру от крестьян

19.03.2021 отмечает свой 75-летний юбилей первый министр сельского хозяйства новой России Виктор Николаевич Хлыстун. Он занимал эту должность дважды: сначала с 15.11.1991 по 27.10.1994, а потом во второй раз — с 14.05.1996 по 30.04.1998. Получается, что в совокупности он пробыл в должности первого аграрного лица страны около пяти лет, что для “лихих” 1990-х годов, видимо, немало.

Разные эксперты по-разному оценивают этот период развития отечественного агрокомплекса, когда во главе его стоял В.Н. Хлыстун. С одной стороны, нейтрально расположенные к нему специалисты положительно оценивают его профессионализм, особенно по образовательному функционалу: Виктор Николаевич, уроженец тогдашней Кокчетавской области Казахской ССР (родился в селе Дмитриевка в нескольких десятках километров от тогдашнего райцентра Щучинск, расположенного на берегу озера Щучье) — выпускник, позднее ассистент, затем аспирант, старший преподаватель, декан, секретарь парткома, проректор по научной работе Московского института инженеров землеустройства/ МИИЗ (ныне — Государственный университет по землеустройству/ГУЗ). Сегодня доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук с 2013 г. (до этого -академик Россельхозакадемии с 1997 г., которым стал в период второго пришествия в кабинет на Орликовом переулке, 1/11, где располагается Минсельхоз России) В. Н. Хлыстун является преподавателем на кафедре экономики недвижимости в родной alma mater.

Автору этих строк довелось самому быть свидетелем того, как аргументированно и последовательно излагал свою позицию министр на заседаниях фракции Аграрной партии России/АПР в первой Государственной Думе (руководитель фракции — Председатель АПР М.И. Лапшин/1934-2006), когда ещё несколько месяцев оставался первый раз министром после выборов 12.12.1993 — до ухода в отставку после первого захода.

Точно также поступал системщик Хлыстун, когда в ранге министра-2 приходил уже во второй Госдуме на заседания Аграрной депутатской группы/АДГ (руководитель — тогдашний зампредседателя АПР Н.М. Харитонов/1948 г.р., ныне депутат 7-й Госдумы от КПРФ, председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока). Но там “градус неприятия” министра членами АДГ был существенного выше. Вторая Госдума была гораздо более оппозиционная и политизированная (даже инициировала импичмента Президенту РФ), и потому эмоции в диалоге между высшей законодательной и исполнительной властью по вопросам АПК порой зашкаливали сильнее по сравнению с 1-й Госдумой. Что и понятно, поскольку положение дел на селе во второй половине 1990-х гг. становилось всё хуже и хуже.

Здесь позволю себе отвлечься и попробую как человек, в определённой степени сопричастный к событиям в аграрно-политической сфере того времени, поскольку являлся помощником народного депутата РСФСР, депутата Госдумы 1-го, 2-го и 3-го созывов, Председателя АПР Михаила Ивановича Лапшина, сформулировать одну незатейливую мысль. По прошествии десятилетий начинает, казаться, что тогда в 1990-е годы, если перефразировать известное выражение писателя-классика, “всё смешалось в доме аграриев”. С одной стороны, были такие личности, как Лапшин и Харитонов, которые в качестве народных депутатов РСФСР вместе с другими дружно проголосовали за историческое постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 “О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса” — к этому, не побоюсь этого слова, оглушительному документу мы ещё вернёмся (подписал, к слову, тогдашний спикер Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин).

Были в “аграрной обойме” и такие бойцы как Василий Александрович Стародубцев/1931-2011 — член ГКЧП с 18.08 по 21.08.1991, член Совета Федерации в 1993-1995 г., позднее — губернатор Тульской области, Председатель Аграрного/Агропромышленного союза России, как министр сельского хозяйства РФ в 1994-1996 гг. Александр Григорьевич Назарчук/1939-2021, позднее — спикер регионального парламента в Алтайском крае как председатель профильного комитета Госдумы по аграрным вопросам Алексей Андреевич Чернышев/1939 г.р., позднее — губернатор Оренбургской области, как депутат Госдумы всех семи созывов (за исключением периода нахождения в составе правительства Евгения Максимовича Примакова в 1998-1999 гг.) Геннадий Васильевич Кулик/1935 г.р., ныне — советник спикера Госдумы по вопросам развития сельского хозяйства после того, как уступил свой мандат депутата Госдумы 7-го созыва экс-министру (в 1999-2009 гг.) и экс-губернатору Воронежской области (в 2009-2017 гг.) Алексею Васильевичу Гордееву. Не хотелось бы забыть и такого уважаемого человека, которого считали “рабочей лошадкой” в Минсельхозе и который изо всех сил тянул непосильный одному человеку “аграрный воз”, как Владимир Николаевич Щербак/1939-2010 — всегдашняя “правая рука” министра, а в короткий период в 1999-2000 гг. министр, позднее вице-премьер по сельскому хозяйству. Вот уж этот человек действительно всегда “пластался” за село. Назовём наконец такой сформировавшийся по земляческому принципу (не только питерские рулят) тандем, как уроженцы Оренбургской области — вице-премьер по селу в 1993-1997 гг. самобытный Александр Харлампиевич Заверюха/1940-2015 и ещё более самобытный с его непревзойдёнными афоризмами премьер в 1993-1998 гг. Виктор Степанович Черномырдин/1938-2010. Надеюсь, что никого из “агрогенералов” не забыл!

И вот при таком “созвездии имён” на аграрном небосклоне, при стольких “няньках” — “дитя”, то есть крестьянство и село в “лихие”1990-е годы — остались “без глазу” — по сути обездоленными… Причин тому несколько. Но следует признать, что деревня в то десятилетие оказалась “крайней” …

Хотя начиналось всё на подъёме: с создания крупнейшей в составе Съезда народных депутатов РСФСР фракции “Аграрной Союз”, которую возглавлял тогдашний руководитель сельхозпредприятия из Подмосковья с 30-летним стажем, уроженец Алтайского края М.И. Лапшин, и принятия упоминавшегося постановления Съезда от 03.12.1990 (в декабре прошлого года уже исполнилось 30 лет этому документу). Написано и затвержено в прошлом веке, а читается как программа на десятилетия вперёд. Напомню только одну цифру из этого постановления: первым пунктом в нём стоит установка для исполнительной власти всех уровней: “направлять на эти цели (развития АПК и социальной сферы села) ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15 процентов национального дохода РСФСР”. Ибо сельское хозяйство, труд крестьянина на земле нуждался, нуждается и будет ещё, наверное, долго нуждаться в разумной государственной поддержке, регулировании межотраслевых пропорций (речь идёт о пресловутом “диспаритете цен” на продукцию ресурсных отраслей — прежде всего горюче-смазочных материалов — для АПК и продукцию сельского хозяйства) и взвешенной протекционистской политике в целях защиты отечественного сельхозтоваропроизводителя, что делают все страны мира! Ибо сельское хозяйство производит социально значимую продукцию — продукты питания, которые нужны каждому — от олигарха до военнослужащего. И кормить собственную армию лучше родной пищей. Ибо пока в силе остаются слова сказанные, возможно, Наполеоном: “Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую”. А это уже зависит от “нянек” в государстве, от государственных мужей.

После такого пространного отвлечения вернёмся к имениннику — В.Н. Хлыстуну. Возможно, что выскажу несколько субъективное мнение, но мне представляется следующее: “анти-нянькой” села я бы лично Виктора Николаевича не назвал, но и до человека, который бы “пластался” за сельское хозяйство, ему далеко. Да, как профи, как эксперт, как специалист-землеустроитель, возможно, он пытался сглаживать, “стелить соломку” для крестьянина, но итог 1990-х гг. всё равно печален. Приведу здесь также цитату из текста последнего министра сельского хозяйства и продовольствия СССР в 1990-1991 гг. Вячеслава Ивановича Черноиванова/1938 г.р.

“Виктор Николаевич Хлыстун по своим экономико-политическим воззрениям был умеренным рыночником. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать его статьи 1990-1991 гг. Он один из авторов пакета законодательных актов по земельным преобразованиям, сторонник перевода материально-технического обеспечения сельского хозяйства на коммерческую основу. В.Н. Хлыстун выступал в то время за создание крестьянских семейных хозяйств, коллективные хозяйства считал не всегда достаточно эффективными. Он писал: “Когда я вижу длинные очереди у продовольственных магазинов, мне хочется закрыть окна своей машины, мне очень неловко за себя и за свою отрасль. Предшественники оставили тяжёлое наследство, но тем не менее их долги считаю своими долгами”. Вспоминает (о первой отставке) В.Н. Хлыстун: “За три года я несколько раз намеревался подать заявление об отставке, когда казалось, что полностью исчерпал свои возможности противостоять разрушению АПК, но моя команда убеждала не делать этого, потому что велика была вероятность, что министром будет назначен человек из команды радикалов. Однако весной 1994 г., когда все попытки внести разумный, учитывающий интересы крестьян проект закона “О государственном регулировании агропромышленного производства” экономические министерства отказались даже обсуждать, считая саму постановку вопроса нерыночной, — подал заявление об отставке. Руководство правительства уговорило меня провести сев и потом уйти, потом попросили провести уборочную кампанию. В ноябре (1994 г.), когда я категорически заявил, что просто не выйду на работу, отставка, наконец, была принята”/конец цитаты.

В чём-то Виктор Николаевич, возможно, и прав. Пришедшему ему на смену в качестве лидера аграрной отрасли — выдвиженцу Аграрной партии А. Г. Назарчуку тоже было неуютно на заседаниях правительства в окружении министров экономического блока — “птенцов гайдаровского гнезда”. Но сибиряк по рождению, потомок украинских переселенцев в Сибирь в рамках Столыпинской реформы в начале XX-го века Александр Григорьевич “пластался”, возможно, руководствуясь перефразированным выражением: “К отставке/ “помирать” собирайся, а сеять хлебушко крестьянству — помогай!» Вспоминается в связи с этим, как однажды после 1996 года спикер Алтайского крайсовета народных депутатов А.Г. Назарчук привозил однопартийца и земляка (ещё одна земляческая “мафия”) М.И. Лапшина в свой родной райцентр Романово к юго-западу от Барнаула и знакомил со своей 90-летней то ли бабушкой, то ли прабабушкой, которая после 1906 года в малолетнем возрасте была привезена родителями-переселенцами в “столыпинском вагоне” на алтайские чернозёмы — вот такая родословная была у экс-министра А. Г. Назарчука, совсем недавно ушедшего из жизни при трагических обстоятельствах.

А вот Виктор Николаевич, возможно, “не-до-пластался” или же не “пере-пластался” за крестьян. Ведь деревне, крестьянству в “лихие” 1990-е годы было очень тяжко. С этим не поспоришь.

Правда, люди у нас на Руси, особенно селяне, отходчивы и несмотря на все перипетии минувшего десятилетия, когда они поставили тогдашнему министру сельского хозяйства “жирную двойку”, если бы они узнали про сегодняшнее 75-летие экс-министра и академика, то, наверное, вместе со студентами и коллегами по вузу поздравили бы нынешнего юбиляра. С днём рождения, Виктор Николаевич!

В. Михайлов

март 2021

P.S

По воспоминаниями руководителя фракции АПР в 1-й Госдуме М.И. Лапшина, он был в числе приглашённых на приём в Спасо-Хаус в Москве в мае 1995 г. в рамках визита тогдашнего Президента США Билла Клинтона, который был приурочен к празднованию 40-летия Победы во Второй мировой 1939-1945 гг. / Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В завязавшемся диалоге между парламентарием-аграрником из России Лапшиным и президентом США Клинтоном вдруг неожиданно для Михаила Ивановича прозвучали примерно следующие слова: “Вы, если отработали несколько десятилетий на земле, тоже как фермер у нас в Америке. А у меня и папа/daddy был фермером, и дедушка/grandaddy был фермером. И я как президент США каждый раз утром думаю о том, как живётся и работается фермерам в нашей стране”. При всех нюансах перевода и смыслах немного разных функционалов собеседники поняли друг друга. Возможно, что М.И. Лапшин, оценив державный (про свою державу) ум Б. Клинтона, подумал про себя: “Вот бы и нам такого президента с таким державным умом!”

P.S.S

В начале августа 2014 года после визита Президента России В.В. Путина в Воронежскую область, где губернатором тогда был А.В. Гордеев, экс-министр сельского хозяйства (типа, ездил посоветоваться), в ответ на санкции Запада был издан Указ об анти-санкциях со стороны России. Под эмбарго на ввоз попало продовольствие из стран, которые ввели санкции против России за Крым. Фермеры Евросоюза оказались в очень затруднительном положении: обширный рынок сбыта для их сельскохозяйственной продукции оказался закрытым. Зато российские сельхозтоваропроизводители оказались в выигрыше. Как говорится, не было протекционизма, так Крым-наш помог! Наверное, со временем санкции и соответственно анти-санкции будут постепенно свёрнуты. Только вот хотелось бы, чтобы “прививка”, сделанная по факту государственным “нянькам” или государственным мужам в пользу защиты отечественного агрокомплекса, долго сохраняла своё действие. Село без защиты государства не выживет: о степени защитной поддержки можно спорить. Но сам принцип неизменен.

P.S.S.S

В заключение напомню цитату из прошлогоднего текста, посвящённого памяти Михаила Ивановича Лапшина (см. по ссылке: http://msk.kprf.ru/2020/06/17/140822/):

“В качестве народного депутата РСФСР в составе делегации аграрников неоднократно встречался с первым Президентом России. При обсуждении вопросов господдержки отечественного АПК в ответ на недоумённую реплику вдруг ставшего “рыночником” Б. Н. Ельцина: “А что скажет Запад?” — М. И. Лапшин однажды сказал: “А Запад перебьётся!”, имея в виду, что в США и в Европе поддерживают отечественного сельхозтоваропроизводителя”.

А Байден перебьётся?!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *