По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Пётр Пархитько
Нацистские преступники времён Второй мировой войны, депортируемые в Германию из других стран, всё чаще остаются в итоге безнаказанными. Независимо от тех или иных причин освобождения бывших нацистов впору говорить даже о такой практике, как срок давности и, соответственно, недоказуемость совершённых преступлений. Ибо всё чаще потенциальный обвиняемый оказывается в итоге и единственным свидетелем при рассмотрении собственного дела.
Недавний случай — очередное тому подтверждение. 95-летний Фридрих Карл Б., высланный в ФРГ из США ещё в конце февраля этого года, так и не предстал перед судом в Германии. Бывший охранник нацистского концентрационного лагеря был депортирован властями американского штата Теннесси во Франкфурт-на-Майне. Это произошло после того, как американский суд признал его виновным в уничтожении евреев в годы Второй мировой войны.
Фридрих Б., как отмечает в этой связи «Дойче велле», ещё на процессе в США признался, что служил охранником в концлагере, но отрицал, что при нём происходило насилие над находившимися в лагере заключёнными, что он знал об убийствах, совершаемых в лагере, и что конвоировал заключённых во время эвакуации лагеря. А после прибытия в Германию Фридрих Б. заявил, что… не хочет повторно давать показания по этому делу.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: из-за того что больше не осталось в живых ни одного из бывших заключённых этого концлагеря, которые могли бы дать свидетельские показания, прокуратура в немецком городе Целле в начале апреля закрыла дело «за отсутствием доказательств». И Фридрих Б., который с 1959 года жил в США, вероятно, спокойно проведёт остаток своей жизни в Германии.
Кристоф Хойбнер, вице-президент Международного комитета Освенцима (организация, объединяющая бывших узников этого концлагеря), считает очень странным тот факт, что американская и немецкая юстиция так по-разному оценивают этот случай. «Если американцы высылают людей, то обязанностью немецкой прокуратуры является расследование преступления», — заявил Хойбнер в интервью «Дойче велле».
Напомним, что за последние 40 лет из США в Германию были депортированы 70 нацистских преступников преклонного возраста. Большинство из них так и не предстали перед судом. Многие проводят остаток жизни в немецких домах престарелых — на деньги налогоплательщиков, как в случае с 95-летним бывшим эсэсовцем Яковом Палием, который в 2018 году после долгих дипломатических дискуссий был депортирован из Нью-Йорка в Германию.
Согласно нормам миграционного закона от 1978 года, США могут выслать из страны каждого, кто участвовал в преступлениях нацизма, хотя это происходит лишь в том случае, если какая-либо страна согласится принять преступника. В Германии же, наоборот, нет закона, в котором речь идёт о преступлениях, связанных с холокостом.
Спустя многие десятилетия после окончания Второй мировой войны бывшие нацисты могут быть осуждены лишь в случае, если убивали или были причастны к убийствам. И доказать совершение таких преступлений сейчас очень сложно за давностью лет. В отношении же других преступлений — изнасилований, похищений людей, пыток и так далее — уже истёк срок давности.
Томас Вальтер, 77-летний адвокат и бывший судья, играл важную роль в процессе поиска и наказания нацистских преступников в Германии в последние 20 лет. Вальтеру часто приходилось объяснять людям, пережившим холокост, чьи интересы он защищал, все тонкости немецкого законодательства.
«Для американского ведомства по делам мигрантов достаточно того, что оно приходит к выводу, что обвиняемый лжёт: то, что он держал в секрете своё нацистское прошлое и служил в одном из концлагерей, независимо от того, что именно за лагерь и что в нём происходило, — говорит он. — В Германии же требуются доказательства конкретного преступления, должно быть известно точное место преступления. Необходимо доказать, что охранник находился именно в этом лагере, а не в другом, — поясняет далее Вальтер. — Только если существует место преступления, можно определить основной состав преступления — убийство людей, находившихся именно в этом месте, например. И тогда должен быть получен ответ на вопрос: каким образом обвиняемый причастен к этому преступлению? Это сделать довольно сложно, как и в случае Фридриха Б., когда речь идёт о последних днях войны, когда всё происходило в спешке».
В деле Фридриха Б. решающую роль сыграл мемориал Нойенгамме, а особенно его главный историк Раймер Мёллер. Он был тем, кто отправил в Центр расследования преступлений национал-социализма в Людвигсбурге список с именами, в котором значилось и имя Фридриха Б. Этот список был найден при поднятии со дна моря корабля, потопленного в 1945 году британскими ВВС. Благодаря этому списку Мёллер сумел восстановить историю Фридриха Б. В январе 1945 года его, 19-летнего матроса, эсэсовцы отправили служить охранником в два концлагеря в Мёппене, которые являлись частью системы Нойенгамме, в которую входили более 80 концлагерей, расположенных от Гамбурга по всему побережью Северного моря.
Фридрих Б. охранял заключённых на острове Лангеог, в одном из мест, где евреи, датчане, русские, поляки, итальянцы и другие подневольные рабочие должны были строить огромные оборонительные сооружения вдоль границы Германии на севере. Согласно данным мемориала Нойенгамме, здесь от голода, холода и непосильного труда погибли сотни человек.
Кроме того, как выяснил судья американского суда, выносивший решение о депортации, заключённые в лагере Мёппен содержались в чудовищных условиях и должны были работать до изнеможения и смерти. Но при этом никто не знает, где именно нёс службу Фридрих Б. Лагерь был эвакуирован в марте 1945 года. Известно, что минимум 70 заключённых умерли во время так называемого марша смерти. Но Фридрих Б. отвергает обвинения в том, что охранял заключённых во время эвакуации лагеря, а Мёллер не может с точностью утверждать обратное.
С подобными проблемами сталкивался не раз и Эли Розенбаум, который 30 лет является центральной фигурой в поиске нацистских преступников в США. В начале Розенбаум был главой Управления по специальным расследованиям минюста США, а теперь уже 11 лет возглавляет в том же министерстве отдел стратегии и политики в области прав человека. Он отмечает, что дефицит политической воли Германии часто вызывает сильное разочарование.
«Самая большая проблема с немецким правительством заключается в том, что оно часто не соглашается принимать обратно людей, которых мы должны депортировать из США на основании их причастности к преступлениям нацизма, — подчёркивает он в интервью «Дойче велле». — Обычно они говорят, что им жаль, но они ничего не могут сделать, поскольку, соглаcно законодательству, не могут принимать обратно людей, которые понесут уголовное наказание. Это приводит к тому, что целый ряд нацистских преступников умерли в США, хотя их вина была доказана в суде. Но Германия не захотела принять их обратно», — констатирует Эли Розенбаум.
Со многими из более чем сотни найденных его организацией нацистских преступников Розенбаум разговаривал сам. Он считает, что нет причин для того, чтобы 95-летний Фридрих Б. не предстал перед судом — независимо от того, какую роль он играл в уничтожении евреев и других узников концлагеря. Для каждой жертвы он является преступником. Все такие случаи посылают решающий сигнал о том, что эти преступления никогда не будут забыты, отметил Эли Розенбаум.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.