Так и сношения с Московиею, если будут поддержаны, останутся вечным памятником ваших добродетелей…

Так и сношения с Московиею, если будут поддержаны, останутся вечным памятником ваших добродетелей…

11.05.2021/вт около 16 часов по московскому времени / около 2 часов дня по Гринвичу — ровно спустя 468 лет в соответствии с тем, как фиксируют английские исторические хроники, “11 мая около 2 часов дня мы вышли из Детфорда/ Deptford и прошли мимо Гринича/ Greenwich, отсалютовав пребывавшему здесь королевскому величеству нашей артиллерией”, был дан символический старт историческому ремейку “Ченслериада-2” / “Chancellor’s Trip-2”, посвящённому 500-летнему юбилею со дня рождения английского мореплавателя и родоначальника регулярных москово-английских / ныне российско-британских отношений Ричарда Ченслера (родился около 1521 г. в английском городе Бристоле/ год основания — 1155), получившего в середине XVI века от царя Ивана IV Васильевича право на беспошлинную торговлю между Московией и Англией.

Почти год назад — 06.08.2020 — здесь на портале был опубликован анонс предстоящего юбилея (см. по ссылке: http://msk.kprf.ru/2020/08/06/143562/), в котором подробно рассказывалось о личности мореплавателя Ричарда Ченслера / Richard Chancellor, ставшего, по сути, первооткрывателем — для обитателей Британских островов — находившегося на другом конце Европе Московского царства. В середине XVI века он совершил на парусном судне “Эдуард Благое Предприятие”/ “Edward Bonaventure” в поисках т.н. Северо-Восточного прохода (сегодняшний Северный морской путь) для того, что попасть в Индию, путешествие за четыре моря (Северное, Норвежское, Баренцево, Белое). В результате оказалось, что судно под его командованием 24.08.1553 бросило якорь на Летнем (западном) берегу Двинской губы Белого моря, рядом с Никольским рукавом в устье Северной Двины, у тогдашнего Николо-Корельского монастыря, где сегодня расположены г. Северодвинск / год основания — 1936, а вверх по течению — Архангельск /1584. Переиначивая известное выражение, скажем так: “плыл в Индию, попал в Московию”.

После самых разных событий 1553-1554 гг. английский мореход составил описание своего путешествия в Московию. Позднее в посвящении к тексту “Первое путешествие англичан в Россию в 1553 году”, обращаясь к коронованной особе, писавший на латыни переводчик Климент Адам так сформулировал своё, скажем так, геополитическое видение по этому поводу: “Могу только сказать: как открытие западной Индии, сделанное несколько лет тому назад, увековечит славу ваших предков и принесет Англии несметные богатства; так и сношения с Московиею, если будут поддержаны, останутся вечным памятником ваших добродетелей”. Думается, что для двух стран, лежащих на противоположных концах Европы, данный посыл остаётся актуальным и по сей день.

Немного исторической фактуры, связанной с указанным путешествием. Отплытию английских парусников в неизведанном северо-восточном направлении предшествовала большая подготовительная работа. В 1551 году по инициативе известного мореплавателя Себастьяна Кабота (сына Джона Кэбота, первого исследователя побережья Канады) при поддержке влиятельных персон в Лондоне была создана “Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places Unknown” / “Торговая компания купцов-путешественников для открытия земель, стран, островов и неизвестных мест” (позднее — “Московская компания”). Первичный капитал компании, составлявший 6000 фунтов стерлингов, состоял из 240 паёв (каждый стоимостью 25 фунтов стерлингов), которые были приобретены 201 человеком (владельцы — 199 мужчин и 2 женщины). Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом. С целью разрушения торговой монополии Испании и Португалии компания намеревалась найти так называемый Северо-Восточный проход к Китаю, поскольку в те годы в европейской географии господствовали ошибочные представления, согласно которым из Европы в Китай возможно было попасть якобы северным путем через реки Северную Двину и Обь.

Была снаряжена экспедиция из трёх кораблей: “Бона Эсперанса” / “Bona Esparanza” водоизмещением 120 тонн (на ней находился глава экспедиции сэр Хью Уиллоби / Hugh Willoughby в чине капитан-генерала, который не имел практического опыта морской навигации, но имел поддержку при королевском дворе за прежние воинские заслуги, добытые в битвах на суше), “Эдуард Бонавентура” / “Edward Bonaventure” водоизмещением 160 тонн (штурман всей экспедиции и капитан судна с экипажем численностью в 49 человек — Ричард Ченслер), “Бона Конфиденца” / “Bona Confidentia” водоизмещением 90 тонн под началом Корнелия Дурфорта / Cornelius Durfoorth. (Забегая вперёд, укажем, что судьба первого и третьего парусников и их экипажей сложилась трагически — они погибли в зиму 1553-1554 гг. на Кольском полуострове — в устье впадающей в Баренцево море реки Варзины. Благополучно достиг населённого людьми побережья — уже в Белом море — только корабль под командованием Ричарда Ченслера).

Согласно исторической хронике, “…когда указанные выше корабли были полностью снабжены своими пинасами (пинас — парусно-гребное судно) и ботами и снаряжены всякого рода артиллерией и другими предметами, необходимыми для их защиты, то со всем своим вышесказанным экипажем они двинулись из Рэтклиффа и спустились к Детфорду” (Исходные пункты экспедиции Рэтклифф/ Ratcliffe или Ratcliff и Детфорд / Deptford или Detford были в то время восточными пригородами Лондона, лежавшими на Темзе в сторону устья; в настоящее время входят в состав восточных кварталов города). Как уже говорилось, 11.05.1553 около 2 p.m. (пополудни) суда вышли из Детфорда (примерно в том месте, где в Темзу за несколько десятков километров до выхода в Атлантический океан впадает её правый приток Рейвенсборн / Ravensbourne) и двинулись вниз по течению реки. Повторим, что нынче — спустя 468 лет — выполнен символический / виртуальный повтор отплытия трёх английских судов с Британских островов.

Теперь немного о намеченном на третью декаду августа реальном продолжении проекта “Ченслериада-2”. Предполагается, что срединная часть ремейка будет выполнена в виде перемещения на транспорте продолжительностью 8 дней в период с 24.08.2021/вт (в годовщину высадки Ричарда Ченслера) от памятного знака в его честь на набережной и мимо улицы Ричарда Ченслера в Северодвинске по 31.08.2021/вт до московского музея “Старый Английский двор” / ул. Варварка, 4А (где находился офис “Московской компании”). Проект намечен к реализации как историко-биографический ремейк, под которым в отличие от термина “реконструкция” понимается “примерное, аналоговое, приблизительное перемещение в пространстве (и времени) по стопам оригинатора”, в данном случае Ричарда Ченслера, проделавшего путь с Поморского Севера до Москвы на запряжённых лошадьми санях на рубеже 1553/1554 гг. по тогдашнему старому Московскому тракту. В нашем случае речь идёт о перемещении на современном транспорте по нынешней федеральной трассе М8-Холмогоры в привязке к годовщине даты прибытия Ричарда Ченслера к устью Северной Двины, т.е. к 24 августа.

Сошлёмся также на имеющийся опыт проследования по указанному маршруту: более 10 лет назад — в декабре 2010 года волонтёрами был реализован просветительский (на маршруте в школах проводились “Уроки Ломоносова”) проект “Рыбный Обоз-2”, в рамках которого в преддверии грядущего 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова (отмечался 19.11.2011) два ходока — двадцатипятилетние на тот момент Андрей Васильевич Саламатов из Архангельской области и Ярослав Владимирович Крыслов из Московской области — по эстафете пешком в течение трёх недель преодолели путь с его родины — ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области — до Москвы. В отличие от них, ставших “Михайлами наших дней”, нынешнему “Ченслеру-2” пешком идти не придётся, ибо, как говорится, “не посольское это дело”, тем более что оригинатор Ричард Ченслер перемещался по морозу в санях.

Отметим, что при благоприятном развитии на маршруте ремейка “Ченслериада-2” возможны отклонения от трассы М8 с посещением различных исторических достопримечательных мест к северу от Москвы. Наметим основные и боковые пункты на предполагаемом маршруте (далее после названия топонимического названия — города или села — будет указываться год основания или первого упоминания).

По Архангельской области: г. Северодвинск/ 1936 (старт проекта: 24.08.2021/вт в 12:00), Николо-Корельский монастырь/ 1419 и виртуальное посещение села Нёнокса/ 1397, где Ричард Ченслер впервые вступил в контакт с местными поморами (ныне — погранзона, закрытая для посещений); г. Архангельск/ 1584 с посещением представительства МИД РФ в Архангельске, где будет сделана попытка “оформить” бессрочную въездную визу для “Ченслера-2”; село Холмогоры/ 1328-1340 и Куростров/ село Ломоносово/  прежде деревни Денисовка и Мишанинская — родина М.В. Ломоносова (отправился в Москву в 1730 году через 177 лет после Ричарда Ченслера), а также Антониево-Сийский монастырь/ 1520; село Усть-Вага/ 1137 — “столицы старшая сестрица”; г. Шенкурск/1315; г. Каргополь/ 1380 и Успенский Александро-Ошевенский монастырь/ 1460-е/ село Ошевенск; Вельск/ 1137.

По Вологодской области: село Верховажье/ 1471 и деревня Рогачиха; г. Кадников/ 1492; Кирилло-Белозерский монастырь/ 1397; Вологда/ 1147 и Свято-Прилуцкий Димитриев монастырь/ 1371; г. Грязовец/ 1538.

По Ярославской области: Ярославль/ 1010; Тутаев/прежде Романов-Борисоглебск/ XIII-й век; Ростов Великий/ 862; Переславль-Залесский/1152.

По Московской области: Сергиев Посад и Троице-Сергиева Лавра/1337.

По Москве/ 1147: музей-усадьба “Коломенское” / прежняя деревня Коломенское/ 1336 — ныне в составе Москвы с посещением проездных ворот Николо-Корельского монастыря/ 1692, перенесённых в Москву в 1932 г.; музей “Старый Английский двор” (финиш проекта: 31.08.2021/вт в 12:00).

Предполагается, что на маршруте проекта по согласованию могут проводиться коммуникационные мероприятия в разных аудиториях (музеи, библиотеки, Дома культуры/ клубы и т.п.).

По завершении срединной части проекта, которая в реальном виде намечается к реализации при отсутствии или преодолении возможных ограничений эпидемиологического и финансового характера, предполагается реализовать ещё несколько памятных мероприятий в формате онлайн или оффлайн. Это церемония в честь 27-й годовщины государственного визита королевы Елизаветы II в Россию и посещения 18.10.1994 ею и её супругом герцогом Эдинбургским Филиппом (1921-2021) музея “Старый Английский двор”. Также — День памяти в 465-ю годовщину гибели Ричарда Ченслера в результате кораблекрушения у берегов Норвегии (10.11.1566 г.). Символический финиш проекта намечен на 23.12.2021/чт в 465-ю годовщину торжественной церемонии встречи в столице Шотландии — Эдинбурге/ 1437 главы первого русского посольства в Лондоне, уроженца г. Вологды Осипа Григорьевича Непеи (23.12.1566).

Дневник проекта будет по согласованию размещаться на портале и на сайте www.obozinformbureau.ru в разделе “Обозные волонтёрские проекты”. В связи с изложенным приветствуется деятельная партнёрская поддержка, форму и объём которой намеревающиеся партнёры определяют самостоятельно (контактный e-mail куратора проекта: oven59@mail.ru).

Девиз проекта: “Добро пожаловать в Москву, Ченслериада! Добро пожаловать в красавицу Москву!”

Вадим Александрович Михайлов, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, куратор проекта “Ченслериада-2”

май 2021

P.S

Интерес к проекту выразили:

— представительство МИД РФ в г. Архангельске;

— James Evans, английский историк, писатель, продюсер, автор опубликованной в Великобритании и США повести о Ричарде Ченслере “Merchant Adventurers”/ “Торговые авантюристы”;

— Мэрия г. Бристоль / мэр Marvin Rees.

Join us! / Присоединяйтесь к нам!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *