“…Только на …оленях… можно …допереть…”  / О продолжающихся злоключениях малой авиации в отдалённых уголках России

“…Только на …оленях… можно …допереть…” / О продолжающихся злоключениях малой авиации в отдалённых уголках России

Возможно, некоторые читатели помнят об опубликованном в начале осени прошлого года тексте, посвящённом Сергею Михайловичу Сотникову из райцентра Ижма Республики Коми/ РК, благодаря которому за десять лет до этого — в сентябре 2010 года — на курируемой им лично в качестве начальника местного аэропорта в единственном лице взлётно-посадочной полосе смог совершить аварийную посадку пассажирский лайнер ТУ-154М, на борту которого находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, летевших из Якутии в Москву. По сообщениям из Ижмы, 07.09.2020 — в десятую годовщину памятного дня, ставшего, по сути, вторым “днём рождения” для нескольких десятков человек, в райцентр на встречу с Сергеем Михайловичем Сотниковым приезжали некоторые из членов экипажа.

Мне лично удалось пообщаться с этим ответственным и надёжным человеком уже в конце марта текущего года, года я приезжал по семейным делам на родину мамы — в Ижемский район РК. У меня осталось позитивное впечатление от Сергея Михайловича, который не говорит, а делает. Пообщались мы тогда и о перспективах малой авиации в отдалённых местах. Увы, после состоявшейся 16.12.2010 “Прямой линии” с тогдашним премьером В.В. Путиным мало что изменилось. Хотя на бумаге вроде всё гладко было… Да, как говорится, забыли про овраги…

По следам прошлогодней публикации (см. по ссылке: http://msk.kprf.ru/2020/09/01/144812/) был направлен соответствующий запрос, на который из Минтранса России пришёл датированный 01.10.2020 ответ, который подписал и.о. директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации И.А. Белавинцев. Позволю процитировать некоторые пассажи из чиновничьего ответа. Но прежде перечислю некоторые базовые документы по вопросу развития малой авиации, на которые имеется ссылка в нём (в порядке упоминания):
1/ Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ за № 1734-р от 22.11.2008);

2/ Пункт 15 поствыборного Указа Президента РФ за № 204 от 07.05.2018 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”;

3/ Принятое в развитие Указа распоряжение Правительства РФ за № 2101-р от 30.09.2018;

4/ Ранее принятое российским Правительством постановление № 1242 от 25.12.2013;

5/ Довыборное постановление Правительства РФ за № 215 от 02.03.2018;

6/ Проект (на дату ответа) постановления Правительства РФ с мудрёным названием “Об утверждении правил предоставления … субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (ДВО + Арктическая зона РФ), на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению  и расширения (их) маршрутной сети указанных субъектов РФ”, который на тот момент уже получил согласования с двумя министерствами (Минвостокразвития и Минэкономразвития) и проходил согласительные процедуры с Минфином России. В открытом доступе мне не удалось найти предполагавшееся постановление в качестве принятого. Наверное, Минфин, не согласовал…

Зато без сучка и без задоринки, вероятно, прошло согласование в профильных министерствах текста совершенно свежего распоряжения Правительства РФ за № 1349р от 24.05.2021 (подписал М.В. Мишустин), согласно которому становятся закрытыми для обслуживания воздушных судов 44 аэродрома гражданской авиации в 6 субъектах РФ. К этому секвестру инфраструктуры малой авиации мы ещё вернёмся, но пока несколько бравурных цитат из ответа Минтранса от 01.10.2020:

— “…предусмотрено совершенствование комплекса мер господдержки развития региональной авиации на основе взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления…”;

— “…важными направлениями транспортной политики в области развития транспортной инфраструктуры являются господдержка развития аэропортовой инфраструктуры…, в первую очередь региональной авиации…”;

— “… реализация обеспечивается за счёт совершенствования госрегулирования деятельности в сфере перевозок пассажиров на федеральном и региональном уровнях…”;

— “… в целях развития региональной и местной авиации Минтрансом реализуются следующие меры…”;

— “… обеспечить к 2024 году повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации, в том числе авиационной инфраструктуры за счёт реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов…”;

— “… утверждён комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года… носит системный характер… в направлении развития маршрутной и аэродромной сети” (опускаем здесь обновление парка воздушных судов региональных и местных авиакомпаний, хотя это тоже важно);

— “основным механизмом … является субсидирование региональных воздушных перевозок… и формирования региональной маршрутной сети…”;

— “…расширению региональной воздушной сети способствует…”;

— “… в целях модернизации аэродромной сети … предусмотрена реконструкция 65 аэропортов до 2024 года (68 объектов) …”;

— “… мероприятия по реконструкции аэропортов синхронизированы с программами субсидирования…”.

Позволю промежуточное резюме по типу присказки: “сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет” — сколько ни говори заклинания “малая авиация”, больше пассажиров перевозить она в глубинке не будет…”

Была всё же надежда на правительственный проект постановления — см. п. 6/, которым предусматривалось обеспечение доступности местных воздушных перевозок, но он, судя по всеми был заветирован Минфином. Возможно, что лоббистских возможностей у назначенного 10.11.2020 министром транспорта РФ — вместо прежнего Евгения Ивановича Дитриха, 1973 г.р. — Савельева Виталия Геннадьевича, 1954 г.р. — экс-гендиректора ПАО “Аэрофлот” как-то не хватило. А может, вновь стал актуальным прежний лозунг из советских времён: “Летайте самолётами Аэрофлота!” Какие там местные воздушные перевозки и местные авиакомпании!..

Исходя из наступающей, хочется надеяться, пост-ковидной ситуации, а также с учётом завершённого строительства мостового перехода из Тамани в Крым и принимая во внимание положительный опыт в совершенствовании боевой выучки наших лётчиков в составе ВВС в рамках военной операции России в Сирии, понимаешь, что кто-то был обречён стать жертвой секвестра. И эта жертва была найдена: 44 аэродрома в шести регионах России: по одному — в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия), 5 — в Красноярском крае, 16 — в Ненецком автономном округе/ НАО и 20 — в Архангельской области. Поскольку по факту я воспринимаю НАО (вторая малая родина моей мамы) и Архангельскую область как единое целое (в советское время тогдашний Ненецкий национальный округ входил в состав области, хотя сегодня согласно Конституции — это два разных субъекта РФ), то получается, что в моём большом родном регионе без местного авиасообщения останутся жители 36 населённых пунктов… Вот такая “сакральная жертва” …

Я прошёлся по всем этим 36 названиям обречённых аэродромов, которые остались в моей памяти с самого детства, и попробую телеграфом перечислить их:

В НАО, который является самым малонаселённым субъектом РФ (занимаемая им площадь чуть меньше площади Сирии), останется по сути только один аэродром в административном центре — городе Нарьян-Маре (в переводе с ненецкого языка — “красный город”). 16 аэродромов как инфраструктурные объекты подлежат закрытию. Переиначивая сочинённую поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым для песни “Главное, ребята, сердцем не стареть”/1962 на музыку Александры Николаевны Пахмутовой строчку приходится поневоле фиксировать вынесенные в заголовок слова: “Только на оленях можно допереть” (в оригинале “Только самолётом можно долететь” — уже не актуально). Также как можно теперь однозначно повторить вслед за ставшим особенно популярным в 1970-е годы советским певцом Николаем Ивановичем Бельды: “Увезу тебя я в тундру” — то есть только на оленях.

Перестают быть аэродромами в НАО следующие инфраструктурные объекты: Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь, Нижняя Пеша, Ома, СнопА (ударение на последний слог), Усть-Кара (от реки Кары получило своё название Карское море), Харута, Хорей-Вер, Чижа и Шойна (находится на полуострове Канин, где есть мыс Канин Нос, знакомый с детства по известным строчкам из стихотворения “Про одного ученика и шесть единиц” Самуила Яковлевича Маршака: “…Учитель задал мне вопрос: Где расположен Канин Нос? А я не знал, который Канин, И указал на свой и Ванин…” — так в оригинале. Меня, правда, учили другой версии концовки: “А я не знал, где этот Канин, И указал на свой и Танин…”) Такая вот ненецко-русская топонимика, попавшая “под нож” …

В прилегающих к НАО на северо-востоке Архангельской области Мезенском и Лешуконском районах (лично я был в разные годы в обоих) ликвидируются как “аэродромный класс” следующие названия: Долгощелье, Каменка и в самом райцентре Мезени, Койда, Мосеево, Олема, Ручьи, Сафоново, Сояна (всего — 9) и Вожгора, Койнас, в самом райцентре Лешуконском, Ценогоры (всего — 4). Отмечу, что раньше про Лешуконский район в Архангельский области говорили так: “Лешукония — страна чудес и беззакония”. Вторую часть применительно к сегодняшнему времени комментировать не буду, но отмечу, что теперь там четырьмя “чудесами” — в виде закрытых  аэродромов — станет больше. Но люди там живут настоящие, трудолюбивые, северные. Дай Бог, что и новые “чудеса” переживут: будут перемещаться как в старину: в морозы — по зимнику, а летом — по воде.

В раскинувшемся почти на половину Белого моря Приморском районе Архангельской области уходят в небытие следующие аэродромы: Верхняя Золотица, Летняя Золотица, Первомайское, Пертоминск (всего -4). Отмечу, что, в Пертоминске есть повторно установленный крест в честь знакового события, случившегося однажды на подходе к этому селу судов под командой Петра I (произошло это во время одного из трёх приездов будущего императора на рубеже XVII-XVIII-го веков на Поморский Север, когда он направлялся из Архангельска на Соловки), про которое наши современники — потомки поморов, включая самого известного из них — Михайлу Васильевича Ломоносова говорят так: “А Петька (Пётр I) здесь чуть не гикнулся”, т.е. погиб (“быть прибитым гиком” — термин из парусного спорта). Напомним, что на Русском Севере не было крепостного права, поэтому и такое отношение к правителям. Первый крест был водружён сразу же в память о счастливом спасении царя во время страшного шторма, случившегося в районе Пертоминска. Спустя два века поставили новый крест, которому уже самому больше 100 лет. Теперь вот, правда, аэропорт в Пертоминске гикнется…

В заключение назовём подлежащие закрытию аэродромы в Онежском — два: в самом райцентре Онеге (город расположен на побережье Белого моря) и Пурнема, один — в райцентре Котлас (сам город находится на юго-востоке Архангельской области, в верхнем течении Северной Двины, а неподалёку от него стоит деревня Медведки — малая родина адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова).

Вот такой печальный список из 36 топонимов получился… Приведу ещё ставшее расхожим в наше время выражением: “когда в деревне закрывается школа, деревня умирает”. По аналогии можно сказать, что когда в отдалённом поселении закрывается аэропорт, то территория остаётся без людей…

Напомню также про пункт 1 статьи 27 о праве на свободу передвижения, относящейся к части 2 Конституции РФ, которая не может быть изменена Федеральным Собранием. Вспоминаются слова из известной байки, в которой о рационе питания слона в зоопарке беседуют двое: Посетитель: “Скажите, неужели слон это всё съест?” Служащий: “Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?!” Так и применительно к сегодняшнему разговору. Право-то у жителя отдалённой территории на свободу перемещения есть, да кто же ему воспользоваться этим правом даст?! В отдалённые местности бизнес-джеты, за исключением вахтовой авиаперевозки к местам добычи полезных ископаемых или ради браконьерской охоты, почти не летают. Но люди там жили, живут и будут жить!

В. Михайлов

май 2021

P.S

А Сергей Михайлович Сотников в далёком селе Ижме в Республике Коми по-прежнему надеется на возрождение малой авиации. Ведь сказал же ему лично в декабре 2010 в ходе “Прямой линии” тогдашний премьер: “… мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах…”

Как и слышал, наверное, Серей Михайлович относительно недавно 06.10.2020 — в ходе состоявшегося в режиме ВКС диалога между Президентом РФ и руководителями четырёх парламентских фракций следующее:

Г. Зюганов: “Я взял то, что нам может угрожать в ближайшее время, — авиация. Вы поставили задачу, но они ничего не хотят делать для того, чтобы укрепить авиацию.”

В. Путин: “…Малая авиация для нас крайне важна… Но военная авиация, как видите, у нас развивается, и развивается такими темпами, которым могут позавидовать и другие страны. А вот гражданский сегмент, особенно самолёты для малой региональной авиации, для небольших расстояний, – конечно, нам нужно эти усилия здесь наращивать. И мы будем это делать, соответствующие планы есть. Нужно, конечно, и с моей стороны, и с вашей, кстати говоря, тоже всё время подталкивать соответствующих наших коллег, ответственность за которыми значится по этому направлению…”

Пока же получается, что премьера подтолкнули в противоположную сторону — к пресловутой оптимизации, теперь в части аэродромной инфраструктуры. Сделано, увы, с точностью наоборот…

Комментарий редакции: В течение последних лет даже с высоких трибун не раз звучали слова о значимости малой авиации. Однако правительство фактически вознамерилось «оптимизировать» и эту стратегически значимую сферу. Сколько они провели подобных экспериментов, едва не угробив обороноспособность России, развалив медицину и образование, тем самым оставив народ нашей страны лицом к лицу с опасными заболеваниями, обрекая его на деградацию и на вымирание. Теперь решили нанести удар и по транспортной отрасли? Если компрадоров не остановить, то они могут приготовить новые неприятные «сюрпризы», на фоне катастрофических последствий которых нынешняя кризисная обстановка может показаться едва ли не образцом стабильности. Между прочим, намерение кабинета министров сократить аэропорты малой (да и не совсем малой) авиации свидетельствуют об определённых тенденциях. Совершенно очевидно, что развитие экономики, производственного сектора, рост уровня и качества жизни, мобильности населения непременно приведёт к росту пассажирского и товарооборота внутри России. А с этим дела обстоят катастрофически. Национальная экономика стагнирует, население нашей страны нищает и вымирает. Всё это не может не отражаться на транспортном обороте. И, закрывая ряд аэропортов в различных субъектах Российской Федерации, верхи де-факто расписываются в том, что возрождать и развивать реальный сектор экономики, бороться на деле с социально-демографическим кризисом они не собираются. Раз так, то и дополнительное количество транспортных предприятий им не нужны. Но для России это заведомо тупиковый подход, способный в перспективе обернуться масштабной трагедией. Поэтому только активная борьба за социализм остановит разрушительные процессы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *