Спасут ли воздушные замки от ветра перемен?

Спасут ли воздушные замки от ветра перемен?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

В Казахстане достигнуто благосостояние на уровне самых развитых стран, утверждают власти. Это, однако, опровергается несложными подсчётами и опросами, фиксирующими значительное ухудшение социального самочувствия граждан.

Смутным представлением руководителей буржуазных государств о положении простых граждан никого не удивишь. «Сытое брюхо» из известной поговорки глухо не только к учению, но и к истине. Но иногда отрыв от реальности доходит до гротеска. Выступая на посвящённой 30-летию независимости сессии Ассамблеи народа Казахстана, Нурсултан Назарбаев выразил недоумение критикой социально-экономического положения страны. После ухода с поста президента он сохранил за собой посты главы Совета безопасности, члена конституционного совета и председателя правящей партии «Нур Отан», так что его вес в системе госуправления остаётся большим.

По словам Назарбаева, за годы суверенитета были достигнуты громадные успехи. «Я очень хорошо помню бедность. После развала Советского Союза у нас по Казахстану остановилось 1500 предприятий. Безработица составляла 2 миллиона человек. 47,5 процента населения жило ниже черты бедности», — заявил он. Но, продолжил экс-президент, новым властям удалось «с нуля построить рыночную экономику» и, проведя реформы, вывести республику в число наиболее конкурентоспособных стран мира с доходом выше среднего. «ВВП на душу населения увеличился в 13 раз, безработица сократилась втрое, доходы населения выросли в 9 раз. Конечно, есть люди, которым до сих пор не хватает чего-то, они не устроились в жизни. Но в девять раз выросли доходы — это факт. Мы, старшее поколение, понимаем, что это такое», — добавил Назарбаев. Также он сообщил, что уровень бедности в Казахстане «сопоставим с бедностью любой другой развитой страны».

В выступлении «лидера нации» — такой титул, кроме прочих, носит Назарбаев — очень много спорных моментов. Остановимся на главных. Во-первых, большое лукавство — брать за точку отсчёта самое дно кризиса, при этом замалчивая собственную причастность к нему. Напомним, что с 1984 года Назарбаев занимал должность председателя Совета министров Казахской ССР, в 1989 году стал первым секретарём ЦК республиканской Компартии, а в 1990-м — президентом республики. Полностью снимать с себя ответственность за те же полторы тысячи закрытых предприятий в этих условиях довольно странно.

Подход казахстанских властей, впрочем, вполне объясним. Если сопоставлять показатели социально-экономического развития не с 1992—1995 годами, а, например, с 1989-м, сравнение окажется не в их пользу. Так, даже спустя тридцать лет республика не вышла на советские показатели по среднегодовому потреблению жителями молока и молочных продуктов (253 кг против 305 кг), яиц (194 и 225 штук) и ряду других продуктов. По большинству других (мясо, сахар и др.) отмечено незначительное превышение, но, учитывая возросшее неравенство, для многих жителей нормальное питание стало куда менее доступным. Намного честнее поэтому поступали большевики, сравнивавшие свои успехи с 1913 годом — пиком развития царской России.

Во-вторых, весьма сомнительны заявления об уровне бедности на уровне наиболее развитых стран. Согласно официальной статистике, бедными в Казахстане являются 5,3 процента граждан. Именно столько из них имеют доходы меньше прожиточного минимума — 35 тысяч тенге (около 6 тыс. руб.). Однако адекватность этих подсчётов не выдерживает критики. Используемый в республике порог бедности, эквивалентный доходу в 2,7 доллара в сутки, куда ниже применяемых международными организациями показателей — 3,2 и 5,5 доллара. Именно такие средства необходимы для удовлетворения базовых потребностей, соответственно, в странах с доходами ниже и выше среднего уровня. Если же брать за основу порог в 5,5 доллара, то уровень бедности в Казахстане составляет 14 процентов. Это схоже с ситуацией в беднейших странах Европы — Молдавии, Румынии и т.д. А вот в Белоруссии, для сравнения, этот показатель равен 0,2 процента. Причём бросается в глаза негативная тенденция. Если официальный уровень бедности в Казахстане вырос за год с 4,3 до 5,3 процента, то по международной методике подсчёта — с 6 до 14 процентов.

Одновременно растёт социальное расслоение. Доля богатейших 20 процентов населения в доходах выросла с 38 процентов в 2016-м до почти 40 процентов в 2020 году, в то время как беднейших 20 процентов — сократилась с 9,5 до 9,4 процента.

Вполне закономерно, что почти половина казахстанцев, согласно опросам, описывают экономическое положение страны как плохое или очень плохое. Столько же граждан признались, что благосостояние их семей заметно ухудшилось. Тревожным сигналом является рост числа самоубийств. За первый квартал этого года счёты с жизнью свели 834 человека — на 11 процентов больше, чем годом ранее. К счастью, куда больше людей предпочитают активный протест. С начала года в Казахстане буквально каждую неделю проходят забастовки, охватывая всё новые отрасли и предприятия.

Но власти предпочитают жить в неких воздушных замках. Забывая, что реальность может напомнить о себе даже тем, кто изо всех сил пытается её не замечать.

Комментарий редакции: Буржуазные политики всегда пытаются выдать желаемое за действительное и скрыть правду о бедственном положении народа. Впрочем, соответствующая сторона дела им полностью безразлична. Ведь наличие социального кризиса рассматривается эксплуататорами в качестве условия сохранения своего господства. По замыслу данной прослойки, чем больше людей будет испытывать нужду, тем активнее они якобы вынуждены будут идти к ним в услужение. Правда, в открытую капиталисты не могут заявить о своих плотоядных устремлениях — в противном случае их политическое фиаско станет реальностью едва ли не на следующий день. Поэтому предпочитают как бы не замечать уровня бедности и нищеты трудящихся, внушая всем, будто социальная стабилизация давно стала реальностью. Конечно, если смотреть на действительность глазами олигархов и мелкобуржуазных слоёв населения, то это так. Меньшинство явно купается в роскоши — ценой ограбления большинства народа. Именно простые люди испытывают гнёт со стороны верхов. Упомянутые в статье регулярные забастовки на казахстанских предприятиях свидетельствуют о многом. А попытки списать всё на происки заговорщиков и оппозиционеров представляют собой стремление правящего класса переложить собственную ответственность за происходящее на других. Если трудовые коллективы массово бастуют, то это явно свидетельствует о наличии социальной несправедливости, о тяготах общества. Важно, не оглядываясь на буржуазные власти, сплачиваться и наращивать борьбу за социализм. Только при передачи власти и собственности трудовому народу удастся остановить процессы, ведущие к окончательному разрушению социальной среды обитания простого человека. Причём это относится к народу не только Казахстана, но и большинства постсоветских республик.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Спасут ли воздушные замки от ветра перемен?

  1. Прекрасное название публикации. А замки то воздушные, а король то голый. Казахстан по природным ресурсам гораздо богаче Блоруссии, а живет заметно хуже. Так что Нурсултан Абишевич, вобщем то довольно умеренный и взвешенный политик, в данном случае
    наводит тень на плетень. Чебешлэрне кёз конне саныйлар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *