Кино предательства, унижения и растления

Кино предательства, унижения и растления

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Фёдор Раззаков

Историк и писатель Фёдор РАЗЗАКОВ в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

До сих пор, когда речь заходит о трагическом 1991-м, очень часто приходится слышать одно и то же. Дескать, почти никто не думал, что в ближайшее время могут закончиться и Советская власть, и Советский Союз.

Да, действительно, многие не думали и не верили, но совсем скоро казавшееся немыслимым произошло! О чём же это свидетельствует? Какие факторы сработали исподволь, подчас даже вроде бы незаметно, однако весьма кардинально и глубоко?

Анализируя процессы, инициированные Горбачёвым и его подельниками с началом так называемой перестройки, обратимся к сфере сознания. Здесь задача была поставлена однозначная. Социалистическая идеология, на основе которой Советская страна успешно развивалась и крепла много лет, одержав Великую Победу в самой страшной войне, должна быть подорвана и заменена иной, буржуазной…

А одним из самых действенных средств идеологического воспитания народа с первых лет Советской власти стало у нас кино. Так вот, пробравшись на верх партийного и государственного управления, предатели сразу же взялись «переформатировать» отечественный кинематограф. Чтобы служил он теперь не утверждению социализма, а наоборот — его низвержению. И, надо сказать, преуспели в этом.

Дьявольской по изощрённости и масштабам была та кампания, уроки которой мы должны знать для борьбы за наше будущее. Потому и решил я побеседовать с выдающимся знатоком темы — историком, писателем и социологом кино Фёдором Раззаковым.

Искусство за что и против чего?

— Мы с вами, Фёдор Ибатович, встречались в юбилейном 2017 году, накануне 100-летия Великого Октября. Тогда хотелось, чтобы в связи с такой исторической датой читатели «Правды» как можно достовернее представили и точнее осмыслили грандиозность свершений советской эпохи. В беседе, которая затем была опубликована в нескольких номерах нашей газеты, речь шла о становлении великого советского кино.

— Которое теперь, увы, мы потеряли.

— Вместе с величайшей социалистической державой под названием Советский Союз.

— Вы напомнили мне, что нынешний год тоже по-своему юбилейный. Только с огромным знаком минус! Тридцатилетие уничтожения СССР…

— О чём и предлагаю поговорить сегодня. Давайте рассмотрим это опять через кино — наиболее близкую вам часть нашего искусства и культуры. Вы же не станете отрицать, что врагам Советской власти, разрушителям страны удалось, как говорится, на полную катушку использовать силу кино для осуществления своих коварных целей?

— Конечно, не стану. Это постоянная боль моя. Да вы, наверное, знаете названия некоторых книг, написанных мною за эти 30 «постсоветских» лет: «Кино, взорвавшее СССР», «Индустрия предательства» и так далее. Теперь-то мы видим, сколь дорогой ценой обернулось начатое будто бы с благими намерениями…

— А как вы объясняете, что именно кино и многие его деятели оказались, можно сказать, в авангарде разрушителей?

— Вы сами сказали про силу кино. Она всем была известна в советском обществе. И если сделать эту силу антисоветской?..

Расчёт главных «перестройщиков» оказался верным. Замечу, что роль кинематографа как одного из самых массовых видов искусства и важнейшего способа формирования идеологии тогда была даже гораздо большей, чем сегодня, с распространением интернета и падением качества фильмов.

Приведу пример. Самый «кассовый» советский фильм 1980 года «Пираты ХХ века» собрал аудиторию в 87 миллионов 600 тысяч человек. А вот самый успешный на сегодня российский фильм «Движение вверх», вышедший в 2017-м, привлёк в кинотеатры всего лишь чуть более 12 миллионов зрителей.

— Но всё-таки почему и как получилось, что талантливые люди, ещё вчера создававшие великолепные картины во славу Советской страны, вдруг начали работать против неё?

— Не вдруг. И не все, не все…

— Пусть большинство.

— Тема обширная, психологически сложная, и у каждого всё же своя история. Многих из так называемой творческой интеллигенции подвела, я думаю, чрезмерная эмоциональная впечатлительность. Однако основным для всех фактором стал хитро замаскированный курс, который задан был с приходом к власти Горбачёва и реализовался потом ловкими извивами мошеннических манипуляций. Они настолько сбивали с толку людей, что те абсолютно запутывались и подчас просто теряли голову.

— Вспоминая атмосферу того времени, соглашаюсь с вами. Если началась «перестройка», что называется, во здравие, то довольно скоро она всё больше напоминала массированную психическую атаку. По головам били удар за ударом. Пресса, телевидение, радио, эстрада, театр и кино… Могло сложиться (и складывалось!) ощущение полной неразберихи и сумбура, некоего сумасшедшего дома.

— У которого были тем не менее свои управленцы, знавшие, к чему они дело ведут. Прежде всего это известная троица — Михаил Горбачёв, Александр Яковлев и Эдуард Шеварднадзе.

— Понятно, что кино попало в ведение А.Н. Яковлева. Его, этого своего подельника, Горбачёв облёк полномочиями главного идеолога страны. То есть, образно говоря, назначил волка ведущим воспитателем овечьего стада.

— Что-то вроде этого, похоже… Фигура жуткая. Считали его серым кардиналом, и поныне во многом он остаётся как бы в тени Горбачёва. Между тем, обстоятельно изучая деяния этого А.Н., я пришёл к выводу, что нередко он превосходил самого Горби. По хитрости, ловкости, предусмотрительности. Да по уму, в конце концов!

— Умный враг, разумеется, опаснее глупого. Может быть, ради лучшего понимания читателями того, что произошло с нашим кино и культурой в целом, нам стоит несколько задержаться на личности этого ключевого персонажа?

— По-моему, очень даже стоит.

Зловещая личина, перекрывшая советский экран

— Поскольку вы, можно сказать, специализировались на биографии «серого кардинала», сообщите читателям, откуда он такой взялся.

— Внешне начало у него ничем особенным не примечательное. Обычный партаппаратчик. Ещё в 1946 году, то есть вскоре после войны, был назначен инструктором отдела агитации и пропаганды в Ярославском обкоме партии. А в 1953-м его перевели в Москву, в аппарат ЦК КПСС, где он тоже занимался пропагандой. Прошёл путь от рядового инструктора до фактического главы важнейшего отдела ЦК.

В общем, опытнейший пропагандист становится матёрым циником, как он впоследствии сам себя называл.

— Выходит, это был цинизм осознанный?

— Безусловно. В конце концов уже не верил в то, что проповедовал миллионам советских людей.

— Но Яковлев ведь был фронтовиком, даже ранен на войне…

— Наверное, тогда, в свои 18—20 лет, циником он ещё не был. Стал таковым в 1956 году, когда перед делегатами ХХ съезда КПСС Хрущёв выступил с докладом «О культе личности Сталина». Тогда-то и произошло в партии негласное разделение — на сталинистов и антисталинистов.

Именно эти «анти», начав с осуждения Сталина, три десятилетия спустя придут к логичному для себя итогу — отрицанию социализма в целом. Среди таких окажется и А.Н. Яковлев.

— Однако, судя по разным фактам, у него антисоветизм существенно возрастёт, углубится и обретёт особенно опасную форму в результате продолжительных контактов за рубежом. Вы согласны с этим?

— А как же! Сперва в 1958—1959 годах была у Яковлева стажировка в США, в Колумбийском университете. Это по линии ЦК КПСС. И, кстати, проходил он ту стажировку вместе с тремя сотрудниками КГБ, в числе которых Олег Калугин — будущий высокопоставленный чекист-предатель, генерал из внешней контрразведки.

— Многие уверены, что А.Н. тоже был завербован иностранной разведкой. Или во время того пребывания в США, или позднее, в 1973—1983 годах, когда служил послом СССР в Канаде.

— Вполне реальный вариант. Но даже если он был не штатным агентом западных спецслужб, а, как принято говорить, агентом влияния, суть от этого не меняется. Всё равно старался использовать имеющиеся возможности в интересах не своей страны, а её противников или даже лютых врагов. Пребывание же в советской номенклатурной обойме гарантировало подлому хамелеону безбедную жизнь.

— Хамелеоны, добравшиеся до вершин власти и тщательно скрывавшие истинное своё лицо, умели при этом распознать друг друга. Так Горбачёв, ещё до «перестройки» прибыв в Канаду с партийной делегацией, тотчас «нашёл» А.Н.

— Да Горби наверняка к этому уже был подготовлен! Потому и заняв кресло Генсека, когда необходимо стало всюду поскорее расставлять «своих» людей, выделил Александра Яковлева среди самых первых.

— Давайте вспомним, чем ознаменовался на киноэкранах страны приход нового главного идеолога.

— Ох, действительно ознаменовался… Вот вы говорили, что «перестройка» начала наносить очень сильные удары по головам людей. И в самом деле, удары (один за другим!) были прямо-таки обезумливающие. А с киноэкранов, если учесть их вклад в сокрушение мозгов, своего рода знамением стало «Покаяние». Вы ведь помните этот фильм грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе?

— Не только его, но и атмосферу, в которой он появился. Задолго до выхода на экран в связи с этим названием всеми средствами «демократических» СМИ уже нагнеталось ожидание чего-то совершенно исключительного.

— Именно так! Потому что замысел был далеко идущий. Замечу: возник он ещё в бытность Генсеком ЦК КПСС Юрия Андропова, а съёмки начались под патронатом Эдуарда Шеварднадзе. Он возглавлял ЦК Компартии Грузии и лично курировал этот проект. Через грузинский Совмин даже шло его финансирование.

— Есть повод ещё раз задуматься о разветвлённости и тайной работе «пятой колонны»?

— Уверен, что есть. Уже тогда созрело намерение возобновить антисталинскую кампанию, которая была прервана Брежневым в середине 1960-х. Начало новой атаки притормозилось смертью Андропова, но вскоре явились Горбачёв и Яковлев.

— Заготовка «Покаяния» оказалась кстати?

— Очень даже! Само название фильма задавало лейтмотив всей последовавшей затем «перестроечной» вакханалии. Ведь что тут стало ключевым? Фактический отказ от советской действительности и призыв каяться за грехи предков. Дескать, неправильно жили, не тем идеалам поклонялись. То есть всё не то и не так!

Вспомните кульминацию — финал «Покаяния». Внук откапывает из могилы тело своего деда и сбрасывает его в пропасть…

— Ужасающее святотатство!

— Ужасающее, да. И вполне рассчитанное. Это же призыв к молодому поколению: как угодно глумитесь над советским прошлым, пляшите на костях своих предков, сбрасывайте их в преисподнюю. Вот какой фильм и с какой целью волей зловещего Яковлева был назначен программным для «перестройки».

— Яковлев лично этим занимался?

— И этим, и многими другими подрывными делами, которые раскручивались в кинематографе. Настолько важное значение он придавал кино, что, при обширном штате специально подобранных помощников, за многое в той сфере брался сам.

Закончу про «Покаяние». Лично Яковлев устраивал его премьеру в столичном Доме кино — для «элиты» либеральной интеллигенции. Это ноябрь 1986 года. Он же затем пробил выход фильма в широчайший прокат: отпечатанный тираж составил аж 1200 копий!

Правда, народ всё равно шёл на «Покаяние» очень вяло. И тогда Яковлев даёт команду ещё больше усилить и без того беспрецедентную «раскрутку» этой картины в прессе и на телевидении. Увы, при всех чрезвычайных мерах привлечь более 13 миллионов человек так и не удалось.

— Широкий зритель не случайно с такой прохладцей отнёсся к восхваляемому «Покаянию». Художественные достоинства его были вовсе не столь высоки, как кричала «демреклама».

— Тем не менее в мае 1987 года на очередном Всесоюзном кинофестивале (20-м!), который состоится в Тбилиси, «Покаяние» ожидаемо будет удостоено Главного приза.

— Явный знак всем деятелям кино?

— Конечно. Знак того, каковы отныне задаваемые им ориентиры. Не художественные, которые лишь смутно просматриваются где-то на втором или третьем плане, а идеологические.

Впоследствии сам Александр Яковлев признается в главном своём замысле: «Группа истинных, а не мнимых, реформаторов разработала (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» — по революционизму вообще… Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма… Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика — механизм тоталитаризма против системы тоталитаризма — сработала…».

У кого оказались «бразды правления»

— Честно говоря, меня и сегодня поражает откровенность этого яковлевского признания, которое вы привели и которое теперь уже достаточно широко известно. Как-то вырвалось это у него. Ведь свою кухню вершители «перестройки» постарались не очень разглашать. Горбачёв прямо заявил об этом однажды: «Всей правды я вам никогда не скажу».

— Это верно: во тьме и умолчании о главном делали они свои тёмные дела. То есть зачастую говорилось одно, а делалось абсолютно другое. Не звучал же лозунг: «Даёшь капитализм!». Убивали социализм под девизом «Больше социализма!». Вот и печально знаменитый 5-й съезд кинематографистов СССР, состоявшийся в середине мая 1986 года в Большом Кремлёвском дворце, начался с провозглашения вроде бы вполне благих намерений. Против застоя, за творческий подъём и поиск…

— А кончился кадровым погромом.

— Да, произошёл настоящий переворот в руководстве Союза кинематографистов, а затем и в Госкино. Подготовлено это было тем же Яковлевым и с той же целью — привести к власти «своих» людей.

— Методом стравливания поколений?

— Именно. Причём творческие проблемы использовались лишь как повод для вымещения личных недовольств, комплексов и обид.

— Чуть ли не основным объектом яростных нападок стал великий советский режиссёр и актёр Сергей Бондарчук, которого даже не выбрали делегатом на тот съезд. Через некоторое время мне посчастливилось беседовать с ним для «Правды», и было видно, насколько Сергей Фёдорович подавлен происшедшим.

— Ещё бы! Беспрецедентно хамское отношение к признанному лидеру советского кино, продемонстрированное на съезде, должно было соответствующим образом настраивать творческую молодёжь. В духе «Покаяния»: не церемоньтесь с этими «совками», сбрасывайте их на свалку и мёртвыми, и живыми…

— Крупнейшие таланты в результате были выведены из строя.

— От руководства в Союзе кинематографистов отстранили так называемых консерваторов, а фактически честных коммунистов — Сергея Бондарчука, Льва Кулиджанова, Юрия Озерова, Станислава Ростоцкого и других. Вместо них «бразды правления» захватили в свои руки антикоммунисты. Это Элем Климов, Андрей Смирнов и подобные им.

Прошу всех читателей обратить особое внимание вот на что. Важна не только разница в общественно-политических взглядах тех и других. Несравним и уровень талантов, а значит — художественная планка, которую они могут задать.

Кто такой Андрей Смирнов перед тем же Сергеем Бондарчуком? По большому счёту он может предъявить только один действительно значимый фильм — «Белорусский вокзал». Но надо учитывать, что успех этой картины обеспечили в первую очередь блистательные актёры — Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов. Всем им к тому времени было уже под пятьдесят, и рядом с ними 29-летний режиссёр-дебютант (это была его первая полнометражная лента) действовал в роли ученика.

— Прямо скажем: известен этот Смирнов больше не как художник, а как злобный антикоммунист, буквально распираемый ненавистью ко всему советскому.

— Ненависть разрушает творца изнутри. Именно поэтому ничего выдающегося после «Белорусского вокзала» Смирнов уже не снял. Замечу шире: по той же причине фактически закончились почти все режиссёры, участвовавшие в работе 5-го съезда как гонители и разрушители. Во всяком случае не смогли достичь в постсоветские годы тех творческих высот, которые покоряли в советское время.

Я имею в виду Вадима Абдрашитова, Эльдара Рязанова, Глеба Панфилова, Сергея Соловьёва и ряд других. Громкие имена! Но… все они, как говорится, сдулись. И это, я считаю, расплата за измену самим себе, за то, что они выступили на «тёмной стороне», согласились стать куклами в «театре Карабаса-Барабаса».

По ходу «перестройки» почти всё великое советское кино объявлялось «неправильным»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Кино предательства, унижения и растления

  1. Как говорится — не в ту степь. Докатились — кино виновато. И покажи перестроечному народу хорошие фильмы — тут же бросился бы на защиту Советов. Фантасмагория. Говорить с людьми, не понимающими, что общественное бытие определяет общественное сознание, не стоит. Они никогда не поймут, почему советский народ переродился. Они безнадёжны. От них никакой пользы, кроме вреда.

Добавить комментарий для Serge Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *