О предвыборной маниловщине и советской власти

О предвыборной маниловщине и советской власти

Как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.

© помещик Манилов

Вынесенная в эпиграф фраза героя гоголевских Мёртвых Душ, равно как и он сам, стала широко известна в России с самого выхода поэмы в 1842 году. Маниловщина сделалась у нас именем нарицательным для обозначения неуёмной мечтательности, сочетающейся с пассивностью, отсутствием каких-либо попыток воплотить желаемое в жизнь. Пустопорожнее прожектёрство, вроде бы безвредное, но в конце концов делающееся отвратительным на фоне неприглядной действительности, за решение действительных проблем которой фантазёр-Манилов и не думает браться. Немало известных личностей отечественной истории по тем или иным причинам “удостаивались” сравнения с персонажем Гоголя. Однако, казалось бы, меньше всего сходства с ним можно ожидать от такого сурового, требовательного и не склонного к отвлечённым умствованиям человека, каким по идее обязан быть министр обороны.

Между тем несколько дней тому назад генерал армии и герой Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу разродился публичным выступлением, поневоле заставляющим припомнить строки классики. Вместо вопросов военного строительства, безопасности, или на худой конец патриотического воспитания глава МО РФ внезапно высказался на тему городского строительства в Сибири, а также внезапно заявил, что и столицу неплохо бы туда перенести. С чем связана сия эскапада прежде не замеченного в подобного рода вольных и размашистых политических высказываниях министра? Не с тем ли обстоятельством, что господин Шойгу возглавляет федеральную пятёрку списка партии Единая Россия на выборах в Государственную Думу? Нет конечно! Как только можно было подумать такое! Просто у человека наболело. Да и сам он сибиряк всё-таки.

Итак, что же сказал бывший главный отечественный спасатель, а ныне отец-командир российских вооруженных сил?  на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН министр обороны предложил построить в Сибири три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров с населением как минимум 300–500 тыс. человек. В идеале же — миллионных. С учётом того, что сказанное Шойгу позднее опубликовал сайт МО, перед нами не что-то такое, сорвавшееся вдруг сгоряча, а позиция, если не заранее выверенная, то по крайней мере допущенная до широкой аудитории, от которой Сергей Кужугетович отнюдь не намерен отказываться. Это в свою очередь даёт нам право оценить идею как следует и всерьёз.

Ещё Михайло Ломоносов говорил, что “Могущество России прирастать будет Сибирью”, и с корифеем отечественной науки, основателем альма-матер автора этой статьи — Московского Государственного Университета, спорить как-то не с руки. Да и зачем? Весь ход истории страны XIX и XX веков подтверждает ломоносовский тезис. Строительство новых городов? Прекрасно! Замечательно! Трудно даже и вспомнить когда у нас в последний раз на высшем уровне заговаривали об этом. От самой фразы так и веет созиданием. И что-то такое всплывает в подсознании из Маяковского — “Здесь будет город-сад…”. Так что же, остаётся лишь поддержать господина Шойгу, пожелать ему попутного ветра и оценить его идею сугубо положительно. Разумеется! Точно также, как и задумку Манилова о каменном мосту с лавками… Пять городов? Хорошо. Слов нет. И на Марс бы нашего космонавта в следующем году запустить хорошо. И продолжительность жизни поднять до ста лет. И средний класс чтобы был в стране числом в 60% от населения, да со средней зарплатой в 2700$, как Путин обещал в 2008…

Ну а если немного поконкретнее? Ближе, так сказать, к делу? Возвести с нуля пять городов-миллионников — это огромные затраты. Для начала нужно выбрать место, причём, конечно, не наобум, а после соответствующих изысканий. Составить проект. Сколько это может стоить? Заранее, конечно, сказать нельзя. Но просто для понимания порядка величин — проектирование не города, а одной-единственной высокоскоростной ж/д магистрали Москва-Казань, к строительству которой в итоге так и не приступили, потребовало затрат в несколько десятков миллиардов рублей. Но хорошо, предположим, что власть готова раскошелиться. В Фонде национального благосостояния России на текущий момент насчитывается 13,5 триллионов рублей. Вот только этого недостаточно. Не денежные знаки, а люди расчищают площадку, роют котлован, забивают сваи и кладут кирпичи. Государство на сегодняшний день не имеет возможности самостоятельно и напрямую распоряжаться трудовыми ресурсами, необходимыми для решения такого рода задач. Только нанимать, подряжать частника. Генеральным подрядчиком на строительстве Крымского моста, например, была фирма ОАО Стройгазмонтаж, принадлежащая небезызвестному Аркадию Ротенбергу. Частник заинтересован в прибыли. Нанять десятки тысяч (а именно столько их потребуется) квалифицированных рабочих, или же гастарбайтеров? Выбор очевиден. Экономия на материалах. Всевозможные нарушения. И, конечно, Её Величество Коррупция. Разве у нас нет актуальных примеров того, как реализуются в России инфраструктурные проекты, в том числе особой важности?

На строительстве не города — космодрома Восточный — по фактам нарушений и откровенного воровства было возбуждено 140 уголовных дел. Ущерб составил по меньшей мере 10 миллиардов рублей. Работы начались в августе 2010, а уже к 2014 срыв сроков по графику работ составлял 26 месяцев! Лишь в мае 2019 удалось приступить к строительству второй очереди объектов космодрома (первоначально планировался 2017 год). За время затянувшейся более чем на десятилетие реализации проекта неоднократно нарушались права рабочих, не выплачивалась в полном объёме, либо задерживалась заработная плата. Проблема стояла настолько остро, что строители устраивали голодовку в знак протеста, а вопрос поднимался на “Прямой линии с Владимиром Путиным”.

Главное же, воруют или нет, ключевым остаётся вопрос способен ли в принципе российский частник аккумулировать и адекватно применить производственные мощности, необходимые для постройки нескольких современных мегаполисов? Есть ли они вообще в свободном доступе на рынке? Тысяча и один субподрядчик, смежник, который может подвести, либо вовсе выйти из проекта как свободный экономический агент, найдя для себя более подходящее предложение. И всё, мегапроект встал… Некогда у нас существовала система, позволявшая концентрировать огромные силы и средства на решении ключевой для развития хозяйства и всего социума задачи. В плановом порядке и с точной взаимной увязкой тысячи предприятий и сотни тысяч человек могли трудиться как цельный могучий механизм. И создавать индустриальные гиганты, вроде Урало-Кузнецкого комбината, единые, несмотря на сотни километров расстояния, отделяющего друг от друга находящеся в разных регионах заводы — составные части. Или в кратчайшие сроки возводить такие объекты, как Красноярская, или Саяно-Шушенская ГЭС, о которых упомянул Шойгу в своей речи. Но сейчас — не советская власть.

Хорошо, предположим, каким-то образом наш город построен. А дальше? Есть известная фраза: “Капитализм — это бездомные люди и безлюдные дома”. Выдумал её, если что, не большевистский агитпроп, а американцы времён Великой депрессии, когда с одной стороны по Соединённым Штатам слонялись толпы людей, оставшихся без стабильного заработка и, как следствие, потерявших возможность снимать жильё. С другой же множество добротных зданий, выстроенных в период до Черного вторника 1929 и биржевого краха, стояли пустыми — у людей не хватало средств, чтобы их приобрести. А что же мы, современная Россия? Квартиры в городах Шойгу будут  бесплатно раздавать в собственность? Или хотя бы предоставлять на льготных условиях социального найма? Ой навряд ли! Так почём квадратный метр для народа, господин министр обороны…? К слову об этом. В позапрошлом году в Москве было построено 5 миллионов квадратных метров нового жилья — таких высоких темпов не было с 1965, о чём с гордостью отчитался тогда ещё заместитель мэра Марат Хуснуллин, ныне ушедший на повышение в кабинет министров. И что? Как это сказалось на доступности столичных квартир? Вот-вот решится вопрос, портивший москвичей со времён Булгакова? Нет! Бездомные люди (или ютящиеся в новомодной студии — человеческой конуре), безлюдные дома. Капитализм. Какая часть отечественного населения способна — не будем брать даже ультрадорогую Москву — просто взять, да купить себе квартиру на свои кровные? Думается, и 1% не наберётся. Только через ипотечную кабалу. Говоря об этом — поздравляю вас с рекордом, граждане-товарищи! Общая сумма взятых россиянами займов достигла по итогам первого квартала 2021 величины в 20,8 триллионов рублей.Для сравнения ВВП России в 2020 составлял 106 триллионов. Доля просроченных более чем на 90 дней потребительских кредитов достигла 17%, она непрерывно возрастает вот уже несколько лет. Отдавать нечем. Миллионники Шойгу окажутся, вероятно, самыми тихими и чистыми городами на свете — некому будет производить грязь и шум. Когда-то в нашей стране можно было справить новоселье не потратив ни копейки денег. Молодой семье не приходилось, чтобы создать своё гнездо, принимать обязательства, рассчитаться по которым не удаётся до рождения не только детей, но и внуков. Люди могли позволить себе быть мобильными, с лёгким сердцем и уверенностью в завтрашнем дне переезжать но новое место. Но сейчас — не советская власть.

Чтобы возник город-миллионник в нём, как ни удивительно, должно проживать не менее миллиона жителей. Где их взять? Заботами нашего великого национального лидера, опытных управленцев и твёрдых патриотов, занимающих руководящие посты в системе исполнительной власти, Россия стремительно депопулирует и конца данному процессу пока не просматривается. По данным за текущий год из 15 ныне существующих отечественных городов-миллионников численность жителей сократилась в 14, включая даже Москву и Санкт-Петербург. Но ладно, спишем это на лютующий ковид. Пускай в обычное, непандемийное время положение несколько отличается от текущего в лучшую сторону. Всё равно главный вопрос остаётся открытым: кто будет жить в напланированных господином Шойгу виртуальных сибирских мегаполисах? Собственно, вариантов всего два. Либо это будут граждане нашей страны, и тогда, открывая новые города, властям придётся одновременно закрывать старые. Миллион людей это 28 Урюпинсков, 6 Сызраней или без малого 2 Липецка. Кого и где будете разукомплектовывать, господа хорошие? Либо иной вариант — Сибирь-матушка будет урбанизироваться усилиями каких-то других людей, уроженцами РФ не являющихся. Народу на свете много, в том числе такого, кто с готовностью оставит навсегда отчий край, чтобы перебраться на новое, более удобное местообитание. Выбирай — не хочу! Африканцы, беженцы с Ближнего Востока, а может быть привычная и практически родная на их фоне Средняя Азия? Эти ребята — да, с готовностью въедут в города Сергея Кужугетовича. Всё. Других опций нема. Да, когда-то, в эпоху непрерывного роста численности русского и других народов, составлявших братскую семью национальностей и этносов СССР, существовала возможность строить на перспективу, из расчёта на новые поколения. Когда в сталинской красной державе на начало Первой пятилетки был 151 миллион  жителей, а к концу Второй — 165 миллионов, можно было возводить в чистом поле Магнитогорск и Комсомольск-на-Амуре. Но сейчас — не советская власть.

А чем потом заниматься этим нескольким миллионам людей, откуда то взявшихся в сибирских мегаполисах? Кто даст им работу? Инвестор? Какой? Боюсь, что даже сверхгиганты, вроде Эппла, Гугла или Амазона, такого одномоментного расширения не потянут. И да, разумеется они все просто в очередь выстроились, чтобы начать финансовую интервенцию в сибирские просторы и человеческий капитал. Или наш олигархат подсуетится? Короли металлургии, которые благополучно прокинули правительство, попытавшее было под лозунгом социальных обязательств увеличить на них налоговую нагрузку. А может быть Роснефть и Газпром? Сэкономят чуть на премиальных господам Сечину и Миллеру… Строить города — это значит создавать производство. А его в свою очередь нужно включать в существующе схемы межотраслевого взаимодействия, логистические маршруты, либо соответствующим образом их переделывать. Делать это государство победившего монетаризма не способно по определению. Когда-то у нас всё это было. Профильные города, где всё было подчинено одной экономической, или научной цели, актуальной только в масштабах колоссальной страны, второй (а по некоторым позициям и первой) индустрии планеты. Потом в 1990-х всё посыпалось. Моногорода стали символом беспросветной депрессии, лидерами и пионерами разрухи. Остаются ими и теперь. И в ручном режиме глава государства вынужден показательно “спасать” какое-нибудь Пикалёво. Потому что сейчас — не советская власть.

Что же, вот мы и подошли к финалу. На поверку все громкие заявления господина Шойгу оказались маниловщиной, трёпом, вдвойне непрофессиональным и нелепым из уст военного. Тут бы и кончить, благо всё понятно. Зачем было сказано, какие цели на деле преследовались. Это — тот самый популизм, в котором властвующая клика очень любит обвинять своих оппонентов. Пиар, буря в стакане воды. Вот уже 27 лет без перерывов — с января 1994 года — Сергей Кужугетович неизменно входит в состав правительства России в качестве министра. Дети родились, выросли, окончили школу и ВУЗ, обзавелись своими детьми — он по-прежнему во власти. Что мешало прежде господину Шойгу озаботиться всем тем, о чём он вдруг припомнил в 2021? Вопрос, конечно, риторический.

Но… Едва ли министр обороны понял это, однако на деле произошла очень важная вещь. Своими речами и лёгкостью в мыслях необыкновенной, он на контрасте удивительно ярко подсветил всю беспомощность и ущербность нынешней социально-экономической системы по сравнению с социалистической альтернативой. Рынок оказался неспособен решать стоящие перед страной задачи: полноценно осваивать Сибирь, а не только хищнически вырубать лес, да высасывать из недр углеводороды, развивать инфраструктуру, обеспечивать развитие науки. То, что регулярно делала советская власть, в реалиях РФ даже звучит абсурдно.

Господин Шойгу поминает добрым словом трудовой энтузиазм времён СССР — «Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки». Да. Именно так. Потому что знали — работа пойдёт впрок. Чувствовали под собою Родину. А нынче — что? Буржуинск-на-Амуре? И сразу же, размечая будущие улицы, центральное место отвести под особняк господина Х. Слева — домик для прислуги. Справа, побольше — для уточки. Паши, мужичина…

Так построим ли мы новые города в Сибири? Непременно. Когда будет советская власть!

Мизеров Иван

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “О предвыборной маниловщине и советской власти

  1. » МОСКВА, 10 авг — РИА Новости. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу назвал внутреннюю угрозу разложения общества в стране наиболее страшной. Об этом он заявил на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
    «Есть более страшная часть, она в последнее время или, точнее, десятилетия приобретает или приобрело уже основную опасность для любой страны. Это внутренняя угроза. И все это связано с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны», — сказал он.
    При этом внешние угрозы, по словам министра, заметны и понятны, поскольку известно, чем противник вооружен и как ему противостоять.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *