Дороже золота

Дороже золота

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Рябов

Так в мире оценивают титан. В России — на уровне пустой консервной банки

Если воочию не убедиться, что обычная совковая лопата с вилами и многие элементы конструкции космического корабля сделаны из сплавов одного и того же металла, все рассказы об уникальности свойств этого материала будут восприниматься на уровне красивой сказки. В самом деле, можно ли представить, чтобы тот же хозяйственный инвентарь или корпус межзвёздного аппарата не нуждались в защитном покрытии, предварительной термической, химической обработке? А вот изделиям из нашего «сказочного вещества» подобная страховка совсем ни к чему. Оно само оберегает свою поверхность от вредного воздействия среды благодаря образованию тончайшего предохраняющего слоя. Ну разве не фантастика?

Но у этого металла и других достоинств ещё, что называется, вагон и маленькая тележка. Сплавы на его основе обладают жаропрочностью, криогенной и радиационной стойкостью, совместимостью с тканями человеческого организма, высокой ударной вязкостью, сохранением памяти первоначальной формы и пр. Согласимся, по отдельности эти свойства можно обнаружить у железа, стали, меди, никеля, алюминия, других популярных и необходимых в производстве материалов. Но чтобы природа собрала все плюсы в одном «букете»… Это и впрямь напоминает сказку, выглядит как бескорыстный дорогой подарок от Всевышнего нам, грешным.

Имя этому чудодейственному дару — металл титан. Давайте посмотрим, как мы, россияне, распоряжаемся столь необычным сокровищем земных недр, все ли его потенциальные возможности поставлены на службу производству, экономике страны, человеку?

И мастерство, и вдохновенье

Свои безбрежные способности титан скрывал от людей более 130 лет, не позволяя исследователям многих стран разорвать связь его с кислородом. Лишь в предвоенные годы Второй мировой в лабораториях Европы удалось получить титан в чистом виде. Но первыми оценили его необычайные качества американцы: он не имел аналогов среди материалов, используемых доселе в судостроительной и авиационной технике. Ценность титана неимоверно возросла во второй половине 50-х годов прошлого века, когда США начали скалить зубы на СССР. Исследования и разработки по стратегическому металлу и его сплавам охранялись с такой же строгостью, как информация об атомной бомбе. Их самолёты-разведчики, изготовленные с применением титана, увеличили свой «потолок» на 4—5 километров и свободно долетали до Московской области. Для наших ПВО они были недосягаемы.

Что делает Советский Союз? Здесь ещё с 1954 года началась интенсивная разработка опытной, а спустя несколько лет промышленной технологии производства титана и его сплавов. Было задействовано с десяток институтов, целый ряд крупных промпредприятий для изучения «характера» стратегического материала, механических свойств и надёжности эксплуатации полученных из него изделий. Исключительное внимание руководства страны к новинке, строгий контроль за ходом работ и приоритетное их финансирование дали нужные результаты. В СССР за короткий срок была создана самая мощная в мире титановая промышленность, причём полностью на своём сырье и отечественном оборудовании. Её объекты располагались в пяти союзных республиках с центром в небольшом городке Верхняя Салда Свердловской области, где находилось металлургическое производственное объединение (ВСМПО).

Что собой представляла новая отрасль? Восемь предприятий в стране поставляли на Средний Урал основное сырьё — губчатый титан и его легирующие компоненты (лигатуру). А потребители? Более сорока крупных отечественных заводов по выпуску авиационной, ракетной, космической, судостроительной техники, атомной энергетики, химического и нефтехимического машиностроения использовали полуфабрикаты сплавов этого универсального металла.

К 1980 году их производство на ВСМПО в полтора раза (!) превысило вместе взятые объёмы аналогичной продукции в США, Англии, Японии, Германии и Франции. Всё шло на внутрисоюзные нужды, экспорт (листов и прутков) не превышал двух процентов. Промышленный потенциал объединения в Верхней Салде увеличился в пять раз.

А как отразились «шаги саженьи» предприятия на социально-бытовом уровне жизни самих обитателей города, его развитии, инфраструктуре? Перемены и в этой сфере произошли разительные. За 25 лет (1959—1985) численность населения райцентра возросла на 16700 человек. Рождаемость превышала смертность в 1,5—2,5 раза. За это время были построены Дворец культуры, кинотеатр, больничный городок, госпитальный комплекс, здания филиала института и авиаметаллургического техникума, три среднеобразовательных школы, шесть детских садов, Дом книги, торговый центр «Малахит», заводская поликлиника и профилакторий, плавательный бассейн, районный узел связи на шесть тысяч номеров. В 1973-м вступил в строй домостроительный комбинат мощностью 50 тысяч «квадратов» в год.

Впечатляет? По сути, ВСМПО представляло собой народное предприятие. Человек знал, чем завтра обернётся для него сегодняшнее упорство, а потому каждый старался по полной использовать силу тандема «и мастерство, и вдохновенье».

Вкусен салдинский «пирог»!

Всё рухнуло с развалом Советского Союза. В момент оказалась на дне и титановая промышленность. Заказы основного потребителя — ВПК — были заморожены, машиностроительные заводы остановились: ельцинско-гайдаровская гиперинфляция оставила производство без оборотных средств. Спрос на полуфабрикаты титановых сплавов уменьшился в 40 раз, алюминиевых — в 7 раз. Словом, ВСМПО в начале 1990-х оказалось на краю пропасти…

Но звериный капитал не на того напал. На предприятии стали срочно создавать производства той продукции, нужда в которой ощущалась и раньше. Из алюминиевых сплавов начали делать теплицы, балконы, оконные рамы, конструкции для автобусных остановок-павильонов и др. Из нержавеющей стали наладили выпуск посуды, вёдер, кухонных раковин, деталей для холодильников, а из титановых сплавов — садовых и снегоуборочных лопат, газо- и пылеочистного оборудования для металлургических заводов. Даже появились отделы по производству мебели, трикотажа и одежды!

Подчеркнём одну особенность: коллектив объединения выживал без какой-либо поддержки государства, исключительно за счёт собственных резервов, своих кадров. Кстати, за 40 лет на предприятие не привлекались руководители (всех рангов) со стороны, обходились доморощенными специалистами. Свой вклад в их подготовку вносили и школа рабочей молодёжи, и ГПТУ, и техникум, и филиал Уральского политехнического института. В 1992 году на должность генерального директора единодушно был избран Владислав Тетюхин.

Стали налаживаться и производственные связи, в частности с Березниковским титано-магниевым комбинатом (БТМК) «Ависма». А вскоре, заработав средства на экспортной продаже ферротитана и титановых полуфабрикатов и взяв кредит, выкупили акции этого предприятия. Производство, порушенное господином Ходорковским, было восстановлено. В 1998 году глава ВСМПО одновременно становится генеральным директором ОАО «Ависма».

Тем самым впервые в мировой практике была создана вертикально-интегрированная структура от титановой губки до готовых изделий. А где брать лигатуру? По этой проблеме договорились с Пышминским опытным заводом — ОАО «Уралредмет». В итоге технологическая зависимость оставалась только от импорта ильменитового концентрата с Украины и ванадий-молибденовых окислов.

Поскольку отечественное машиностроение продолжало стагнировать, верхнесалдинцы стали искать выход на внешний рынок. Впрочем, особых усилий здесь и не требовалось: благодаря высокому качеству и более низким ценам уральский титан уже был популярен у ведущих мировых фирм. В июле 2005 года государственными органами оформлены документы признания производственного объединения в Верхней Салде и Березниковского комбината единой структурой — «Корпорация ВСМПО-Ависма». А менее чем через год было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Урал-Boeing» по механической обработке титановых сплавов, приближенных к форме полноценных изделий.

В 2007 году контрольный пакет акций титанового концерна в добровольно-принудительном порядке отошёл к «Ростехнологиям». На общем собрании акционеров председателем совета директоров ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» был избран Сергей Чемезов — глава государственной компании «Ростехнологии». Трудящихся убеждали, что оба предприятия — верхнесалдинское и березниковское — возвращаются в лоно госуправления, что будет профинансировано создание отечественного производства ильменитовых (титаносодержащих) концентратов и ванадий-молибденовых окислов, а также продолжена более масштабная модернизация предприятий.

Не особо веря посулам нового руководства, на ВСМПО поняли: 50-летнему самоуправлению пришёл конец. Да иначе и быть не могло: у многих российских олигархов слюнки текли при виде аппетитного титанового пирога уральских кулинаров. Так оно и вышло. Вскоре под патронатом «Ростехнологий» Салду оккупировала команда управленцев во главе со своим генеральным директором Романовым («эффективным менеджером» компании «Норникель»). Ключевые должности на предприятии (финансовые, экономические, кадровые и др.) сразу заняли варяги.

Крутые, неподдающиеся логике действия засланного администратора вызвали возмущение, протест трудового коллектива. Через девять месяцев Москва была вынуждена его отозвать.

Новым «генералом» стал 34-летний выдвиженец «Ростеха» Михаил Воеводин. Городские структуры также стали подконтрольны столичным работодателям, вплоть до руководства муниципалитета.

18 ноября 2010 года стало исторической вехой в жизни верхнесалдинцев. Сюда прибыл занимавший в ту пору должность премьер-министра Владимир Путин. Он побывал в основных цехах ВСМПО, осмотрел совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing. Как писала заводская многотиражка «Новатор», «высокий гость остался доволен увиденным на предприятии, но город благоустройством не порадовал. При встрече с рабочими всем пожал руку и сказал, что государство очень заинтересовано в нашем производстве». Вскоре было подписано правительственное постановление о создании Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина».

Люди поздравляли друг друга. В лице главы кабмина видели гарантию возрождения машиностроения, нового развития авиастроения и космонавтики, титан вновь должен был занять достойное место в экономике Отечества.

ОЭЗ — лагерная зона?

Однако вместо долгожданных перемен коллектив получил совсем другие. Акции ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», обретённые «Ростехом», вдруг оказались в частных руках. Сегодня четверть их контролирует сам гендиректор С. Чемезов, а 65 процентов ценных бумаг принадлежат одному лицу. «Счастливчиком» на горбу тружеников обоих предприятий оказался новоявленный долларовый миллиардер, заместитель председателя совета директоров некий Михаил Шелков, до этого не имевший представления о титане. Теперь он «правит бал». Большая доля чистой прибыли уплывает в офшоры. Обещанная Владимиром Путиным «масштабная модернизация производства» идёт за счёт кредитов самой корпорации.

В интервью деловому авиационному порталу АТО.ru в Жуковском Михаил Воеводин сообщил: «За последние 10 лет мы проинвестировали в собственное производство более двух миллиардов долларов, нарастили мощности и сегодня загружены на 100 процентов… Доля ВСМПО на рынке мирового авиастроения сейчас составляет свыше 30 процентов. В этом году разработали программу развития на следующие семь лет…» За это в ноябре 2019-го Михаилу Воеводину вручили орден Дружбы.

За счёт экспорта росли объёмы производства. Рабочих рук не хватало. Приехавших из других городов области расселяли в неблагоустроенных общежитиях. Рабочий день мог длиться 12 часов и более. Платили около трети зарплаты, остальное — в конверте. За это время чистая прибыль, переведённая в дивиденды, составила без малого 85 миллиардов рублей, львиная её доля осела на заморских счетах в офшорах. За пять лет градообразующее предприятие перечислило налогов в федеральный и региональный бюджеты порядка 35 миллиардов рублей, а вернулось в местную казну менее 7 миллиардов (в этой сумме зарплата бюджетников).

От былой демографии советского периода не осталось и следа. За 30 лет население города уменьшилось на 15 тысяч человек, в том числе за последнее десятилетие — на 6400. Почти половина — естественная убыль. Смертность превышает рождаемость в 1,5—2 раза. Медицина реформирована, «оптимизирована» и еле дышит, заброшен и приведён в негодность больничный комплекс — госпиталь. Обещанного жилищного строительства нет, зато появилось семь супермаркетов, зарегистрированных в мегаполисах, куда уходит вся выручка вместе с налогами.

На этом фоне резко обострилась проблема жизнеобеспечения — изношенность водо-, тепло- и электросетей, на восстановление и обновление которых требуется более 5 миллиардов рублей. В настоящее время МУП «Гор.УЖКХ», как и его «коллега» «Пассажир-автотранс», официально объявлены банкротами. Аналитики предрекают подобный финал и ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»: долговые обязательства предприятия превышают годовую выручку.

И в столь напряжённый момент генеральный директор Михаил Воеводин в мае этого года пишет заявление на увольнение. Что заставило его принять такое решение? Ведь ещё в апреле на совете директоров полномочия ему были продлены на три года, сам же он даже не намекал о завершении карьеры… Эксперты предполагают, что долларовый миллиардер Михаил Шелков обезглавил корпорацию, чтобы скрыть следы возможных махинаций с кредитами предприятия. Вслед за Володиным покинули свои должности главный бухгалтер и ещё шесть руководителей высшего ранга.

Временно исполняющим обязанности главы корпорации ставят бывшего директора ОАО «РТИ» Максима Кузюка, назначенного в октябре 2019-го заместителем генерального директора по развитию «ВСМПО-Ависма». Деградация предприятия продолжилась. В связи с мировым кризисом завод перевели на сокращённый график работы. Перекраивая структуру предприятия, «оптимизируя» штатное расписание, вынуждают местные кадры увольняться: только в этом году за ворота было выставлено свыше 1000 человек. Нервозность, потери в зарплате, страх перед завтрашним днём — вся эта психотравмирующая ситуация так или иначе сказывалась на технологическом процессе, качестве продукции, производственной дисциплине.

За два месяца работы врио генерального директора корпорации офисы «Ростехнологии» оказались заваленными жалобами из Верхней Салды. Было решено его отозвать. В июле все тот же Михаил Шелков представил коллективу очередного шефа. Им оказался Сергей Степанов, топ-менеджер горно-металлургического холдинга «ЕВРАЗ», бывший глава ОАО «Распадская».

Труженики ВСМПО в отчаянии. Группа ветеранов труда, уважаемые руководители и специалисты, чей стаж работы на предприятии составляет по 50 и более лет, в мае этого года отправили обращение к президенту РФ Владимиру Путину и в копии — председателю комитета Госдумы по обороне Владимиру Шаманову и Председателю ЦК КПРФ, руководителю фракции коммунистов в Госдуме Геннадию Зюганову.

Авторы послания чётко, толково и убедительно излагают основные вехи титановой промышленности в СССР и России, анализируя причины взлёта и падения этой важной отрасли для развития экономики государства и его обороноспособности. За последние пять лет, подчёркивается в обращении, реализовали 70 процентов титановой продукции «ВСМПО-Ависма» западным партнёрам и только оставшуюся часть — на внутренний рынок, странам СНГ. По объёмам использования этого ценнейшего металла и его сплавов в советское время «рыночная» Россия скатилась с первого места на четвёртое после США, Европы и Японии. Завтра нас обгонит Китай.

«Владимир Владимирович, — с крайней озабоченностью заключают авторы, — пока не поздно, примите меры — сохраните отечественное, сугубо стратегическое, единственное в стране производство титановых сплавов. Россия уже многое утратила из технологий их применения, потерять ещё и производство — это преступление века! История вам, да и нам всем, этого не простит!»

Не сомневаемся, каждый честный россиянин с благодарностью воспримет решительность патриотов по спасению столь нужной стране отрасли, их прямое обращение к президенту. Вот только будут ли после этого приняты адекватные меры? С трудом верится, что хозяин Кремля, посетив ВСМПО в качестве премьера в 2010 году, начисто забыл и про удивительные свойства титана, и про свои обещания о модернизации его производства, о выделении средств из федерального бюджета на решение жилищно-коммунальных проблем, развитие инфраструктуры и проч. Или те посулы главы кабмина были дешёвой уловкой в преддверии грядущей схватки за обладание скипетром с державой на российском троне?

Да, перемены, как говорилось выше, произошли. Трудовой коллектив полностью лишился акций, ими завладели два человека, на руководящие должности стали приходить «варяги», резко возросли экспортные поставки, внутренний рынок игнорировался. То есть все изменения открывали новые или дополнительные каналы обогащения верхушки российской элиты. Судьба простых рабочих никого не волновала.

Всё это было на руку как ненасытным бизнесменам, так и президенту. Первые получали ссуды, всевозможные льготы и многомиллиардные дивиденды, а второй был уверен: для сохранения существующих «порядков» и безопасности «удобного» для них шефа олигархат в критический момент выставит щит покрепче любого титана. Словом, обе эти структуры не могут жить друг без друга.

Значит, россияне обречены и дальше терпеть этот взаимовыгодный альянс власти и капитала? Конституцией страны предусмотрен механизм защиты интересов рядовых граждан. Эта роль отводится Государственной думе. Вот уже 30 лет в ней командует большинство, которое озабочено не нуждами и чаяниями простых людей, проблемами Отечества, а рьяно защищает нерушимость, крепость связки власти с капиталом. В сентябре каждый из нас получит в руки бюллетень, а с ним и возможность порвать наконец эту связку.

Комментарий редакции: Сейчас практически всем очевиден обман власти капитала трудового коллектива «ВСМПО-Ависма«. Под видом возвращения стратегически значимого предприятия под государственное управление всего-навсего произошёл захват уникального Советского производственного комплекса сворой олигархов. Разумеется, они занимаются своим любимым делом, обирая рабочих, свёртывая социальные гарантии. Ну и, разумеется, уводя прибыли за границу, ставят крест на перспективах российской титановой отрасли. Упомянутое в статье обращение тружеников предприятия на имя главы государства свидетельствует об озабоченности народа перспективой титановой отрасли. Ведь это проблема не отдельно взятого предприятия, не конкретной сферы производства. Речь идёт об общих тенденциях выжимания соков из народа и из национальной экономики. Будут ли приняты конкретные меры для устранения негативных явлений, получивших своё развитие с момента вторжения на «ВСМПО-Ависма» т.н. «эффективных собственников»? Нет оснований рассчитывать на подобное. Конечно, подчас высокопоставленные государственные деятели стегают прутиком зарвавшихся представителей «знати». Однако они настроены на сохранение частно-капиталистической системы как таковой. В результате явления, порождающие эскалацию антисоциальных процессов, никуда не исчезают. Не говоря уже о тесной связки высших представителей власти и олигархического бизнеса. Поэтому не следует ожидать от них чуда. Только сплочение вокруг реальной оппозиции в лице КПРФ, массовый приход 19 сентября на избирательный участок способны открыть дорогу к избавлению России от произвола «верхних десяти тысяч».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *