Официальные СМИ постоянно трубят на весь мир о якобы произошедшей в путинский период деолигархизации экономики, о мнимом возвращении российскому народу национальных богатств. В качестве подтверждения соответствующего тезиса они, как правило, приводят примеры увеличения государством контрольного пакета акций в ряде крупнейших сырьевых компаний (вроде «Газпрома»), переход иных игроков под их управление. Но как обстоит дело в реальности?
В настоящее время при рекламировании вышеупомянутого газового концерна постоянно прослеживается фраза «»Газпром» — национальное достояние». Стало быть, основная часть дивидендов от акций компаний идёт в бюджет и используется в интересах России и народа (подобно практики, сложившийся в Норвегии, в Объединённых арабских эмиратах и т.д.)? Что же, давайте уточнять, кто является основным выгодоприобретателем от «бурной деятельности» газового гиганта. Принято считать, что государству в «Газпроме» принадлежит свыше 50 процентов акций. Но на самом деле не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Непосредственно Российской Федерации в лице Росимущества принадлежит только 38,37% акций компаний. А официально принадлежащее Росимуществу АО «Роснефтегаз» владеет только 10,97% газпромовских акций, а ОАО «Росгазификация» — 0,89% акций. Таким образом, напрямую государство владеет только 38,37% акций «Газпрома». Остальной частью правительство управляет не напрямую, а через посредников. В результате отнюдь не все дивиденды перечисляются в государственный бюджет Российской Федерации. Более того, подчас они вообще не выплачиваются, а остаются в распоряжении вышеперечисленных юридических лиц.
Оставшимися 49,77% акциями «Газпрома» владеют иностранцы, которых именуют «собственниками Американских депозитарных расписок». А другие крупные владельцы вообще не раскрываются. Кому принадлежат эти акции? Их владельцем может быть кто-угодно. Однако если учесть, что 1% от всех акций «Газпрома» стоит около 68 млрд. рублей, то можно утверждать, что речь идёт о «сильных мира сего», связанных, наверное, с действующей «элитой».
Аналогичным образом дело обстоит и с другими квазигосударственными корпорациями и банками. Так, в «Сбере» правительство владеет 50% акций плюс одной акцией Сбербанка. А остальная часть учреждения? 44,37% акций Сбера владеют иностранцы, 1,92% — российские юридические лица, 3,71% — граждане. Конечно, любой человек может приобрести акции Сбера. Тем не менее, 1% акций банка стоит около 128 млрд. рублей. Кроме того, далеко не каждому известно о «привилегированных акций Сбера», по которым дивиденды платятся всё время. Российская Федерация не имеет подобных «привилегированных акций». Владеют ими те, кто приобрел именно их, а не обычные акции. Как следствие, свыше 50% дивидендов Сбера перечисляются не в российский бюджет, а расходятся по разным странам.
Не менее интересно положение дел в компании «Роснефть». В данной фирме Российская Федерация напрямую владеет только одной акцией. 40,40% акций «Роснефти» принадлежат «Роснефтегазу», который, как было отмечено выше, далеко не всегда перечисляет дивиденды в государственную казну. Кроме того, 19,75% акций принадлежат компании «Бритиш Петролеум», 18,46% акций — эмирату Катар с берега Персидского залива, 11,04% акций — различным инвесторам, включая зарубежных.
Как видим, квазигосударственные компании медленно, но верно переходят в собственность иностранных буржуев. Политика правительства по масштабной приватизации и по «открытости» экономики способствует этому. Достаточно вспомнить распродажу в 2012 году иностранцам акций Сбербанка иностранным инвесторам, а также части «Роснефти» зарубежным игрокам в 2016 году, и все вопросы исчезнут. Если добавить факт увеличения граждан иностранных государств в составах советов директоров рассматриваемых нами структур, то факт нарастания угрожающих будущему России тенденций очевиден.
Не лучшим образом обстоят дела и с частными корпорациями. Возьмём, к примеру, «Норильский никель». Официально 34,59% компании принадлежит структурам Владимира Потанина, 27,82 % — структурам Олега Дерипаски, 4,7% — структурам Романа Абрамовича. Оставшиеся 33% по большей части переведены в Американские депозитарные расписки. То есть, они куплены зарубежными капиталистами. Следует также принять к сведению нахождение под санкциями США Олега Дерипаски. Соответственно, это лишает его возможности управления формально принадлежащей данному деятелю долей в «Норильском никеле». Кто может дать гарантию, что фактическими её владельцами не стали финансовые и правительственные структуры США?
Всё это происходит на фоне медленного, но верного перехода стратегически важных отраслей экономики под контроль зарубежных компаний. Так, в 2019 году иностранный капитал распоряжался 95% энергетического машиностроения и 75% железнодорожного машиностроения, 76% цветной металлургии, около 50% производства нефтепродуктов, целлюлозно-бумажного производства, химической промышленности. Зарубежным компаниям удалось захватить около двух третей российской пищевой промышленности и крупные торговые сети. Нужны ли дополнительные комментарии? Напомним лишь, что в аналогичные игры в начале прошлого столетия играло царское правительство. Тогда банки и основные отрасли производства аналогичным образом принадлежали иностранным компаниям. Но это не способствовало решению вопроса проведения ускоренной модернизации русской экономики, её превращения из аграрно-индустриальной в индустриальную, укреплению технологической безопасности государства. Напротив, зарубежные капиталисты фактически имели возможность вывозить прибыли из России, вынуждая царский режим впутывать страну в долговую паутину. Всё это пагубным образом отразилось на России в 1914 — 1917 гг., способствовало дезорганизации ключевых сфер жизнеобеспечения. Следует ли наступать на те же грабли?
Конечно же, не стоит питать иллюзии о мнимом стремлении зарубежных буржуев действовать не теми методами, к которым прибегают представители нашей олигархии. На слуху утверждения о мнимой «прозрачности» капиталистов империалистических государств, которые якобы представляют собой противоположный образ российскому бизнесу. Подобные слухи начали распространять со времён начала дела Bank of New York в 1999 году. Конечно же, в последние десятилетия было много слухов о мнимой необоснованности санкций мировым гигантам, стремящихся в различной форме установить контроль над сырьевыми ресурсами то Венесуэлы, то Боливии, то России (речь идёт о пересмотре «Соглашения о разделе продукции», о вытеснении из «Газпрома» ряда британских финансовых фондов). Можно приводить кучу примеров того, чем обернулось их хозяйничание на Украине, в странах бывшего социалистического содружества, в африканских государствах. Конечно же, для «сильных мира сего», стремящихся по максимуму выжать из подконтрольных им стран, для них добросовестное выполнение финансовых обязательств перед государствами в России, в Латинской Америке и т.д. является костью в горле. Особенно если учесть, что для них народы стран перечисленных регионов, будущее этих государств вообще является пустым звуком, да и они стремятся ослабить их. Устремления данной когорты объективно толкают их путь на обворовывание других народов. На наш взгляд, железобетонным является следующее утверждение бывшего «экономического убийцы» Джона Перкинса: «Нам платят и хорошо платят за то, что мы обманным путём уводим из разных стран мира миллиарды долларов». Он же добавил, что задача «западных советников» по всему миру заключается в подталкивание «лидеров разных стран мира к тому, чтобы они всемерно способствовали продвижению коммерческих интересов Соединенных Штатов».
Всё происходящее рано или поздно непременно стало бы реальностью. Международный капитал, заставляя подконтрольные ему страны принять мертворождённые стандарты, сознательно создаёт условия, способствующие переход под его контроль средств производства ряда государств. А своим «младшим партнёрам» в колониях и полуколониях «глобалисты» позволяют совместно эксплуатировать трудящиеся массы и сырьевые ресурсы исключительно на начальном этапе. В дальнейшем империализм, действуя по принципу «победить всё забирает себе», вытесняет с арены даже своих вчерашних сообщников. Именно это сейчас происходит в России.
Переход страны под внешнее управление, захват стратегических отраслей экономики зарубежным капиталом никому и никогда не давал никаких перспектив. При подобном раскладе наивно мечтать и об экономическом прорыве, и о повышении народного благосостояния, и об укреплении национального суверенитета. Поэтому только национализация минерально-сырьевой базы, передача национальных богатств под контроль народа, введение системы государственного планирования экономического развития снимут удавку с шеи России. Никто, кроме КПРФ, не ставит на повестку дня соответствующий вопрос.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Пожалуй, самое актуальное. Оставить Россию без сырья, это значит, победить её окончательно. Власти и Запад, похоже, действуют согласованно. Сдать страну Западу весьма выгодно для власти. Не будет хлопот с их защитой. А в управленцы колонией, она, вроде, Работает она здесь вахтовым методом. может и попасть. Всё, что добывается, продаётся негласным хозяевам, а деньги от продаж также вывозятся на Запад. Так что положение её надёжное и выгодное. Народ она уже не учитывает. Да и кому он нужен, разучившийся работать и воевать, да ещё «потерявший чувство самосохранения». Поменьше б его было. Да и в самом деле, страна имеет около 40% мировых ресурсов. По справедливости они должны бы принадлежать 3 млрд, а здесь какие то вымирающие 140 с лишним миллионов. Делиться надо, ребята, а вы тут бодягу разводите. И место ваше в воронке небытия, вот туда вас и отправят.