По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Гришкевич
Белорусская маргинальная оппозиция, готовая ради денег на всё, в бешенстве от массовой ликвидации в республике различных некоммерческих-неправительственных организаций, которые десятилетиями под видом образовательной и культурной деятельности занимались деструктивом и кормили профессиональных безработных в лице «борцов с режимом». Поскольку иных средств к существованию у них нет, а желание честно трудиться напрочь атрофировано, они начали разбредаться по соседним странам в поисках пропитания. Однако и там с деньгами сейчас негусто, поэтому приходится клянчить их у соотечественников в чатах. Дают неохотно.
По словам министра образования Игоря Карпенко, ещё до августа 2020 года оппозиция активно искала уязвимость в системе образования для создания в ней опорных точек протеста. Так, в политических целях расширялась сеть нелегальных частных школ, работа которых строилась бесконтрольно, по индивидуальным планам с фиктивным закреплением детей за иностранными образовательными учреждениями.
Отдельные организации называли себя «школами», имея правовую форму общественных или религиозных объединений, индивидуальных предпринимателей. Такая схема предполагала заниженную налоговую базу и выплату вознаграждений сотрудникам наличными в конвертах. Но главное — в «школах» полностью отсутствовала воспитательная работа и открывались широкие возможности для деструктивной деятельности, в том числе в интересах одного из соседних государств, испытывающего фантомные боли от распада Речи Посполитой. В этом деле особо преуспели «школы», работающие под патронатом польских консульств в Бресте и Гродно.
С 2018 года минобразования регулярно вносило предложения о лицензировании подобных учреждений для наведения порядка в этой среде, однако они встречали сопротивление практически на всех уровнях, в первую очередь со стороны минэкономики, что объяснялось либерализацией предпринимательской деятельности. «В результате в 2018—2019 годах вокруг системы образования были сформированы определённые группы коммерческих интересов. Их объединял общий подход к образованию как к сфере услуг, что предполагало отказ от воспитательной работы и стандартизированных программ и замену их некими рыночными механизмами, которые якобы сами должны всё отрегулировать», — отметил И. Карпенко.
События прошлой осени показали, что именно сеть полулегальных частных организаций пытались использовать для создания параллельных образовательных структур, чтобы уйти от контроля и воспитательной работы, создать рабочие места для активистов оппозиции, не имевших педобразования, — своеобразный внутренний рынок образовательных услуг «для своих».
В начале минувшего года «благодетели» под прикрытием общественного мнения предприняли агрессивную попытку перераспределить значительные госсредства в условиях пандемии на нужды частных проектов вроде «электронной школы» или дистанционного обучения, программные средства для которых предлагали срочно закупить у частных подрядчиков. Предполагалось создать единую электронную базу учащихся в ведении частной структуры, которая получила бы неограниченный доступ к личным данным учащихся и родителей. Хитроумный план не удался.
По словам И. Карпенко, сотрудники министерства заранее выявили возможные каналы влияния на систему образования, в основном под видом «меценатства» с некими скрытыми мотивами. В образовательной отрасли, выдержавшей удар, целенаправленно и методично наводят порядок, избавляясь от влияния западного капитала, замаскированного под гуманитарные гранты.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.