По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Народы ближневосточных стран расплачиваются за преступления буржуазных элит. В Тунисе правящий класс пошёл на уловки в страхе перед протестами. Далёк от разрешения подпитываемый извне ливийский конфликт.
Верхушечный переворот
«Победа свободы над отсталостью и угнетением» — подобные тирады наводняли западные издания в разгар «арабской весны». Спустя десятилетие очевидны ошибочность таких оценок и криводушие их авторов. Число беженцев в регионе выросло с 2 до 19 млн, в большинстве стран снизился индекс человеческого развития. Например, Ливия, в 2010 году находившаяся в этом рейтинге на 53-м месте, опустилась на 110-е, а Сирия оказалась ниже Зимбабве. Ещё накануне пандемии более 50 млн жителей Ближнего Востока страдали от голода.
Хуже всего ситуация в странах, испытавших внешнее вмешательство: Ливии, Сирии, Йемене. Но даже там, где смену власти вызвали внутренние причины, трудящиеся не увидели ни освобождения, ни процветания. И этот процесс продолжается. В отмечаемый 25 июля День республики президент Туниса Каис Саид объявил о приостановке на месяц деятельности парламента и снятии с депутатов неприкосновенности. В отставку отправлены премьер-министр Хишам Машиши, главы минобороны, минюста и другие чиновники. В столицу ввели армию, на всю страну распространились чрезвычайные меры, включая комендантский час и ограничение собраний. Свои действия Саид обосновал 80-й статьёй Конституции, позволяющей президенту принимать исключительные полномочия при угрозах национальной безопасности. Вот только делаться это должно по согласованию с премьером и спикером, да и необходимость чрезвычайных мер вызывает сомнения. Оценку мог дать Конституционный суд, но он так и не сформирован из-за споров по поводу его состава.
Получив неограниченную власть, Саид инициировал расследование против крупнейших партий: «Ан-Нахды» («Возрождение») и «Сердца Туниса». Они обвиняются в иностранном финансировании. По подозрению в коррупции арестованы несколько депутатов и чиновников. И это, судя по всему, только начало. Как заявил президент, за последние годы из казны украдено почти 5 млрд долл.
Каис Саид постоянно апеллирует к «народному благу». «Я решил быть на стороне народа, чтобы сохранить единство страны и защитить её от грызущей коррупции. Жёсткие меры будут приниматься до тех пор, пока в Тунис не вернётся общественное согласие и пока мы не спасём государство», — заявляет он. Да и сам переворот был обставлен как единение президента с обществом. В День республики по стране прокатились манифестации с требованием роспуска парламента, их участники громили офисы «Ан-Нахды».
В официальной риторике проглядывают истинные мотивы Саида и его окружения. Говоря об «общественном согласии», они ратуют за прекращение классовой борьбы и подчинение трудящихся воле буржуазии. «Жасминовая революция» 2010—2011 годов положила конец 23-летнему правлению Бен Али, но не принесла избавления от его пороков. Экономика снижается начиная с 2014 года, а по итогам прошлого года рухнула на 9 процентов. Безработица приблизилась к 18 процентам, работы не имеет почти 40 процентов молодёжи.
Получив три транша от МВФ, власти послушно выполняли его условия. Это выразилось в приватизации и отмене субсидий. Только в 2014—2018 годах расходы на здравоохранение сократились с 293 до 250 долл. на душу населения. Это стало одной из причин того, что Тунис крайне тяжело переживает пандемию. По числу заражений он вышел на третье место в Африке, а по смертности — на первое. Несмотря на это, правительство начало переговоры об очередном 4-миллиардном кредите МВФ. Бывший министр экономики Али Кули обнародовал план реформ, включающих сокращение фонда оплаты труда, реструктуризацию госкомпаний и внедрение гибких форм трудоустройства.
Это вызвало растущее возмущение. В отличие от большинства других ближневосточных и африканских государств, Тунис имеет развитые традиции рабочего и левого движения. Большим влиянием обладает Всеобщее объединение труда — крупнейший профсоюз страны. В число ведущих политических сил после революции вошёл Народный фронт — левая коалиция во главе с марксистско-ленинской Партией рабочих Туниса. Несмотря на убийство исламистами лидеров Народного фронта Шокри Белаида и Мохаммеда Брахми и попытки раскола, левые остаются значительной силой.
Это доказало их участие в протестах. В прошлом году в стране прошли почти 8 тыс. выступлений, а в январе власти ввели комендантский час и направили войска в охваченные манифестациями регионы. Новая волна протестов началась летом. Сотни тысяч человек требовали смены социально-экономического курса. Почувствовав угрозу, капитал решился на хитрый манёвр. В жертву была принесена исламистская партия «Ан-Нахда», связанная с международным движением «Братья-мусульмане»*. Будучи легализована после революции, она стала ведущей политической силой, а её бессменный лидер Рашид Ганнуши был спикером парламента.
Недовольство политикой «Ан-Нахды» проявилось в 2019 году, когда 73 процента избирателей проголосовали за Саида, позиционировавшего себя как не связанного с истеблишментом кандидата. Широкую поддержку имели и последние решения президента, хотя за отставками не последовало действительно важных решений. 23 августа Саид продлил действие «особых мер», страна фактически живёт без правительства и парламента.
Налицо обычный метод буржуазии: сковать трудящихся автократией и обмануть популизмом. О том же, что действия Саида отвечают интересам капитала, говорит реакция США и Евросоюза. Там не стали осуждать переворот, ограничившись пожеланием «придерживаться демократии и прав человека». После этого даже Ганнуши заявил о готовности к диалогу под руководством президента.
Действия правящего класса разоблачают левые силы. «Правительство «Ан-Нахды» вызвало экономический кризис, безудержную коррупцию, политический террор, ввергло страну в зависимость. Но переворот не принесёт желаемых изменений. Борьба президента с некоторыми партиями — это не борьба за другую экономическую стратегию. Он надувает рабочих, удовлетворяя потребности буржуазии», — говорится в заявлении Партии рабочих. Коммунисты выступают за сплочение прогрессивных сил и продолжение массовых выступлений трудящихся.
Добыча корпораций
Жертвой алчности остаётся Ливия. Напомним, в последние годы она была разделена между двумя центрами власти: западным (Триполи) и восточным (Тобрук). Выступившая на стороне второго ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром безуспешно пыталась объединить страну, обвиняя правительство в Триполи в сговоре с радикальными исламистами.
За каждой из сторон стояли внешние силы. Если Хафтара поддерживали Египет, Франция, ОАЭ, Саудовская Аравия и Россия, то «западный кабинет» опирался на помощь Италии, Катара и Турции. Последняя, навязав Триполи военное соглашение, отправила в Ливию вооружения, инструкторов, а главное, тысячи сирийских боевиков. Это позволило нанести серию поражений ЛНА. В ответ Хафтар в прошлом году ввёл блокаду нефтяных объектов, добыча упала с 1,2 млн до 200 тыс. баррелей в сутки.
После этого европейские страны, являющиеся основными потребителями ливийской нефти, сменили тактику. Отложив разногласия, они вынудили Хафтара снять блокаду и заключить с Триполи соглашение о прекращении огня. Добыча вернулась на прежний уровень и, как ожидается, достигнет 1,5 млн баррелей — максимума с 2010 года.
В феврале в Женеве прошёл форум политического диалога с участием внутриливийских сил и их зарубежных «патронов». На нём было избрано переходное правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Абдель Хамидом Дбейбой и президентский совет. Их задачей объявлена подготовка к всеобщим выборам 24 декабря.
Добившись частичной стабилизации, корпорации ринулись за прибылью. В ходе визита в Ливию гендиректор французской компании «Тоталь» Патрик Пуянне «застолбил» месторождения «Северное Гиало» и NC 98, а также получил согласие на расширение добычи на уже разрабатываемых — «Эль-Ваха», «Мабрук» и др. Итальянская «Эни» обнародовала планы инвестиций объёмом 10 млрд долл. в нефтяной и газовый секторы, испанская «Репсоль» намерена увеличить долю в совместном предприятии по эксплуатации месторождения «Эш-Шарара». О возвращении после девятилетнего перерыва сообщила британско-голландская корпорация «Ройял Датч Шелл», а российский «Газпром» возобновил добычу в сотрудничестве с немецкой компанией «Винтерсхалл».
Кроме того, иностранный бизнес пытается получить контракты на восстановление ливийской инфраструктуры. Италия ведёт переговоры о реконструкции прибрежной автомагистрали, немецкая компания «Сименс» в связке с турецкой «Энка» приступила к строительству электростанции в Мисурате. «Богатства Ливии делают её потенциальным золотым дном для зарубежных фирм», — указывает агентство «Франс Пресс».
Но чем шире распахиваются двери перед капиталом, тем ненасытнее тот становится. После краткого перемирия ведущие игроки возобновили конкуренцию. Это видно по обо-стрению ситуации. Во-первых, ухудшились отношения между ПНЕ и заседающей в Тобруке палатой представителей. «Правительство стремится к узурпации власти, оно не смогло объединить страну», — заявил спикер последней Агила Салех.
Стороны никак не могут договориться о бюджете на текущий год, кандидатурах на посты глав центробанка, генпрокуратуры и т.д. Под угрозой проведение выборов. Очередная встреча в Женеве, где планировалось согласовать конституционную основу для голосования, окончилась провалом. Дошло до того, что палата представителей потребовала от правительства отчёта и пригрозила отозвать его признание.
Во-вторых, решениям ПНЕ отказывается следовать Хафтар. «Армия не будет подчиняться какой-либо власти, кроме той, которая будет избрана напрямую народом», — объявил фельдмаршал. Он пообещал возобновить боевые действия, если выборы не будут проведены вовремя. Для демонстрации силы ЛНА проводит парады и игнорирует запрет Триполи на передвижение без специального разрешения.
Заявляя об узости социальной поддержки ПНЕ, тобрукские политики и Хафтар не грешат против истины. Большинство его членов являются выпускниками западных вузов и бывшими сотрудниками зарубежных компаний. Например, Дбейба окончил университет Торонто, новая глава МИД Наджла аль-Мангуш много лет прожила в США, работая в находящемся в ведении американского правительства Институте мира.
Прямым следствием этого является подчинённость внешнему влиянию и необходимость опираться на сомнительные силы. Не имея собственной армии, ПНЕ пошло по пути прежнего кабинета Фаиза Сараджа — «взяло под крыло» многочисленные ополчения (читай: банды). Командующим этой вольницей назначен глава мисуратской бригады «Халбус» Мохаммед аль-Хаддад, сражавшийся против войск Каддафи, а затем против Хафтара. По словам Дбейбы, 11 тыс. ополченцев будут интегрированы в силовые структуры и госорганы. Пока же они заняты привычным делом: вымогательствами, похищениями и стычками друг с другом. Недавно в Триполи прошли столкновения ополчений за право охранять резиденцию ПНЕ.
Другой подпоркой режима остаётся Турция. Изначально пообещав вывести все иностранные силы, правительство заняло лукавую позицию. Там заявляют, что Турция — не иностранная, а «братская страна», к тому же заключившая с Триполи соглашение. Что ПНЕ не собирается его разрывать, было официально объявлено 17 августа в ответ на запрос Хафтара.
Запад пошёл на поводу у Триполи и Анкары. На международной встрече в Берлине Турция настояла на включении в итоговое коммюнике пункта о том, что «вопросы о наёмниках и регулярных силах, консультирующих и оказывающих помощь в обучении, должны рассматриваться отдельно». В свою очередь посол США Ричард Норланд назвал Турцию «важным партнёром» и выступил против вывода иностранных войск до выборов.
В страхе перед потерей власти ПНЕ устраняет конкурентов. После заявления Сейфа аль-Ислама Каддафи о возможном участии в выборах прокурор Триполи выдал ордер на его арест. Сына погибшего лидера страны обвиняют в связях с российскими наёмниками.
На этом фоне число голодающих ливийцев за последний год выросло вдвое, свыше 40 процентов жителей не имеют доступа к электроэнергии. Но в политических играх простые люди рассматриваются как «досадное недоразумение». Такова участь всех стран, ставших добычей капитала.
*Организация, запрещённая в РФ.
Комментарий редакции: Как и ожидалось, вмешательство западного империализма в дела африканских государств принесло их народам колоссальные бедствия. Ровно к такому результату стремились «сильные мира сего». Открыто демонстрируя намерение поставить мировые ресурсы на службу «глобалистам», они делали и делают всё, чтобы захваченные регионы представляли собой объект жесточайшей эксплуатации. Вот поэтому они насаждали Ливии (и не только) явно непригодные к современным условиям методы управления экономикой. Одна только приватизация государственной собственности означала перетекание финансовых ресурсов в карманы узкого круга лиц. При таком раскладе народ непременно окажется обделённым. Незавидная участь ожидает африканцев при любом безраздельном господстве мирового бизнеса. И только решительная борьба народов против мертворождённых и грабительских систем, навязываемых империалистами, откроет путь к процветанию и к справедливости.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.