Две республики Центральной Азии готовятся к выборам. Жителям Узбекистана предстоит избрать президента, граждане Киргизии будут голосовать за депутатов парламента. В обоих случаях отсутствие левых сил предопределяет консервацию буржуазного курса.
Как известно, древние римляне являлись ценителями зрелищных мероприятий. В представлениях участвовали сотни гладиаторов и диких зверей. Ещё большим размахом отличались «навмахии» — имитации морских сражений с настоящими кораблями.
Однако все эти зрелища меркнут перед политическими спектаклями в постсоветских государствах. С целью продемонстрировать приверженность демократическим ценностям власти имитируют проведение честных и конкурентных выборов. Огромные средства тратятся на организацию избирательных процедур, кандидаты раздают громкие обещания, чиновники разглагольствуют о правах человека, но по сути ничего не меняется. Власть остаётся в руках капиталистического класса. Просто одни его представители сменяются другими.
Узбекистан, где 24 октября пройдут президентские выборы, являет собой классический пример такой псевдодемократии. До и после старта кампании руководство страны не уставало заявлять о либерализации избирательного процесса. В доказательство приводятся квоты для женщин и инвалидов при формировании избирательных комиссий, запуск специальных интернет-порталов и мобильных приложений и т.д. Иначе как декорациями это назвать трудно. Как и прежде, выдвигаться кандидаты могут только от партий. Их зарегистрировано всего пять, и все они прочно встроены в государственную систему, не подвергая сомнению курс развития страны.
Каждая из партий выдвинула своего кандидата (в большинстве случаев руководителя) и начала кампанию в строго отведённых рамках. Средства на агитацию в Узбекистане выделяются исключительно из бюджета, другие источники финансирования запрещены. На этот раз кандидаты получили по 3,14 миллиарда сумов (21 млн руб.). В условиях инертности четырёх из пяти кандидатов и тотального информационного доминирования действующего президента последний является единственным реальным претендентом на победу. Пять лет назад Шавкат Мирзиёев получил 89 процентов голосов. К аналогичному результату граждан готовят и сейчас.
Несмотря на предсказуемый исход, избирательная кампания имеет некоторую познавательную ценность. Она даёт представление о курсе, который власть возьмёт после выборов. Как и в 2016 году, Мирзиёев выдвинут Либерально-демократической партией, ставящей своей задачей углубление рыночных реформ и защиту бизнеса. Такие же идеи присутствуют в предвыборной платформе «кандидата №1». Она предусматривает привлечение иностранных инвестиций (70 миллиардов долларов в ближайшие пять лет), защиту прав частной собственности и ликвидацию госмонополии в 25 видах деятельности. Среди них — дорожное строительство, теплоснабжение, ирригация, услуги благоустройства. Также в программе говорится об увеличении количества частных школ и вузов, о развитии частного сектора в медицине. «Мы примем конкретные меры по доведению доли частного сектора в валовом внутреннем продукте до 80 процентов, в экспорте — до 60 процентов… Начнётся либерализация рынка энергоресурсов и природного газа, в эту сферу будут широко привлекаться частные инвестиции… За счёт реформирования банковской системы доля частных банков в общем объёме банковских активов будет доведена до 60 процентов… Система установления цен государственными органами и обязательной закупки государством сельскохозяйственной продукции будет полностью упразднена с внедрением свободных рыночных отношений», — указывается в документе.
Ещё один важный сигнал связан с кандидатом, которому центризбирком отведёт второе место. По итогам большинства выборов в независимом Узбекистане эта честь доставалась выдвиженцам Народно-демократической партии. Поскольку организация традиционно поднимает вопросы социальной защиты населения, власть тем самым демонстрировала важность этой темы.
Теперь расклад может поменяться. Судя по опросам и присутствию в СМИ, «серебро» достанется лидеру партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») Алишеру Кадырову. О роли, которая отведена этой персоне, «Правда» уже писала. Кадырову поручено играть на националистическом поле. Среди его скандальных демаршей — требование запретить флаг СССР как «символ оккупации» и заявления, что без Советской власти Узбекистан был бы передовой страной.
Под стать предвыборная платформа кандидата. Кадыров призывает ввести наказание за «неуважение к национальным традициям» и запустить проект «Ислам — источник просвещения». В его рамках по всей стране будут открыты курсы по изучению Корана, а число мест в религиозных учебных заведениях значительно увеличится.
Выпячиванием подобных фигур власть обрабатывает общественное мнение. Можно вспомнить последние президентские выборы в Казахстане. Второе и третье места заняли кандидаты, требовавшие «декоммунизации» и продвижения «национального самосознания». Вслед за этим в стране появились «языковые патрули», а власть инициировала реабилитацию фашистских коллаборантов.
Подготовка к голосованию идёт и в Киргизии. На 28 ноября назначены парламентские выборы. Как и в Узбекистане, им предшествовали некоторые изменения. Число депутатов снижено со 120 до 90, голосование по партийным спискам уступило место смешанной схеме: 54 места разыгрываются по прежней системе, а 36 — в одномандатных округах. С 7 до 5 процентов снизился проходной барьер для партий, впятеро, до 1 миллиона сомов (870 тыс. руб.), уменьшен избирательный залог.
Послабления привели к росту числа желающих побороться за мандаты. В предвыборной гонке участвуют свыше полусотни партий и около двух сотен кандидатов в округах. Чтобы увеличить шансы, ряд сил пошли на объединение. Либерально-прозападные организации идут на выборы под флагом партии «Ата Мекен» («Родина»). «Ар-Намыс» («Достоинство»), Народно-демократическая партия и ряд других объединились в коалицию «Честь и порядок».
Одним из результатов выборов может стать окончательное оформление «партии власти». Политики из окружения президента Садыра Жапарова пока присутствуют в нескольких организациях, среди которых «Ата-Журт Киргизстан» («Отечество Киргизстан») и «Ишеним» («Вера»).
Предсказать итоги голосования не берутся даже видные политологи, что может породить иллюзию о принципиальной разнице между Узбекистаном и Киргизией. В действительности в обеих странах господствует буржуазия, и некоторая перетасовка её агентов не способна поколебать эту гегемонию. Задача правящего класса облегчается отсутствием левой оппозиции. Но если в Узбекистане Коммунистическая партия объявлена вне закона, а все попытки её регистрации жёстко пресекались, то в Киргизии причины этого явления другие.
Партия коммунистов (ПКК) долгие годы являлась одной из ведущих сил страны, но утратила этот статус из-за неразборчивых политических связей. Здесь и поддержка президента Курманбека Бакиева, и отказ от участия в выборах. В 2015 году председатель ЦК ПКК Исхак Масалиев баллотировался по списку правобуржуазной партии «Онугуу—Прогресс», в 2017 году поддержал кандидата в президенты — крупного бизнесмена Омурбека Бабанова. Теперь Масалиев вошёл в список партии «Бутун Киргизстан» («Единый Киргизстан»), хотя ни съезд, ни пленум, ни даже заседание Бюро ЦК по этому вопросу не проводились.
Как и большинство других политических организаций в стране, «Бутун Киргизстан» лишён чёткой идеологии и строит свою деятельность на популизме, в том числе националистическом. Глава партии Адахан Мадумаров называл республику «домом киргизов», уточняя, что все другие народы — «квартиранты», которые должны уважать язык и историю титульной нации. Также политик выступал против «наплыва китайцев», заявляя, что эта проблема должна стать для власти главной темой.
В отсутствие левой альтернативы трудящиеся остаются безвольной массой, которой в собственных интересах манипулирует буржуазия.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.