По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Качество школьного образования в Волгограде и в России вообще оставляет желать лучшего, а основная масса учителей – малограмотные «Марьиванны». Результат обучения в школе, как это ни грустно признавать, сегодня целиком и полностью зависит от родителей.
Страна семимильными шагами идет к тому, что получать достойное образование смогут только дети богатых пап и мам. При этом в том же Волгограде немало достойных ребят, уже в 9-м классе решающих задачи МГУ.
Обо всем этом журналисты V1.RU поговорили с математиком, автором больше 10 книг для школьников Сергеем Александровичем Тынянкиным. Сегодня он занимается с ребятами на дому и продолжает писать учебники.
Мой отец по гражданской специальности учитель математики, мама в меде преподавала госпитальную терапию. Очень хотела, чтобы я был врачом. И чем больше она хотела, тем меньше хотел я. Дома всегда было много научной литературы. И когда мне было 8 лет, мой папа привез меня на Ленинские горы, показал здание МГУ и сказал: «Видишь? Никто тебе не мешает там учиться». Я то место, где мы стояли, до сих пор хорошо помню. Когда открыли в 63-м году интернат при МГУ, папа опять сказал: «Никто тебе не мешает туда поступить и там учиться». Меня принимал лично Колмагоров на всесоюзной олимпиаде по математике в 66-м году. Я, правда, не знал, что это он. Часа четыре он меня мучил, семь потов согнал. Только после мой руководитель сказал, с кем я имел дело.
Мне повезло. У меня были потрясающие учителя, когда я в интернате еще учился. Я от них многого поднабрался. Люди были уникальные. И в университете были замечательные учителя. Мне посчастливилось общаться с людьми, которые являются основой мировой науки. Нашим деканом был академик Тихонов, на тот момент вице-президент Академии наук всего Советского Союза. И в Волгограде, когда сюда вернулся, были замечательные люди. Были и не замечательные, но, к счастью, не они определяли мою жизнь.
Ученики Сергея Тынянкина – школьники в возрасте от 12 лет и старше.
– Мне однажды девочку привели 9 лет. Я перепугался. Но ничего. Через полгода она уже бином Ньютона писала, треугольник Паскаля рисовала. Учителя возмущались: «Вы испортили ей психику. Мы на вас в суд подадим!» А я отвечал: вот посмотрите, девушка с испорченной психикой и широчайшей эрудицией. Я ей еще домой давал книги почитать не только по математике, но и по географии, по истории. Сейчас есть девчоночка 14 лет. Она задачи московского университета решает. Запросто! Техника вычисления бывает изощреннейшая. Я думаю – как догадалась? Два года с ней занимаюсь и удивляюсь, как быстро она пошла. Девятый класс. Но, конечно, она не пойдет поступать в наши волгоградские вузы. Никогда.
Я с удовольствием работаю с детьми. У нас тут чай, конфетки, соломка. Пришел сегодня пораньше, чайник им уже заварил. Я ненормальный преподаватель. И слово «репетитор» вообще не люблю. У меня нет такого, чтобы пришел, отсидел строго два часа и свободен. Они приходят, могут спокойно гулять по квартире, пить чай. Они здесь очень себя вольно чувствуют в смысле рабочей среды. Я допускаю споры. Они спорят между собой, на меня бочку катят. Причем часто и по существу. Я, скажем, не согласен с его решением. Оно правильное, но бестолковое. За бестолковое, конечно, никто не будет отметку снижать, но на экзамене длинное решение – это потеря времени. Я учу их не терять время и стараюсь развить системность в их голове. Чтобы в голове была некая оболочка, куда ребенок вставлял бы все знания по математике. И получается!
В этом году невиданное число моих школьников (обычно бывает 5–6) – 14 человек – получили 91 балл и выше по математике. В МГУ поступили пятеро. В том числе одна девочка на мой факультет вычислительной математики и кибернетики, двое – на мехмат, одна девочка – на физфак, кто-то на биофак. В физтех – четверо. МИФИ. Почему туда? Потому что в наши пед и политех берут всех. Притом что в политехе работают грамотнейшие преподаватели. Но они вынуждены опускать уровень преподавания, поскольку учить некого и люди приходят не те. В основном дети, которые ко мне приходят, изначально настроены идти в хорошие московские вузы – МГУ, физтех, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, энергетический и авиационный институты. Один юноша поступил в институт кораблестроения в прошлом году в Санкт-Петербурге.
– К сожалению, школы записывают достижения детей на себя. Мол, это заслуга учителей. Но учителя у нас малограмотные. В школе работают два, простите за грубость, доктора педагогических наук. Чем они занимаются, я не знаю. Мне школьники показывают такие дикости! Я спрашиваю: «Кто тебе это сказал?» – «Марьиванна». – «Да это же нелепость полная». – «Марьиванна». А что делает Марьиванна? Берет методичку, которую писала такая же Марьиванна, и пересказывает школьникам. Вообще к кандидатам педагогических наук отношусь, так скажем, с опаской. К докторам тем более. Вы когда-нибудь читали докторскую или кандидатскую по педагогическим наукам? Одна 200 страниц, другая – 300 страниц полного словоблудия.
Со времен Пифагора в педагогике ничего нового изобрести нельзя. Принцип педагогики – преподавать последовательно, логично, полно. Всё. Я видел кандидатскую «Особенности преподавания математики в ПТУ речников». Рядом лежит «Особенности преподавания математики в ПТУ поваров-кондитеров». Там что, другой синус?! Особенность применения математики еще может быть, но особенности преподавания нет! Полное словоблудие, когда простые слова заменяют латинскими терминами. Читаю и думаю: черт возьми, какой я дурак, ничего не понимаю! А там, если перевести на русский, будут самые банальные вещи. Ничего нового. Грустно. Я одной такой докторше, извините, так и сказал: «Как быстро скупают ваши книги. Какой удивительной популярностью они пользуются среди учеников!» На самом деле нельзя купить то, чего не существует в природе. Ничего не делают эти доктора так называемых педагогических наук для учеников. Ни одной книги для школьников не выпустил наш пединститут. Методичка пишется два вечера. Зато они защитили кандидатскую, докторскую по педагогическим наукам, числятся профессорами. Ничего не сделав для детей.
В пединституты идут те, кто недобрал достаточно баллов, с тем, чтобы поступить в приличные вузы. В тот же политех. А дипломчик хочется. Девочка приезжает из сельской местности. У нее медалька (я этих медалистов видел – полные нули), но она чего хочет? Жениха тут себе найти. Чтобы никогда в свою Пуповку больше не возвращаться. Отсюда и уровень подготовки учителей. Преподы вынуждены занижать уровень подготовки. В итоге хорошим ребятам, если они есть, приходится довольствоваться малым.
Один мой хороший знакомый сказал так: «У меня поток 100 человек. Пять из них очень толковые, пять условно толковые, остальные полные дубы».
Потому что хорошие поступили в московские вузы. В наш политех идут те, кто недобрал баллов туда. При этом преподы в политехе есть чрезвычайно грамотные. Но они вынуждены так работать. Им тоже жить хочется и кушать. Кто придет им на смену? Большой вопрос. Лучшие уезжают из Волгограда.
Советская программа была лучше. Она была более емкая. Товарищу Сталину нужны были образованные люди в больших количествах. Иначе у нас не было бы ни атомной бомбы, ни сверхзвуковой авиации, ни космоса, ни электроники. С тем массовым бездельем и невежеством, которое мы имеем сейчас, ничего такого, конечно, уже не сделаешь. Благодаря массе образованных людей мы и в войну победили. Сейчас, когда говорят, что товарищ Сталин выиграл войну, я отвечаю, что это ерунда полная. Войну выиграл народ. В том числе наши конструктора, военные, инженеры и так далее. И именно благодаря школе, которая рождала образованных людей.
Но хорошее образование – слишком дорогое. Кроме того, оно нужно далеко не всем школьникам. Основная масса разве пойдет в науку? Нет. Вахтеры, лифтеры, маклеры, суфлеры… Водителю грузовика синусы не нужны. Было решено понизить образовательный уровень, чтобы учить ровно столько, сколько надо. По американскому образцу. Известна идея, что процентов 95–97 работников используют в повседневной жизни знания, полученные до 4-го класса.
Понижен и уровень современных учебников. Когда я смотрю современные учебники по математике, я в ужасе. Это называется математика для домохозяек с круговыми ссылками, где А ссылается на В, В на С. Сделано это, чтобы человек получал некий эрзац, видимость знаний. Болванка знаний есть, но самих знаний нету. Какой-то очень жиденький скелетик.
Образовательная система – это часть системы устройства государства. Ее нельзя изменить, как детальку в машине, без изменения самой машины. Сейчас образование заточено на то, чтобы готовить видимость знаний. Ничего вы с этим не сделаете.
Система идейных ценностей перестроилась. Мы в свое время хвастались тем, кто что прочитал, кто что освоил по знаниям. Сейчас дети хвастают тем, у кого какой гаджет или у кого из родителей круче автомобиль. Если родители вовремя это не схватят, то на выходе получат настроенного на потребление члена семьи и общества. К сожалению, да. Сегодня образованность детей почти на 100% зависит от родителей. Нужно настраивать ребенка на приоритет идейных ценностей. И хорошие родители так и делают. Деньги – хорошая штука, без них никак. Но эстетические ценности и идейные висят на папах и мамах. Школа на это не настроена. Училка урок провела и все. Проблема в том, что одни родители этого не понимают, у других на это нет времени. С родителями у меня бывают разговоры на эту тему, и достаточно жесткие. Я говорю: ребенок ваш беспризорный. Мам, пап, ну думайте уже что-нибудь.
Многое из современной школы вызывает у Сергея Тынянкина если не негодование, то большие вопросы. Пример тому – модные сейчас профильные классы. Речь о всевозможных кадетах МВД, СК, МЧС и прочих УФСИН.
Комментарий редакции: Изложенные в статье процессы заставляют встревожиться за будущее нашей Родины. В XXI веке буквально на наших глазах разворачивается процесс уничтожения науки и образования – сфер, определяющих будущее нации. Много статей написано на данную тему. Однако надо понимать, что правящий класс сознательно проводит линию, нацеленную на максимальное сокращение количества грамотных, образованных и мыслящих людей. Как в противном случае манипулировать обществом с целью его массового грабежа? Одновременно не следует забывать о компрадорской направленности проводившейся политики. Разве заграничные «старшие партнёры» нашей «элиты» не хотят того же? В том то и дело, что тем, кто громогласно ранее заявлял о целесообразности оставить в России тех, кто будет добывать сырье, обслуживать интересы транснационального капитала, тоже не нужны мыслящие люди. Напротив, они к этому относятся как к помехе на пути реализации их вредительских замыслов. Поэтому важно сплачиваться в борьбе за Ресоветизацию, за социализм. Только тогда появится реальная возможность использовать ключевые ресурсы в интересах народа, возникнет реальная потребность в повышении образования народа, в раскрытии творческих способностей каждого индивида. В противном случае не удастся остановить разрушительные тенденции, ведущие к окончательному угасанию отечественного образования.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.