По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Сергей Аксенов
Зарплату до 550 тысяч рублей в месяц может получать ведущий специалист по работе с клиентами в агентстве недвижимости, 457 тысяч рублей — врач-терапевт на строительном объекте с перелетом из Москвы и 350 тысяч рублей — экономист ПЭО в финансово-инвестиционной компании. Таков ноябрьский топ вакансий с самыми высокими зарплатами в столице.
Вместе с тем, по информации источников «СП», высшее начальство московских образовательных холдингов, куда входят школы и детсады, может получать от 500 тысяч рублей. Те, кто близко к руководству — поменьше, до 200 тысяч рублей. А вот зарплаты рядовых школьных учителей, воспитателей, нянек в детсадах в разы, а то и на порядок ниже.
При этом в столице сосредоточены федеральные министерства, агентства с их аппаратом, есть госкорпорации, их подрядчики, фирмы, работающие по нацпроектам, официальные медиа и прочие «сладкие» места. Аналогичная иерархия с поправкой на местную специфику выстраивается в регионах. Разве что нижний порог оплаты труда там может быть на грани выживания.
В результате, молодые люди чаще мечтают пробиться в чиновники высшего уровня или оказаться рядом со своим «бизнесом», чем становиться высококлассными специалистами. По данным опроса экономически активного населения, таковых у нас до 37%. А многие из тех, у кого есть мозги, стремятся уехать работать и жить на Западе. Разве это нормально?
— Лидируют по зарплатам те, кому и положено: риэлторы, медики и экономисты с уникальными компетенциями, — говорит директор по стратегическим коммуникациям технологической группы компаний Rocket Humans Дмитрий Дригайло.
— Рынок недвижимости сейчас перегрет: растет стоимость жилья, интерес к покупке и аренде, даже вернулся в обиход кастинг квартиросъемщиков.
Медицина — все очевидно: на дворе сложнейшая пандемия, болеют везде, а когда речь идет о вахте, всегда предлагается зарплатная ставка, умноженная на два.
Ну а экономисты, имеющие опыт в оценке инвестпроектов и разработке финансовых моделей, по определению не могут стоить дешево. Квалифицированные специалисты, которые нужны бизнесу и стране, и которых на рынке недостаточно, и должны зарабатывать много.
Другое дело, когда сопоставимые зарплаты в 300−500 тысяч рублей находятся в ведомостях чиновников-бюрократов в министерствах, ведомствах и госагентствах. В образовании ли, в социальной сфере, в культуре — неважно. А ведь это не какие-то сказки: именно такие, вполне себе «бизнесовые» зарплаты у не самых высоких чиновников-управленцев. Вот здесь возникает почва для массового недовольства людей: учителя-то, рядовые врачи, зарабатывают даже в столице не больше 100 тысяч рублей, а в других регионах — значительно меньше.
Да, госуправление и публичное администрирование должно хорошо оплачиваться, никто не спорит. Ведь тем самым снижается уровень коррупции в госорганах: сотрудникам есть что терять, и им достаточно для жизни, чтобы не брать «на лапу». Однако разрыв между «управленцами», работающими в кабинетах, и отраслевой «пехотой» все же слишком велик. Поэтому в стране не хватает учителей, библиотекарей, социальных работников, да и много кого еще.
«СП»: — Как выровнять эти диспропорции?
— Решение проблемы непростое и небыстрое, но этим надо заниматься. С одной стороны, это раскрытие ведомостей чиновников, их размещение в открытом доступе, чтобы убрать почву для пересудов, с одновременным введением отчетов по реализованным проектам и участию в реализации публичной политики, чтобы всем было видно, сколько и за что именно получает свои деньги чиновник. Причем, любого ранга. Ведь это бюджетные деньги. Стало быть, деньги налогоплательщиков, а не «государевы».
С другой стороны, это меры поддержки рядовых сотрудников бюджетной сферы: и сверху, «из федерации», и на региональном уровне, и спонсорской, проектной — со стороны бизнеса. Договориться с бизнесом в регионах, в отраслях о поддержке бюджетников в конкретном сегменте, в конкретном регионе, в обмен на налоговые льготы и просто в порядке социальной ответственности бизнеса — тоже функция государства. Это и активизирует рынок труда, и удержит в учреждениях сотрудников, и позволит сохранить учреждения. И, что важно, создаст конкуренцию зарплат между разными регионами, что, в свою очередь, не позволит бездельничать чиновникам в соседнем регионе, чтобы оттуда не «вымыло» квалифицированные кадры.
А люди становятся, к слову, гораздо более мобильны, на что повлияли и удаленка, и самозанятость, и расширение транспортного (в первую очередь — маршрутного автомобильного) сообщения между соседними регионами. Поэтому, если не заняться этой тяжелой и неблагодарной работой прямо сейчас, то скоро все учителя, врачи, воспитатели будут в Москве, а москвичи — за границей.
Как пояснила руководитель исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова, госсектор непрозрачен.
— Госсектор, включая даже государственную медицину, публикует у нас свои вакансии, но мы стараемся эти данные не анализировать, так как там, как правило, недостаточно данных и делать выводы сложно. То, как они формулируют свои зарплатные предложения, не дает полного понимания картины.
Нам очевидно, что в этом вопросе в госсекторе происходят постоянные изменения, зависящие от того или иного распоряжения. Тогда люди получают доплаты или их снимают. Это может быть решение в целом по отрасли или внутреннее, или в региональном аспекте. За этим очень сложно уследить, если не быть внутри системы.
«СП»: — Странно. Данные госсектора, напротив, должны быть более открытыми, очевидными…
— Для себя они очевидны. Уверена, что у них есть вся статистика. Но из вакансии до конца непонятно, что предлагается. Но в итоге, они со своими кандидатами все-таки находят общий язык. Умеют объяснять, чего ждут. И те люди, которые знают преимущества работы в госсекторе, понимают эту систему, считывают эту информацию уже по названиям организаций.
По мнению экономиста Андрея Песоцкого, попытки правительства выровнять систему оплаты труда госслужащих даже по горизонтали — по регионам, удачными назвать нельзя.
— В такой большой и сложной стране, как Россия, наблюдается совершенно разный уровень оплаты труда, да и доходов в целом. Во-многом, он отличается от региона к региону. Большую роль в формировании зарплат на рынке труда в том или ином субъекте РФ играет уровень оплаты труда бюджетников, которая, исходя из майских указов Путина, рассчитывается, исходя из средней по региону. Получается замкнутый круг: работники бюджетной сферы имеют оплату труда, рассчитанную из средней, которая, в свою очередь, сама во многом зависит от зарплаты бюджетных секторов.
В итоге возникает ситуацию, когда учитель в Москве может получать более 100 тысяч рублей, а вот в Петербурге — уже 70 тысяч, а далее по регионам — 50 тысяч и менее. Работа одна и та же, но деньги работник получает разные.
Что касается Москвы, то в ней имеют юридическую прописку большинство крупнейших российских компаний, платящие налоги, поэтому бюджет столицы может себе позволить столь высокие зарплаты. Но зарабатывают свои деньги эти компании в основном в регионах, по всей стране.
«СП»: — Казалось бы, государство должно стремиться к достижению равенства между регионами, чтобы человек за одну и ту же работу получал равную оплату труда в любой точке России?
— Например, правительство в лице Мурашко (Минздрав) и Котякова (Минтруд) подготовило модель единого федерального оклада для сотрудников здравоохранения. По логике стандарт должен привести к тому, что врачи по всей стране будут получать одинаково, но суть реформы прямо противоположная — медики в бедных регионах должны и дальше прозябать, или переезжать в Москву.
В основе расчета — единый оклад размером в один МРОТ. К нему применяется должностной коэффициент (санитар, врач, завотделением) и региональный коэффициент, рассчитываемый с учетом медианной зарплаты в субъекте РФ. Так, в Кургане он составит 1.0, в Севастополе 1,38, а в Петербурге и Москве 2,5 и 3,0 соответственно. Получается разделение страны на зоны благополучия и зоны бедности.
Комментарий редакции: С высоких трибун многократно звучат победные реляции об увеличении зарплат. Действительно в ряде отраслей формально это наблюдается. Но на практике львиная доля финансов оседает в карманах менеджеров всех мастей, столоначальников и т.д. А те, кто непосредственно осуществляет работу, получают скудные жалования. При сложившихся обстоятельствах как бы не усердствовать, выгоду получит не большинство работающих. Подобная вопиющая несправедливость создаёт откровенно угнетающую атмосферу. Неспроста степень возмущения народа нарастает. Пока россияне негодуют только дома на кухне. Но перерастание формы протеста в иные, более существенные, является вопросом времени. Конечно, надо обязательно бороться за справедливую оплату труда, против эксплуатации. Однако нельзя устранять проблему, отказываясь понимать её причину. И первым шагом на пути преодоления уязвимого положения наёмных работников является отмена закона «Об автономных учреждениях», фактически превратившего руководителей бюджетных организаций в своеобразных коммерсантов. В целом, переход России к социализму снимет удавку с шеи народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.