Юрий Синельщиков: «К нулю народовластия»

Юрий Синельщиков: «К нулю народовластия»

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

Законопроект, выданный любимыми авторами Кремля депутатом П. Крашенинниковым и сенатором А. Клишасом, дарует обнуление сроков по президентскому образцу губернаторам, а местное самоуправление задвигает в глубокую периферию.

Документ называется «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Он заменит действующий 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации», принятый в 1999 году.

Конечно, не всем губернаторам светит обнуление, а только тем, кого президент сочтет лучшими. Другим, избранным, например, от оппозиции, может грозить досрочная отставка, достаточно будет президенту заявить, что тот «утратил доверие», даже не уточняя, из-за чего «утратил». Так записано в законопроекте, что расценивается аналитиками как дальнейшее расширение и без того необъятных полномочий бессрочного хозяина Кремля.

Законопроект оставляет в стране только одного президента, в регионах будут «главы», что может ударить по самолюбию некоторых местных руководителей.

Крашенинников утверждал, что принятие нового закона о публичной власти улучшит качество жизни граждан. Но единоросс лукавил. Улучшение наступило бы в случае финансовой поддержки субъектов, которые закредитованы и выживают за счет мизерных дотаций из центра. Однако в законопроекте не предусмотрено никаких финансово-экономических перемен по отношению к регионам. Мало того, Крашенинников с Клишасом сохранили в будущем законе пороки старого: муниципальный фильтр, изъятие большей части региональных доходов в пользу федерального бюджета, ограничения для депутатов в проведении публичных мероприятий.

Но для «Единой России» всё хорошо, всё одобрямс. Голосами этой партии законопроект, вызвавший негативную реакцию среди правоведов, принят в первом чтении – голосами 317 единороссов. Против проголосовали 66 депутатов, в том числе коммунисты, воздержались – 12, промолчали – 55. 

Вопреки партийной дисциплине против законопроекта высказались 6 единороссов, избранных от Татарстана, – Татьяна Ларионова, Илья Вольфсон, Айрат Фаррахов, Айдар Метшин, Марат Нуриев и Рустам Калимуллин. Они не приняли норму, отменяющую право региональных руководителей называться «президент». 

Консолидировано против инициативы Крашенинникова–Клишаса проголосовала фракция КПРФ. Позицию коммунистов обосновал в своем выступлении первый зампредседателя думского комитета по государственному строительству Юрий Петрович СИНЕЛЬЩИКОВ.

Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ, депутат Госдумы

– Масштабный законопроект о принципах организации публичной власти в регионах получил широкий резонанс. Авторы предлагают подвергнуть коренной перестройке всю систему власти в регионах. Такой закон, по нашему мнению, необходим, но иного содержания.  

Предложенные новации. Согласно действующему закону, губернаторы избираются на срок не более 5 лет и не могут замещать эту должность более двух сроков подряд. В новом проекте установлен жесткий период правления в 5 лет, но ограничений по количеству сроков уже нет. Тот факт, что законопроект предусматривает возможность для глав оставаться на своих должностях более двух сроков подряд, позволит задержать у власти Рамзана Кадырова, Сергея Собянина, Рустама Минниханова и других.

Критики указывают, что этот законопроект противоречит демократическому принципу сменяемости власти. Но это уже мало кого удивляет. В прошлом году обнулился президент. Теперь смогут обнулиться и губернаторы. Многие политики уверены, что отказ от ограничений по количеству сроков нахождения на высшей должности для глав субъектов обернется застоем в региональных элитах.

В законопроект, к сожалению, не включено ныне действующее положение, согласно которому президент по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность руководителя субъекта.

Заметно упрощается процедура увольнения губернаторов. Если по действующему закону президенту необходимо указать причины, по которым президент может перестать доверять губернатору, – коррупция, неурегулированность конфликта интересов, наличие счетов в иностранных банках, то теперь достаточно утраты доверия без объяснения причин. А норма об отзыве губернатора избирателями, введенная в закон в 2012 году, в новый проект, к сожалению, не вошла. Хотя многие юристы и политики считают, что важен принцип самостоятельности и ответственности власти перед населением, а не перед главой госу­дарства.

В целях обеспечения согласительных процедур и для разрешения возможных разногласий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, в том числе по вопросам передачи полномочий и достижения согласованного решения, органы публичной власти наделяются правом на обращение в Государственный совет. Однако решение таких вопросов скорее входит в полномочия Конституционного суда РФ, расширение компетенции Госсовета повлечет дальнейшее принижение роли Конституционного суда, начавшееся с принятия обновленной Консти­туции.

Установлено правило, в соответствии с которым, если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, но заксобрание его не устранит в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске заксобрания. Это реакционное правило может стать сильным рычагом правящего большинства в борьбе с оппозицией заксобрания.

В законопроекте недостаточно четко прописаны принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Фракция КПРФ предлагает установить в законе, что депутаты всех уровней имеют право на проведение встреч с избирателями как в помещениях, так и на улицах без каких-либо ограничений. Депутат должен уведомить орган исполнительной власти о предстоящей встрече, но согласовывать возможность проведения этого мероприятия не должен. В случае если такие встречи повлекли за собой нарушение общественного порядка, то вопрос об ответственности виновных, в том числе и депутатов, должен разрешаться в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Законопроект идет в логике укрепления и без того крепкой вертикали власти. Многие политологи считают, что главный выгодополучатель реформы – это президент. А губернатор при такой конфигурации будет думать не о том, как сделать жизнь людей лучше, а как угодить столичному начальству.

Известно, что после принятия обновленной Конституции 2020 года многие юристы стали высказывать мнение о том, что наша страна стала суперпрезидентской республикой. Полагаем, что в России все возможности усиления президентской власти уже тогда были исчер­паны.

Дальнейшее укрепление Федерации и пресечение центробежных сил многонациональной России возможно только через развитие демократии, учреждение режима строгой законности и существенного усиления роли прокуратуры как органа высшего надзора за соблюдением законов. Об этом мы предлагаем поговорить 16 ноября в ходе встречи депутатов с генеральным прокурором Российской Федерации.

Фракция КПРФ против законопроекта в данном варианте. Полагаем, что до рассмотрения его во втором чтении следует в Госдуме провести парламентские слушания по данной проблеме с приглашением представителей всех уровней власти, ученых и других лиц, которые в этом вопросе специалисты.

Денис ПАРФЕНОВ, депутат Госдумы

Сегодня на пленарном заседании Государственной думы рассматривался внесенный властями законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», подразумевающий серьезное изменение всей системы управления страной. Обнуление сроков глав регионов позволит столичному градоначальнику С.С. Собянину, главам и губернаторам сидеть на своих должностях практически вечно.

Помимо этого, в законопроекте прописывается целый ворох норм, призванных забетонировать положение партии власти:

– Уменьшается число депутатов, которые избираются по партийным спискам в парламенты регионов, до 25%;

– Устанавливается некий особый и пока непонятно как работающий порядок организации власти в столицах регионов;

– Под большим вопросом оказывается самостоятельность местного самоуправления, региональная власть становится еще больше зависима от федеральной;

– Президенту становится еще легче уволить губернаторов, не потребуются даже аргументы – достаточно всего лишь формулировки об утрате доверия;

Фактически действующая власть продолжает идти по пути усиления центральной власти, что не может не способствовать губительному застою в нашей стране. Держась за свои кресла и не желая допускать возможность хоть малейшей сменяемости, и это неизбежно будет способствовать приближению еще более глубокого кризиса и большой катастрофы.

Фракция КПРФ проголосовала против законопроекта!

Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ

депутат Госдумы (КПРФ, заслуженный юрист РФ)

Комментарий редакции: Вертикаль власти давно построена и задача пресечения сепаратистских устремлений региональных баронов давно была решена. Однако создаётся впечатление, что Кремль озабочен не только этими целями. Если перетягивать всё время струну, доводить дело до абсурда, то она может лопнуть. Поэтому зачем бросаться из крайности в крайность, ставя регионы в абсолютную зависимость от Центра, фактически лишая их финансовой базы? История знает примеры, как подобные игры обернулись для стран трагедией. Например, в Византийской империи все ресурсы выкачивали из окраин в пользу столицы. И что в итоге? По мере возрастания межрегионального неравенства на окраинах росло недовольство. А как только Византию парализовал кризис регионы стали стремится к независимости. Вот так и произошёл небыстрый, но территориальный распад. Какой смысл на те же самые грабли нам наступать? Более того, просто поражает способ выстраиваемых отношений центра и регионов. Говорят об упрощении процедуры снятия губернаторов. Если бы речь шла о тех, чьи действия отклоняются от законодательных норм, можно было бы так или иначе принять. Но что мы имеем на сегодня? Лояльные федеральному правящему классу региональные лидеры могут до скончания века творить бесчинства, грабить народ. А все, кто хоть в чём-то перейдёт дорогу «сильным мира сего», они моментально подвергаются снятию «в связи с утратой доверия», информационной травле, уголовным преследованиям по далеко не всегда доказанным и обоснованным претензиям. Такое было с Александром Руцким, с Юрием Лужковым, с Сергеем Левченко, с Сергеем Фургалом и т.д. При этом «свои» могут обнулять сроки своего владычества и едва ли не вечно командовать в регионах. Вполне понятно, что ситуация, при которой ключевым критерием является верность не законности, а высшим представителям «элиты», близка к феодальной. Иных характеристик происходящему трудно дать. Только надо иметь в виду, что в перспективе такая политика способна поставить Россию на грань национально-государственной катастрофы. Этого ни в коем случае нельзя допускать.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *