Хочешь лечиться — учи узбекский…

Хочешь лечиться — учи узбекский…

Нынешняя российская власть не видит серьёзной проблемы в потере высококвалифицированных кадров и пытается заменить их специалистами из Средней Азии

Честно говоря, ещё лет 10—15 назад словосочетание «утечка мозгов» воспринималось просто как метафора. Ну да, уезжали отдельные учёные, девочки выходили замуж за заморских принцев, но казалось это единичным и не таким уж существенным.

Сегодня происходит удивительное. Например, даже на маленькой улочке в 25 домов в небольшом городе Калужской области, где наша семья живёт летом, вдруг оказалось, что два дома в одночасье опустели: пара среднего возраста перебралась в Германию, где, к удивлению, открыла собственную галерею, и молодая семья с двумя детьми уехала в Италию, где отец семейства, учёный-химик, получил грант на проведение лабораторных исследований. Теперь в их домах живут весёлые многолюдные трудолюбивые среднеазиатские семьи.

Молодёжь разлетается, как стая спугнутых воробьёв. Вот только что подруга с гордостью рассказывала, какие успехи делает её дочь, а теперь недовольная родительница тоскует, потому что из-за ковида её не пускают в Америку, где дочка работает программистом. Кажется, совсем недавно мы рукоплескали двум замечательным девочкам-близняшкам, окончившим нашу подмосковную школу с золотой медалью, а теперь одна из них в Париже сдаёт экзамен на адвоката, а вторая в Лейпцигском университете пишет диссертацию по редким африканским диалектам. В том же университете учатся и даже преподают немало наших соотечественников по специальностям, например, даже таким, не пользующимся спросом у нас в России, как искусствовед. Вот только что я выслушивала жалобы молодого учёного-селекционера из Немчиновки, а вот он уже шлёт весёлые приветы из Аргентины. А его приятель-агробиотехнолог откликается ему из Финляндии.

С началом эпидемии нового вируса мы узнали, что наши лучшие биологи, биохимики, микробиологи, вирусологи также распылены по всему миру: Англия, США, Канада, Германия, Швейцария… О чём говорить, если имя ведущего вирусолога Америки — Константин Чумаков — это сын того самого великого советского академика, спасшего миллионы советских детей от полиомиелита. Очень горько становится, когда подумаешь, что все эти специалисты могли быть лицом новой России. Но не стали…

Помню, как я была поражена, когда в Берлине буквально на каждом шагу слышала русскую речь. И это далеко не только туристы. Здесь целая колония, среди которой можно найти любого специалиста: парикмахеры и мастера «ногтевого сервиса», переводчики, преподаватели, инженеры-строители, химики, писатели и поэты, учёные, ветеринары, предприниматели, музыканты, художники и дизайнеры…

По подсчётам отечественных и зарубежных аналитиков, в последнее десятилетие ежегодно Россию покидают примерно 390 тысяч граждан. И в основном они — люди образованные, здоровые, в возрасте от 24 до 38 лет, вместе с детьми. Вопреки бытующему мнению, что там они никому не нужны, наши профессионалы оказываются очень востребованы. Например, в Китае и Монголии нарасхват наши учителя. Тот же Китай успешно вербует наших пилотов, бортпроводников, работников аэропортовых служб и авиадиспетчеров, предлагая зарплаты в 2—3 раза выше российских. В Европе с радостью переманивают наших инженеров — специалистов в автомобилестроении, нефтегазодобывающей сфере и аэрокосмической отрасли. Учёных-фармацевтов и химиков ждут в Австралии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии, Ирландии, Индии, Словении, Сингапуре, Норвегии, Швеции, Германии, Швейцарии. Международные производители лекарств готовы платить им до 100 тысяч долларов в год.

Это уже не просто «утечка», а настоящий бурный поток. И большинство уехавших, я знаю, совсем не собирались покидать свою Родину и хотели строить Россию, которая гордилась бы, как в советские времена, своими научными, промышленными, творческими достижениями… Однако нынешняя внутренняя политика ориентируется совершенно на другие приоритеты…

Иностранные государства с радостью используют эту ситуацию во благо себе. Они откровенно «снимают сливки» российских профессионалов. Например, Германия в целях привлечения необходимых ей высокопрофессиональных кадров упрощает лучшим из них эмиграцию выдачей так называемой голубой карты — вида на жительство и разрешение на работу в одном флаконе, — которая выдаётся в основном нашим IT-специалистам и врачам и их семьям. Но если у отечественных компьютерщиков и программистов она не особенно популярна, потому что в России им созданы условия даже лучше, чем в любой западной стране, за исключением разве что США, то молодые талантливые врачи пользуются возможностью уехать очень активно.

В России почему-то принято считать, что выпускники наших медвузов ни на что не годятся, никем не ценятся и никому не нужны. Тем не менее реальность полностью это опровергает. Самые лучшие, самые интеллектуальные наши выпускники, молодые и маститые врачи принимаются на «ура» буквально во всех клиниках мира. По данным врачебной палаты Германии, сейчас только в этой стране уже работают почти три тысячи врачей из России с подтверждённым дипломом и столько же — по «голубой карте». Прибавьте буквально тысячи отличных специалистов, врачующих в Чехии, Китае, Испании, Италии, Греции, Словении, Эстонии, Франции, США, Таиланде, Австрии, Швейцарии… Клиники берут их с большим удовольствием, зная, что русский врач никогда не подведёт. Задумайтесь: ведь эти суперпрофессионалы могли бы лечить нас…

Я разговаривала со многими нашими молодыми докторами и опытными врачами из нескольких немецких клиник. Большинство из них с горячей любовью отзывается о России, многие готовы были бы вернуться. Но почему поток продолжает идти лишь в одну сторону и увеличивается с каждым годом?

Первое, что бросается в глаза, — материальное положение врача. Наш доктор, привыкший перебиваться на родине с хлеба на квас, в первое время просто шалеет от свалившихся на него благ, когда совсем ещё желторотый специалист, практически ординатор, начинает получать зарплату на уровне главврача крупной московской больницы. А медик-специалист только за одну ночь дежурства с лёгкостью получает оплату, равнозначную месячной зарплате московского или двум-трём месячным зарплатам врача в российском регионе. Во всех зарплатных рейтингах именно врачи всегда стоят здесь на первом месте. Но даже не это главное. Я сама наблюдала, какое огромное уважение испытывают те же немцы по отношению к своим докторам…

Пожалуй, единственный, кто попытался забить тревогу по этому поводу, — директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты профессор Леонид Рошаль, который прямо заявил: наша страна может остаться без лучших медицинских кадров из-за оттока российских врачей на Запад, что создаёт угрозу национальной безопасности России. Подобную же обеспокоенность высказал главный учёный секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин, сообщивший, что число учёных, которые уезжают из России, за последнее десятилетие увеличилось в пять раз. Власть отреагировала на это с полным равнодушием и устами пресс-секретаря президента успокоила, что «ничего трагичного в этом не видит».

Конечно, можно на всех этих людей поставить клеймо «предателей» и «врагов Родины», мол, «не нравится — валите», и оставить всё как есть. Можно попытаться перекрыть возможность уезжать. Оба варианта помогут законсервировать сложившуюся ситуацию, которая, похоже, сейчас устраивает лишь верхушку чиновничества. А можно прислушаться к мнению уезжающих и попытаться что-то изменить…

Я разговаривала со многими «увалившими» из России врачами. Не все из них, но достаточное число рассматривают вариант возвращения. Однако не в нынешнюю ситуацию бесправия и нищеты, а при условии, что отношение не только к врачам, но и вообще к народу, к истории, к экологии, науке, безопасности простых людей, к современному рынку труда, к зарплатной и пенсионной политике будет изменено. Большинство из этих специалистов, как признаются сами, никогда бы не уехали, если бы практически не были выдавлены коррупционной системой из российского здравоохранения, когда главврачом становится любовница высокопоставленного чиновника, когда в ординатуру поступает не умница-отличник, а чей-то сынок, когда на работу в престижном медцентре берут не талантливого доктора, а сына друга главврача, когда зарплата зависит не от профессионализма, а от умения заглядывать в глаза начальству… Если мы хотим, чтобы нас лечили те самые Доктора с большой буквы, может, стоило бы прислушаться к тому, чем они недовольны, и что-то поменять «в нашей консерватории»?

Думается, от таких изменений выиграло бы подавляющее большинство граждан нашей страны. И мы могли бы к тому же ожидать возвращения многих наших талантливых соотечественников, которые стали бы на современном уровне нас лечить, учить, развивать науку и технику…

Но власти России решили идти другим путём: сейчас им кажется привлекательной мысль замены наших российских специалистов, в частности врачей, на «дешёвых» среднеазиатских гастарбайтеров в белых халатах. Посетители поликлиник и пациенты больниц уже могут наглядно видеть плоды такой кадровой политики. Ничего не имею против этих специалистов, но давайте зададимся вопросом: зачем высококлассным врачам, например, из Узбекистана или Таджикистана, которые, конечно же, там тоже есть, если уж эмигрировать, то выбирать Россию, а не ту же Германию? Нетрудно догадаться, что к нам едут специалисты такого низкого уровня, с которым так называемого врача нигде в мире не примут, кроме как, увы, у нас…

А тем временем во врачебном интернет-сообществе на днях появилась следующая информация: «Для работы в одном из лучших и современных госпиталей столицы Эфиопии (г. Аддис-Абеба) требуются два специалиста терапевтической направленности: ТЕРАПЕВТ и ПУЛЬМОНОЛОГ. Условия: 1. Зарплата от 2500 до 3000 долларов в месяц; 2. Оплата перелётов в оба конца (включая отпускные раз в год); 3. Предоставляется отдельная квартира; 4. Транспорт до работы и обратно; 5. Медстраховка работников и членов семьи, страхование сотрудника от врачебных ошибок; 6. Около 5 дежурств в месяц (плюс 500—1000 долларов к зарплате); 7. Трёхразовое питание; 8. Повышение квалификации продолжительностью в 2—4 недели один раз в 2 года за счёт организации».

Да, положению российского врача сегодня далеко даже до эфиопского… Ну что ж, нам не жалко, поделимся нашими кадрами и с Эфиопией?

Мария ПАНОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *