К 200-летию со дня рождения русского писателя Н.А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 10 декабря по новому стилю) 1821 года в городе Немиров, Подольской губернии, в дворянской семье. Его отец, Алексей Некрасов был в прошлом военным и был связан с декабристами, но в семье вел себя просто как тиран. Большое влияние на мальчика и его творчество оказала мать Елена Андреевна Закревская, к образу которой Некрасов обращается в своей поэзии.

Николай учился в Ярославской гимназии, но по ряду причин не завершил обучение. Отец, мечтая о военной карьере для сына, забрал его из пятого класса. чтобы отдать его в Дворянский полк.

Но, нарушив волю отца, Николай решил поступить в Петербургский университет. Экзамена не выдержал и стал вольным слушателем на филологическом факультете. Ране он начал писать стихи, в том числе и сатирического плана.

Лишенный отцом материальной поддержки Николай несколько лет жил как бродяга. Он успел пожить в ночлежках, общался с представителями городского дна, перебивался случайными заработками., при этом быстро научился зарабатывать пером: писал лубочные истории, водевили, заметки и песни.

С 1841 года Николай Некрасов сотрудничает в «Отечественных записках», а в 1847–1866 гг. он уже издатель и редактор журнала «Современник», на страницах которого публиковались Тургенев, Гончаров, Герцен, Огарёв, Островский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский и многие другие. Именно Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского, Ивана Гончарова и Льва Толстого.

После закрытия «за вредное направление» журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние годы его жизни. В эти годы он работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».

Надо заметить, что всегда главным в жизни Николая Некрасова была поэзия, хотя начинал он со стихов для заработка. Поэт несколько лет искал свой стиль и нашёл его на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора и урбанизма, не забывая при этом и про революционные идеи. В народной стихии он обрёл себя. Как писал его биограф К. Чуковский, «народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией».

Сам поэт и его произведения сохранили актуальность и значимость до сегодняшних дней. Некрасов, знавший толк в сатире, вполне вписался бы в современный мир, смог бы быть знаменитым сатириком и блогером, а его героев – чиновников, купцов, мыслителей, игроков и бродяг, легко представить и сейчас в парламенте и тюрьме, казино и ресторане, в телешоу или криминальных сводках. Достаточно вспомнить строчки из поэмы Некрасова «Современники»: «Грош у новейших господ/ Выше стыда и закона;/ Нынче тоскует лишь тот,/ Кто не украл миллиона./ Бредит Америкой Русь,/ К ней тяготея сердечно…/ Шуйско-Ивановский гусь –/Американец?.. Конечно!/ Что ни попало – тащат,/ «Наш идеал, – говорят, / Заатлантический брат:/ Бог его – тоже ведь доллар!..»

Либеральная западническая «элита» буржуазной России, видимо, эти строки не может простить поэту, представляя его в образе барина, картежника и гуляки. Даже такая юбилейная дата, как 200-летие со дня рождения Николая Некрасова практически не удостоилась внимания СМИ. Конечно, это же не антисоветчик Солженицын и ему подобные!

В советской литературной иерархии «революционный демократ», народник Николай Некрасов занимал лидирующее положение. Его ценили за любовь к обездоленным, народный стиль, как и за сатиру про «князей мира сего» и лицемерный либерализм. Каждый советский школьник знал «Дедушку Мазая» и «Мороза-воеводу», задумывался над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую трудно понять в юности, смеялся над сатирическим изображением власти в стихотворении «Генерал Топтыгин».

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого»,– подчеркивал русский литературный критик Дмитрий Писарев.

Николай Алексеевич Некрасов действительно был настоящим художником русского слова, реформатором русского стиха, крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в переломную для него эпоху. Наверно, поэтому великий русский человек Достоевский считал, что Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева, специально для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.