Уничтожая точки роста, «поднажать» не удастся

Уничтожая точки роста, «поднажать» не удастся

14 декабря депутаты Госдумы обсудили на «правительственном часе» с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым итоги работы агропромышленного комплекса в 2021 году и основные задачи на 2022 год.

«Год для аграриев сложился крайне непростым», — подчеркнул в своём докладе Д. Патрушев. На работе отрасли, безусловно, сказались и пандемия, и непростые погодные условия на протяжении всего сезона — в 16 регионах объявлялся из-за этого режим ЧС. Всё это привело к снижению индекса развития сельхозпроизводства. Тем не менее полученный урожай по основным позициям превышает запланированные в госпрограмме показатели: объём зерновых в чистом весе — более 123 миллионов тонн, из которых 76 миллионов тонн приходится на долю пшеницы. Это ниже прошлогоднего результата, но всё же «полностью обеспечивает внутренние потребности и экспортные возможности нашей страны». По масличным, сахарной свёкле, овощам, плодам и ягодам показатели несколько выше уровня 2020 года.

В 2022-м минсельхоз рассчитывает увеличить индекс сельхозпроизводства до 101,3%, а индекс АПК до 101%. Посевные площади планируется расширить более чем на 1 миллион гектаров за счёт увеличения посевов яровых зерновых, в том числе гречихи, а также сахарной свёклы, рапса, сои. Намерено министерство нарастить производство картофеля и овощей открытого грунта.

Взлёт цен на минеральные удобрения доставил аграриям немало тревог. Некоторые удобрения подорожали вдвое. Для сдерживания цен было введено временное количественное ограничение на экспорт отдельных видов удобрений.

Нелёгкие времена переживает и животноводство, которое во всём мире несёт, по словам министра, колоссальные убытки от особо опасных болезней животных. И всё же российские животноводы стараются не сдавать позиции. В этом году они планируют получить 32,3 миллиона тонн молока, что на 110 тысяч тонн больше, чем в прошлом году, а также 15,7 миллиона тонн мяса скота и птицы, при этом производство говядины подрастёт на 1,5%, в птицеводстве ожидается выход на показатели прошлого года, а в свиноводстве восстановление объёмов прогнозируется в первом полугодии 2022 года.

«По большинству позиций индикаторы Доктрины продовольственной безопасности выполнены или перевыполнены», — подытожил министр Д. Патрушев. К сожалению, пока не можем полностью обеспечить себя молоком, картофелем, овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами. Именно на этих направлениях минсельхоз и собирается поднажать.

«Сельское хозяйство продолжает демонстрировать неплохие результаты», — охарактеризовал в целом работу отрасли аудитор Счётной палаты РФ Сергей Мамедов. При этом некоторые направления «просели». Так, из-за недостаточности количества современных мощностей для хранения отмечается ежегодное увеличение потерь сельхозпродукции. По данным Росстата, за последние три года потери картофеля ежегодно составляют 7%, овощей — 3%, фруктов и ягод — 1,5%. По-прежнему больным вопросом остаётся материально-техническое оснащение АПК. В России на тысячу гектаров пашни приходится всего три трактора, похожая ситуация и по комбайнам. «Это, конечно, несопоставимо со странами Европейского союза и СНГ», — заметил С. Мамедов. По его словам, реализуемые минсельхозом мероприятия пока не приводят к существенному изменению ситуации, хотя положительная динамика, безусловно, есть.

Минсельхозу поставлена задача нарастить к 2024 году объём экспорта продукции АПК до 37 миллиардов долларов США. Выполнение этой национальной цели обеспечивается в основном за счёт вывоза за рубеж сельхозпродукции с низкой добавленной стоимостью, подчеркнул аудитор Счётной палаты.

Но самое тревожное то, что продолжается ценовая лихорадка на продовольственном рынке. Стоимость минимального набора продуктов питания увеличилась с начала года на 11,7% и составила в октябре 5 тысяч 33 рубля. Кроме того, за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась покупательная способность среднедушевых доходов населения по 8 из 24 групп продовольственных товаров. «Поставленная в этом году президентом России в Послании Федеральному собранию задача по формированию долговременных условий, гарантирующих предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка, в полном объёме пока не решена», — отметил С. Мамедов.

Напомним, в марте этого года фракция КПРФ проводила парламентские слушания по вопросу государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости, по итогам которой направила президенту, правительству, федеральным органам исполнительной власти и органам госвласти субъектов Федерации свои предложения, как создать справедливую систему ценообразования и ограничить спекулятивные торговые наценки. При этом депутаты-коммунисты подчеркивали актуальность внесённых членами фракции КПРФ поправок в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Лидер КПРФ настоятельно советовал изучить и распространить уникальный опыт народных предприятий. Вместо этого власть закрывает глаза на организованную рейдерами широкомасштабную операцию по захвату собственности народных предприятий, что ведёт к уничтожению этих точек роста, имеющих колоссальный потенциал.

Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин считает первоочередной проблемой диспаритет цен. За три года минеральные удобрения подорожали в 2—3 раза, существенно выросли цены на технику. Трактор и комбайн сегодня стоят по 10 миллионов рублей. При этом закупочные цены на молоко, мясо, зерно «особо никуда не убежали». Экспортёры зерна обеспокоены тем, что из-за увеличения экспортных пошлин вырастет себестоимость и существенно снизится рентабельность его производства.

Если проанализировать, как формируется цена на хлеб, станет понятно, что без государственного регулирования здесь никак не обойтись. Крестьянин продаёт пшеницу по 14 рублей за килограмм, мукомолы реализуют свою продукцию по 20 рублей, пекари — по 56, а в магазине килограмм хлеба идёт по 90 рублей. «Нигде в мире такого безобразия нет!» — возмутился депутат-коммунист.

Проблема роста цен звучала и в вопросах депутатов. По мнению члена фракции КПРФ Рената Сулейманова, она волнует граждан даже больше, чем эпидемия ковида. На продовольственном рынке, по официальным данным, цены выросли в среднем на 10%. Так называемый набор оливье подорожал на 15%. Что, кроме демпферных пошлин на зерно и растительное масло, минсельхоз может предложить для сдерживания роста цен на продовольственном рынке? — спросил депутат.

«Очень важно, чтобы, регулируя цены на продовольственные товары, мы не пришли к тому, что у нас начнёт образовываться дефицит по ряду продуктов», — сказал министр Дмитрий Патрушев. Себестоимость производства продуктов питания выросла в среднем на 25%. Рост цен на продукты питания пока этой отметки не достиг и не достигнет, уверен глава минсельхоза. Для увеличения предложения на продовольственном рынке в следующем году будут введены меры поддержки производства картофеля и овощей открытого грунта, увеличены посевные площади под этими культурами. Но в целом минсельхоз намерен «держать баланс между регулированием цен на продукты питания и теми затратами, которые несут производители при их производстве».

Николай Васильев обратился к министру сельского хозяйства с вопросом о возможности дополнительной государственной поддержки молочного животноводства в связи с резким повышением стоимости кормов и горюче-смазочных материалов, увеличением тарифов на энергоресурсы и необходимостью подъёма в этой отрасли уровня оплаты труда. «Мы бы хотели выделить на молочное животноводство дополнительные деньги, но, к сожалению, в условиях бюджетных ограничений сделать этого не можем», — развёл руками Д. Патрушев. Впрочем, считает он, здесь не так уж всё и плохо: последние три года нет жёстких скачков цен на молоко, и, хотя закупочные цены не отвечают запросам производителей, тем не менее рентабельность удаётся сохранить.

Евгений Бессонов затронул некоторые вопросы, влияющие на развитие рыбохозяйственного комплекса. Депутат обратил внимание на состояние водных объектов. В частности, малые реки Ростовской области — Северский Донец, Темерник, впадающие в Дон, превращены просто в канализацию. Дон, Цимлянское водохранилище мелеют, а из 100 миллиардов рублей, необходимых, по самым скромным расчётам, на их восстановление, в бюджете 2022 года выделены средства только на мониторинг. Кроме того, не прекращается хищнический вылов рыбы. «Контролирует ли министерство разницу между выданными квотами и данными таможенной службы о вывозе рыбы различных пород из страны?» — спросил депутат. Его вопросы «может ли вывоз в разы превышать квоты?» и «где здесь правоохранители?», судя по всему, оказались риторическими.

Выступая от фракции КПРФ, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН Владимир Кашин подчеркнул, что фракция Компартии всегда поддерживала агропромышленный комплекс и была одним из инициаторов многих направлений, которые сегодня дают неплохие результаты. Но остаётся много открытых вопросов. Это и сближение науки и АПК, и «беспрецедентно постыдный» уровень финансирования программы «Развитие сельских территорий», на которую первоначально предполагалось направить 2,3 триллиона рублей, а по факту на этот год из запланированных 190 миллиардов рублей выделено лишь 40 миллиардов. Депутат обратился к министерству сельского хозяйства с просьбой найти деньги в резервах и направить их на эту программу в первом полугодии. Срочных мер требует ситуация в здравоохранении на селе. «Пандемия показала, что у нас, к сожалению, даже районных больниц приличных нет, не говоря уже о фельдшерско-акушерских пунктах. Четыре с половиной тысячи больниц уничтожили на селе!» — напомнил статистику социального разгрома парламентарий.

На протяжении многих лет КПРФ пробивает так называемую программу «второй целины». «С 2022 года минсельхоз приступает к реализации четвёртой по счёту государственной программы по эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиоративного комплекса до 2030 года», — рассказал о планах министр Д. Патрушев. Впервые будет проведён системный аудит земель сельхозназначения России и введены в оборот не менее 13 миллионов гектаров брошенных земель, отметил он. Вместе с тем жизнь показывает, что между планами и их реализацией «дистанция огромного размера». Владимир Кашин обратил внимание на 25-процентное сокращение финансирования программы «второй целины» — с 40 до 30 млрд рублей.

Недофинансируется и программа развития сельского хозяйства и продовольственных рынков. И вот что парадоксально: при подсчёте выделяемых на неё средств учитываются и деньги, которые идут на дороги, на коммуникации, на жильё и т.д. «Если на одной яблоне было 5 яблок, на второй тоже 5 и по 5 ворон сидели на каждой яблоне, сколько всего яблок?» — задал задачку депутат. У счетоводов из правительства оказывается 20. «В 1-м классе за это двойку ставили», — заметил В. Кашин.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *