Кремль извел под корень президентов из регионов

Кремль извел под корень президентов из регионов

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Юрий Енцов

Российским главам регионов отныне запрещено называться президентами. Президент у нас один — Владимир Путин. Он и подписал закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Там кстати еще установлен и единый срок полномочий глав регионов. Им теперь разрешено пребывание на своем посту более двух сроков подряд. Данный закон уже одобрили и Совет Федерации, и Государственная дума

Процесс отказа от регионального президентства запустил глава Чечни Рамзан Кадыров в 2010 году. Он не захотел называться президентом республики и призвал остальных региональных руководителей последовать его примеру. И те последовали. И вот парламент, наконец, довёл дело до логического завершения.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов напоминает, что единообразного наименования глав регионов до сих пор нет:

— В отдельно взятых субъектах у нас сохраняются мэры. Но смысл президентского закона, конечно же, не в этом, а в продлении сроков полномочий глав субъектов Российской Федерации. И нацелен закон на выборы 2023 и 2024 годов.

Что касается президентов республик, то наименование главы региона — вызывает серьезное противостояние. Даже некоторое обострение наблюдается, в Татарстане — это факт. Этот регион и является одним из реципиентов данного положения закона. Именно здесь получат возможность продления полномочий. Федеральный центр хочет «под соусом» продления полномочий, в том числе продать единообразное наименование. В результате оспаривать закон, в целом, будет крайне сложно.

Происходили попытки принять закон только об одном нейминге, и закончились они крайне негативно — противостоянием, вплоть до подачи дела в Конституционный суд. К тому же, нарастала протестная активность. А сейчас, за счет сбалансированности закона, ситуация у противников его принятия в регионах становится непростой. С одной стороны полностью против закона выступить невозможно, это не даст возможности продлевать сроки своего правления. А с другой стороны в закон «зашиты» другие сложные вопросы. В результате ситуация становится неоднозначной.

Что касается других субъектов Российской Федерации, то закон принят, в том числе под «московский куст»: Москву и Московскую область в преддверии президентских выборов в 2024 году.

«СП»: — Но ведь у нынешнего московского мэра, как и у губернатора Подмосковья прекрасные взаимоотношения с федеральным центром, в отличие от мэра Юрия Лужкова. Что вы имеете в виду?

— Я имею в виду вторые сроки выдвижения глав регионов — это самое важное. Ничего важнее этого во внутренней политике нашей страны нет. Напоминаю, что вся протестная активность начиналась именно с московских выборов. А теперь выборы в Москве синхронизированы с выборами в Московской области — это крупнейшая протестная агломерация, 20 миллионов жителей, с важнейшей информационной повесткой во время выборов 2023 года.

Но представьте, что действующие главы регионов не пошли бы на выборы, так как закон не позволял. Абсолютно точно в этом случае произойдет разрыв элит, ведь приемлемую для всех кандидатуру найти сложно. Начнется контригра субъектов с центром.

Напоминаю, что будет использована технология электронного голосования (ДЭГ). И не под контролем Москвы, с ее департаментом информационных технологий, а под общефедеральным контролем. Смена руководства — дело непростое, серьезное «вкатывание» в этот процесс у того же Сергея Собянина заняло не один год, пока он не приспособил под себя все нижестоящее руководство города.

Каким образом это отразилось бы на московской агломерации? Я уж не говорю про Татарстан — одного из крупнейших регионов с точки зрения электоральной явки. Разрыв элит и протестное голосование — это для действующей власти сверх вызов убийственного характера в 2024 году. Федеральный центр решил подстраховаться.

«СП»: — Значит название главы региона — хоть «султан», хоть «падишах», или другое слово на языках народов России — не так уж важно?

— Главное — сроки, все остальное — не существенно. Раньше было ограничение — пять лет. На уровне законодательных собраний регионов можно было решать: либо максимум, либо меньше. Но как показывает практика, меньше пяти лет ни один регион не назначал.
По этому закону будет достраиваться вертикаль власти. Федеральный центр сможет «сносить» губернаторов по более широкому спектру вопросов, чем сейчас. У самих губернаторов появляется возможность убирать неугодных глав городов региональных центров. А если достроить вертикаль вниз до муниципального уровня, то она станет выглядеть идеально, с точки зрения действующей власти.

Раньше тоже можно было убрать главу регионального центра, как это делалось в Уфе, в Мурманске, придравшись к растрате денежных средств. А доказывать эти растраты в судах — долго и опасно в связи с монополиями местных элит. В результате происходили разрывы этих элит. Теперь станет проще снимать руководителей по целому ряду позиций — вообще без объяснения причин. В том числе через суд, что не всегда целесообразно.

Федеральный центр ужесточает влияние на регионы, но при этом предоставляет им право влиять на глав своих муниципальных образований. Выстраивание вертикали власти с помощью продления сроков — это первая и основная задача, ради которой все и замышлялось в принципе. Но есть и второе — предотвращение разрыва элит, приводящее к сложным электоральным процессам.

Везде, где происходят такие разрывы, наблюдаются проблемы с «правильным» голосованием. В областном центре подбирает ключики к мобилизации, а регионалам остается только биться за городской электорат. Как правило, у них это не получается и в результате они «берут свое» с помощью манипуляций в сельских поселениях. Такое уже случалось в Башкирии, в Иркутской области, в Якутии.

Федеральный центр формирует свои «монолиты» для Совета Федерации. Давит в зародыше возможные конфликты, чтобы снизить дестабилизацию в электоральных циклах.

И последнее о чем думали — это нейминг. Название должности важно всего в одном единственном субъекте. Но к закону «подшили» и этот вопрос. Отдельно изменение наименования главы Татарстана выглядело бы очень резонансно, но пристегнутое к закону, содержащему выгодное субъектам продление полномочий, — для них заманчиво.

К тому же решили на будущее, на всякий случай, закрыть такого типа поползновения. Мы же знаем, что есть, например Хакасия, ряд других субъектов, которые в принципе могут придумать разные названия для своих руководителей. Надо понимать, что в региональном законодательном собрании, может возникнуть идея, назвать своего лидера… суперпрезидентом». Легко! Таким мог бы стать тот же Сергей Фургал в Хабаровском крае. Вариантов названий много, хайпа на этом — тоже можно получить немеряно. На всякий случай федеральный центр это направление деятельности прикрыл…

Напоминаем, что после развала СССР президентами стали называться главы многих республик в составе Российской Федерации: Марий Эл, Мордовии, Якутии, Чечни, Удмуртии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Тувы, Ингушетии, Калмыкии, Дагестана, Башкирии и Татарстана. И вот 9 ноября Госдума приняла инициативу о введении единообразия в первом чтении. 14 декабря законопроект успешно прошел второе и третье чтения. Совет Федерации одобрил закон 15 декабря — документ поддержали 146 сенаторов.

В Татарстане, где глава региона все еще называется президентом, выступали против. Об этом заявил глава профильного комитета госсовета республики Альберт Хабибуллин. Он предложил депутатам регионального заксобрания — не проводить прения по этому законопроекту до его рассмотрения в первом чтении в Госдуме. В ходе рассмотрения инициативы в нижней палате российского парламента депутаты от Татарстана — голосовали против.

Глава Татарстана Рустам Минниханов теперь последний российский региональный президент. Удастся ли жителям волжского региона, некогда называвшегося Казанскими ханством, отстоять название должности — пока не понятно. Когда в 2010 году Госдума приняла поправки, запрещающие руководителям субъектов федерации называться президентами, в Казани — вспомнили про договор о разграничении полномочий с федеральным центром. В выборе названия должности главы республики в Татарстане полагались на жителей региона. Но времена меняются.

Комментарий редакции: В глобальном плане контроль центра за региональными руководителями, несомненно, нужен. Надо ведь не допускать появления ситуации, при которой они могут проявить сепаратизм, пытаться превратить субъекты Российской Федерации в собственную вотчину и т.д. Однако то, что делает Кремль в настоящее время, направлено по сути на другое. Ни для кого не секрет, что закон сегодня применяется избирательно. Лояльным дозволено всё, а иных за малейшую неточность моментально карают. Причем в опалу режиму попадают те, кто в той или иной степени выразил несогласие с политикой правительства, либо вступил в спор с влиятельными кланами. Вполне понятно, что Кремль стремится заблокировать перспективу появления во главе регионов представителей оппозиции, использовать лояльных ему региональных лидеров для контроля над политическим пространством. И это укладывается в русло политики по притеснению несогласных в целом. Подобного нельзя допустить. Неспроста протестные настроения уже сейчас возрастают. И будут увеличиваться, если нынешняя политика будет продолжена.




Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *