Дороги русского романса

Дороги русского романса

Большим праздничным концертом под названием «Но любовь всё живёт…», состоявшимся 8 января в Центральном доме работников искусств в Москве, отметил своё тридцатилетие клуб русского романса «Две гитары».

Подробно рассказывать о том концерте смысла, видимо, нет. Романс надо слышать, быть с ним рядом, только тогда он дарит душе свет своих чувств — то милых, то терзающих, то робких, то удалых… Достаточно сказать, что русскую классику романса, лучшие произведения советских и нынешних российских композиторов в этом жанре на этот раз представили залу заслуженные артисты России Галина Улётова, Наталья Васильева, Александр Павлов, а также талантливые певцы Пётр Урбановичус, Сергей Глухарёв, Сергей Полянский, трио «Реликт» и другие известные исполнители. И как представили! Возгласы «Браво!», подхваченные штормом оваций, множились с каждым новым выступлением артистов.

Один из тех, кого зритель особо наградил своим признанием, — председатель клуба «Две гитары», певец и композитор Дмитрий Швед. Читателям «Правды» он уже знаком. Рассказ об этом удивительном музыканте наша газета печатала в конце ноября прошлого года. И повод для очередной с ним встречи снова есть. Юбилей!

— Создан клуб «Две гитары» в начале 90-х прошлого века, похоже, не просто так. Это ли не ответ настоящей русской культуры на то засилье низкопробной музыкальной жвачки, которую перед этим не один год щедро скармливали горбачёвские перестройщики, а за ними и ельцинские «реформаторы» нашему народу?

— Думаю, так и есть. Неспроста же создатели нашего клуба музыканты Юрий Фёдоров и Анна Широченко тогда назвали свою концертную программу «Воскресение». И наш зритель, истосковавшийся по высокому искусству, ответил на это полными залами, которые, как и сегодня, собирал в те годы наш клуб. Справедливости ради надо сказать, что судьба у русского романса складывалась непросто. В довоенные годы, бывало, ретивые чиновники упрекали его кто в «цыганщине», кто в мелкобуржуазности. Но Советская власть всё-таки признала большое культурно-воспитательное значение этого жанра и открыла ему дорогу. В 70—80-е годы у русского романса появились такие выдающиеся исполнители, как народные артисты СССР Борис Штоколов и Нани Брегвадзе, представительница русских цыган Валентина Пономарёва, и множество других ярчайших певцов, возродивших старинные русские романсы и подаривших жизнь произведениям советских композиторов в этом жанре. Романсу вместе с русскими народными песнями непременно находилось видное место на всех больших концертах, проходивших тогда, например, в Колонном зале Дома союзов в Москве. Часто звучал он на центральном телевидении и радио.

— В постсоветские времена, скажем так, простора у романса поубавилось.

— Да, но имена остались. В столице романс «переехал» в Дом литераторов, Дом архитекторов, Дом актёра, в ЦДРИ, где выступали Алла Баянова, Изабелла Юрьева, Татьяна Лещенко-Сухомлина, Капитолина Лазаренко, Играф Йошка, трио «Ромэн» с Валентиной Пономарёвой, пели у нас в клубе и драматические артисты Владимир Зельдин, Василий Лановой, Фёдор Чеханков.

— Увидел сегодня на вашей сцене в составе знаменитого ещё с советских времён вокального трио «Реликт» вместе с заслуженными артистами России Александром Никеровым и Вячеславом Маюновым молодого, но, сразу видно, уже большого мастера классической гитары Алексея Леонова. А другие новые имена в романсе есть?

— Конечно. Это певцы Альберт Жалилов, Сергей Кочемазов… Впрочем, длинным этот список не будет. Проблема вот в чём: романс — сложный жанр. Не каждый эстрадный певец может донести до слушателя всё его богатство. Ведь оно больше раскрывается не голосом, а душой. Так петь, даже среди мэтров сцены, дано не каждому.

— Чего сегодня не хватает вам, служителям романса, от власти, обязанной, как известно, о развитии культуры заботиться?

— Не хватает не артистам, а чиновникам. Не хватает им понимания уникальности и ценности этого жанра. Иначе помогли хотя бы с рекламой, а правильнее сказать — с популяризацией в своей культурной политике нашего искусства. Вы не представляете, с каким восторгом русский романс принимается на Западе! И что сейчас у России осталось, не считая балета и оперы, такого яркого, что можно с гордостью показать миру? Это, конечно же, русский романс! Вот это нужно понимать.

И уж, поверьте, Дмитрий Швед, не раз выступавший на больших зарубежных сценах, знает, что говорит. Помнится, полвека с лишним назад Запад был буквально ошеломлён популярностью романса советского композитора Бориса Фомина «Дорогой длинною», который под творческим руководством самого Пола Маккартни записала на битловской студии звукозаписи «Apple» валлийская певица Мэри Хопкин, ставшая после этого всемирно знаменитой. Романс, в англоязычной версии получивший название «Those Were the Days», тут же и надолго занял первое место в британском хит-параде, потеснив на пьедестале даже композицию «Hey Jude» самих «Битлз»! Этой русской душевной мелодии покорились вершины популярности и во многих других странах Европы. До второго места наша «Дорога длинная» дошла тогда в США. А куда сегодня у нас? Неужели до своей обочины?

Александр ОФИЦЕРОВ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *