Тридцать лет назад ельцинско-гайдаровские «реформаторы» начали вершить чёрные дела, насаждая России дикий периферийный капитализм. Последствия этого эксперимента наша страна испытывает вплоть до настоящего времени. Одно то, что по большинству социально-экономических показателей нам до сих пор не удалось достичь уровня 1990 года, является приговором неолиберальной политике «вашингтонского консенсуса», которую начали проводить после разрушения СССР.
Правда, адепты гайдарономики, стремясь добиться легитимации обанкротившейся неолиберальной доктрине, постоянно ищут отговорки. Так, они нередко выдвигают тезис о мнимом отсутствии альтернативы «шоковой терапии» в силу сложных финансово-экономических условий. На самом деле на рубеже 1980-х — 1990-х годов было множество иных вариантов реформирования страны, предлагаемых различными учёными, государственными деятелями, политическими партиями, хозяйственными руководителями. И все они были положены под сукно. Что же касается утверждений о влиянии кризиса на выбор системы, то Китайской народной республике к приходу к власти Дэн Сяопина пришлось столкнуться с более тяжкими испытаниями. Но, несмотря на это, власти Поднебесной всё же нашли в себе мужество не демонтировать социализм. Они его только усовершенствовали, что помогло Китаю выйти в число мировых лидеров.
Конечно же, дело отнюдь не в том, что у «младореформаторов» было недостаточно опыта, в связи с чем они, оказывается, были неспособны предложить грамотные решения. Общеизвестно, что сидящие за их спинами американские консультанты (представители МВФ, Всемирного банка, Гарвардского университета, связи многих которых с ЦРУ впоследствии стали достоянием гласности) обладали весьма обширными знаниями. Но они были одержимы отнюдь не стремлением вывести Россию в разряд передовых держав. Напротив, «западное сообщество» помышляло о развале нашей страны на конгломерат колоний, о её превращении в полуколониальный сырьевой придаток, о сокращении коренного российского населения и о его замещении. Поэтому намеренно продвигали вредительские идеи под видом «программ спасения». Между прочим, соответствующие меры империалисты применили и в отношении многих стран Латинской Америки, Ближнего Востока — результат их «бурной деятельности» известен.
В конце концов гайдаровско-чубайсовские «реформы» привели к развалу производительных сил, к разворовыванию национального достояния кучкой лиц и, как следствие, к финансовому опустошению казны. Логическим продолжением последнего стало нарастание внешней и внутренней задолженности государства и дефолт, наступивший 17 августа 1998 года. И только левоцентристский и антиолигархический курс правительства Е.М. Примакова, Ю.Д. Маслюкова и В.В. Геращенко сумел оттащить Россию от края пропасти. Но приватизаторы, не желая мириться со списанием в утиль их провального прозападного либерального проекта и с перспективой оказаться на скамье подсудимых за ограбление государства и общества, руками Б.Н. Ельцина отправили в отставку пользующийся доверием народа кабинет министров, снова заполнив его ряды адептами доктрины «свободного рынка», приверженцами всевластия частной собственности. С тех пор неолиберализм, к сожалению, снова восторжествовал.
Разве не при В.В. Путине была принята серия законов, открывающая дорогу и новой приватизации, и втягиванию российской экономики под управление иностранному капиталу, и сокращению социальных гарантий? Допустившие распродажу природных ресурсов Лесной, Земельный и Водный кодексы, «реформы» электроэнергетики и ЖКХ, позволившие частникам захватить прибыльные энергетические объекты и коммунальные фонды, ликвидация государственного валютного контроля, коммерциализация образования и здравоохранения, повышение пенсионного возраста, монетизация льгот, вступление России в ВТО, принятие закона о ТОРах, — всё это прямое доказательство воплощения в жизнь концепции ультралибералов-рыночников. И никакие «национальные проекты», никакие «государственные корпорации», никакие «федерально-целевые программы» не меняют сути дела. Всё это — ничто иное, как отвлекающий манёвр, призванный ввести общество в заблуждение, сформировать иллюзию смены курса. Но основное содержание остаётся прежним.
Консервация неолиберально-олигархической системы, конечно же, лишает Россию перспектив. Все представления о мнимой «эффективности» гайдаровско-чубайсовских «преобразований», распространяемые в 2000-ые годы в период повышения мировых цен на энергоносители, моментально рассыпались как карточный домик с наступлением мирового финансового кризиса 2008 года. С каждым годом степень контроля иностранного капитала за банковской системой, за стратегическими отраслями производства возрастает. Практически десять лет отсутствует даже номинальный полноценный экономический рост. Падение зарплат и пенсий, обострение проблемы занятости на фоне коммерциализации социальной сферы разрушает социальную среду обитания простого человека. Соответствующее положение вещей привело к фактическому рецидиву ельцинских темпов вымирания и сокращения населения России. Всё это происходит на наших глазах с 2018 года. При этом кучка олигархов продолжает обогащаться даже в условиях кризиса.
Таким образом, гайдарономика превратилась в удавку на шее России. Только масштабная смена модели развития откроет перед нашей страной перспективы. Но нынешние правящие круги по определению не пойдут на такой шаг. Разве политические наследники Анатолия Собчака и Бориса Ельцина могут на такое решиться? Однозначно нет. Поэтому борьба народа за Ресоветизацию представляет собой шаг к предоставлению России реального шанса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.