У древа народной власти обрубили корни

У древа народной власти обрубили корни

«Этот закон, ставя крест на местном самоуправлении, уничтожит последнюю жизнь на селе!» — такую оценку дала фракция КПРФ очередному изобретению законодательного тандема Клишаса — Крашенинникова — проекту закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», представленному на рассмотрение Госдумы 26 января.

Коммунисты настаивали на снятии законопроекта с рассмотрения палатой и проведении его широкого общественного обсуждения. «Он обрубает корни народной власти», — заявил Николай Коломейцев. Но «единороссы» уже получили сверху команду «Принять!», и никакие доводы не могли пробить стадную покорность парламентского большинства.

Регрессивная реформа местного самоуправления (МСУ), разделяющая народ и власть непреодолимой пропастью, готовилась исподволь на протяжении многих лет. Около 200 полномочий было передано из федерального центра на региональный уровень, откуда большая часть из них спустилась в муниципалитеты. При этом только треть полномочий была обеспечена финансовыми мандатами, заметил первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Отсюда и многолетняя колоссальная, в 2,5—3 триллиона рублей, задолженность консолидированных бюджетов. Безденежье, дотационная зависимость, когда 80—90% средств местные бюджеты получали с регионального уровня, и ворох полномочий, навешанных на муниципалитеты, связывали местные органы власти по рукам и ногам, заставляя «есть с губернаторской руки».

По мнению Михаила Матвеева, нужно было развернуть в обратную сторону финансовую пирамиду, которая сегодня построена таким образом, что ничтожное количество денег внизу, у местного самоуправления, и самое большое — в федеральном центре. И фракция КПРФ не раз вносила свои законодательные предложения, позволяющие сделать это. Один из законопроектов касался расщепления НДС, чтобы 60% собираемых средств оставалось регионам и муниципалитетам и 40% — поступало в федеральный центр. Но финансовое удушение местного самоуправления было целенаправленной политикой, и «правящая партия» не собиралась вытаскивать муниципалитеты из нищеты.

Ни одну из проблем местного самоуправления законопроект Клишаса—Крашенинникова не решает, зато создаёт массу других, считает Георгий Камнев. «Реформа», которую сами её авторы назвали «оптимизацией», что уже ничего доброго не сулит, предполагает полное переформатирование местного самоуправления. Из двухуровневого оно превратится в одноуровневое. За пять лет — с 2023 по 2028 год, отведённых на переходный период, будут упразднены пять из восьми ныне существующих видов муниципалитетов первого уровня, в том числе городские и сельские поселения. Останутся только городские и муниципальные округа да в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — внутригородские территории. Таким образом, к концу 2028 года число муниципалитетов сократится как минимум вдвое.

Вместо администраций и депутатских Советов в городских и сельских поселениях появятся старосты. Муниципалитеты будут формироваться не по территориальному принципу, как сейчас, а в зависимости от численности и плотности населения, что снизит доступность государственных и муниципальных услуг, ухудшит качество самого управления и ещё более ускорит процесс обезлюдения российской глубинки. Создаются и финансовые предпосылки для этого. Территориальное общественное самоуправление, которое, по сути, и будет решать все местные проблемы, сможет опереться только на те средства, которые всем миром соберут сами жители.

Депутат от Республики Коми Олег Михайлов донёс до сведения парламента, что многие сельские и городские поселения этого региона, так же как и представители Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, выступили категорически против такой «реформы». Люди задаются закономерным вопросом: «Как местные администрации после укрупнения муниципальных образований будут решать проблемы поселений, расстояние от которых до райцентра порой измеряется сотнями километров?»

Сегодня лишь в 13% муниципалитетов проходят прямые выборы глав органов местного самоуправления населением. Между тем за это выступают 90% граждан. Однако власть не прислушалась к воле народа. Вопрос наделения полномочиями глав муниципальных образований в законопроекте полностью подчинён региональным властям. От их решения зависит: будут ли прямые выборы мэра или глава муниципалитета будет избираться местными депутатами из их же числа либо из кандидатов, подобранных губернатором. Сможет губернатор и «в случае чего» отрешить мэра от должности, оснований для этого будет больше, чем теперь. Кроме того, во время переходного периода, до 2028 года, вообще не будут проводиться местные выборы, и это — грубейшее нарушение принципа демократии.

Учёный-практик, доктор исторических наук, заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев заметил, что «местное самоуправление является наиболее приближенным к народу уровнем власти и естественным резонатором народного недовольства». Его потенциальной оппозиционностью отчасти и объясняется происходящая сегодня замена местного самоуправления на местное государственное управление. В период непопулярных реформ, по мнению депутата-коммуниста, центральная власть предпочитает иметь органы местной власти, ответственные не перед населением, а перед вышестоящим начальством, что фактически ставит вопрос о необходимости эффективного аппарата принуждения, существование которого возможно только на основе вертикального соподчинения. В отличие от советской вертикальной системы коллегиального управления, системы народовластия, сегодня выстраивается вертикаль самодержавная, вертикаль исполнительной власти, подчеркнул М. Матвеев. За это проголосовали фракции «Единой России», ЛДПР и партии «Новые люди». Фракция КПРФ голосовала против.

«Я надеюсь, что когда-нибудь в этом зале будут верить не только в несменяемость власти, как в некий волшебный рецепт от всех проблем, от всех угроз и вызовов, которые стоят перед Россией, но и верить в народ, в его могучие силы и возможности, прежде всего возможности самоорганизации и коллективного самоуправления, являвшихся основой русской жизни на протяжении тысячелетия, как это было в Псковской и Новгородской республиках, в вечевом праве, как это было тысячелетие в крестьянской общине, как это было в земствах и Советах. Нет — самодержавию! Только народ является источником власти!» — заявил от имени фракции КПРФ Михаил Матвеев.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *