В Голландском зале, в Голландском зале…

В Голландском зале, в Голландском зале…

На днях в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина состоялась невероятная акция. Мы узнали об этом событии от молодого человека, который решил воспользоваться своей льготной Пушкинской картой.

— Представляете, как повезло! — сказал он. — И по музею побродил, и, главное, подстригся.

— Как? В музее?!

— Ну да. В Голландском зале. Там открылась парикмахерская. Сидишь в кресле — кругом картины. И все — великих художников. Я, правда, только одного Рембрандта запомнил, потому что раньше про него слышал.

— Но этого не может быть!

— Почему? Сейчас и не такое бывает. Это же перформанс! — не без труда выговорил он новое для себя слово. — Жаль только, что всего один день.

За разъяснениями пришлось обратиться к дежурному администратору музея. Как-то неловко было задавать этой серьёзной девушке вопрос: правда ли, что вчера в Голландском зале работал парикмахер? Казалось, она должна была нас высмеять. А может быть, даже возмутиться и указать на дверь.

Но ничего подобного не произошло. Вопрос пришёлся точно по адресу.

— Да, — сказала она. — В Голландском зале состоялся перформанс в поддержку музейщиков Нидерландов. Они провели такую же акцию в знак протеста против антиковидных ограничений. Если парикмахерские там открыты, то музеи не работают из-за санитарных ограничений.

— И что, много было желающих подстричься под сенью Рембрандта? Заранее записывались?

— Нет, была живая очередь. Конечно, кресло не пустовало — это ведь не коммерческий проект. Хотя с посетителями работал известный стилист Сергей Усов.

— Патлы по воздуху летали? — не выдержали мы светского тона. Но девушка только улыбнулась:

— Что вы! Каждый волосок тут же подхватывали ассистенты. Это была акция одного дня. Так мы хотели поддержать наших голландских коллег и друзей.

Думается, если бы мы говорили не с дежурным администратором, а с первым лицом музея — директором Мариной Лошак, разговор сложился бы точно так же. Возможно, Марина Девовна добавила бы ко всему сказанному, что с голландскими музейщиками установлен контакт и скоро с ними начнётся активное сотрудничество.

Нетрудно догадаться: все эти игры, затеянные как бы в поддержку коллег, страдающих от санитарных ограничений, — только повод для скорейшего возобновления политики «открытых дверей»: как говорится, «вы к нам, а мы к вам». Казалось бы, что в этом плохого? Но партнёрские отношения не всегда бывают паритетными. При несхожести традиций, вкусов, интересов партнёрство выходит из равновесия: одна сторона — более агрессивная и самонадеянная — пытается подчинить себе другую.

Как известно, европейский Запад полностью ориентирован на рынок. А рынок требует новых и новых продаж, новых имён и брендов. Отсюда и всяческое поощрение новых веяний и направлений в искусстве, объединённых под брендом «авангард».

Авангардисты активно отвоёвывают себе жизненное пространство, тесня традиционалистов. Они вмешиваются в музейную деятельность — научную, коллекционную, просветительскую, стараясь доминировать во всём. Таким образом они ломают давно сложившуюся на нравственной основе систему художественных ценностей.

Само назначение на должность директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пропагандистки «авангарда» Марины Лошак говорит о пренебрежении властей к традиционному классическому искусству как мощному фактору воспитания, развития и единения народа.

Бурную выставочную деятельность Марины Лошак — в сотрудничестве с зарубежными партнёрами — притормозила пандемия. Однако у директора множество новых планов, она не хочет понимать, что не всякий проект, вменяемый Западом, годится для классического Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Тем более если речь идёт о каких-то бредовых перформансах.

Чем бы ни оправдывалась нелепая акция в Голландском зале, а ведь создан прецедент для хамского вторжения в сокровищницу мировой культуры: сегодня здесь стригут волосы — завтра будут стричь ногти. Что за парикмахерский салон без маникюра и педикюра? А почему бы не поддержать также терпящих убытки рестораторов и не организовать в музее акцию под названием: «Еда, культура, открытие»?

Как ни ужасно это звучит, но ведь начало утилитарному рыночному подходу к нашей сокровищнице положено.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — намоленное место. Когда несколько лет назад в главном московском храме четыре хулиганки устроили свой «перформанс», общественность возмутилась. Нынешняя не менее возмутительная музейная акция прошла на удивление тихо — никакого резонанса, никаких откликов в СМИ, за исключением минутного позитивного сюжета на канале «Москва 24». Администрация музея не заинтересована в рекламе — отчитаться бы только перед голландскими коллегами.

Обескураженные, вышли мы из музея. Молча спустились с цоколя, но под сенью роскошных заснеженных елей посмотрели друг на друга и неожиданно расхохотались. «В греческом зале, в греческом зале!..» — вспомнилась неувядаемая интермедия Аркадия Райкина про то, как два алкаша пришли «подзаправиться» в этот самый музей и потребовали у смотрительницы зала стакан и штопор… Ситуация по тем временам едва ли возможная. Язвительный смех сатирика явно опережал вероятные события. Но вот — докатился до наших дней и пришёлся кстати. Услышат ли его нынешние музейщики?

Лариса ЯГУНКОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *