По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Дмитрий Светлов
Тема введения специального документа — персонифицированной карты болельщика (Fan ID) на внутренние соревнования, витала в мыслях власть имущих нашей страны уже давно.
Ещё в 2019 году, когда не успели остыть эмоции после ЧМ-2018 в России. И уже тогда лоббисты в качестве аргумента приводили как раз успешное использование этого документа на мундиале, а до этого и на Олимпиаде в Сочи. Уже тогда активные болельщики выступили против и рассмотрение вопроса вроде бы заглохло… Но у нас, как известно, ничего не бывает просто так. И спустя два года прямо под Новый год, 30 декабря 2021 года Владимир Путин подписал закон о введении на территории страны «паспорта болельщика» (Fan ID).
Его ранее, 17 декабря, в третьем чтении приняла Госдума. Он должен вступить в силу с 1 июня 2022 года. Предполагается, что оформлять паспорта можно будет через порталы Госуслуг. В них будет отражена история действий их обладателей на спортивных мероприятиях.
Любят у нас подписывать ограничивающие, прямо скажем, «драконовские» законы во время именно таких праздничных или других знаковых дат.
Своеобразный «подарочек» получается. На самом деле логика проста. Народу перед Новым годом не до анализа законов и не до возражений. К празднику готовятся.
Когда был инициирован и утверждён закон о повышении пенсионного возраста? Во время ЧМ-2018, когда вся страна жила и дышала футбольным праздником. Все, кто решает, как нам жить, привыкли, что всё сходит с рук и практически все подчиняются безропотно. Ну, побухтят в соцсетях или на кухне, и всё в ажуре.
Сразу скажем: все эти законы, ограничения, контроль продвигались, продвигаются и будут продвигаться для того, что те, кто имеет теплое место или близость к кормушке в любом качестве, жили спокойно, чтобы никто им не мешал, чтобы не беспокоили любые сообщества, мероприятия и прочее. Не нужно никакого дуновения ветерка… Любое мало-мальски публичное телодвижение должно пройти специальный фильтр. А тут стадионы и фанаты.
Кто-то вдруг осознал, что стадион — это тоже крупная площадка, трибуна для выступлений, находящаяся вне контроля. Поэтому именно от фанатов этим законом и пытаются избавиться, какими бы красивыми словами ни прикрывались. Но в этом случае всё произошло с точностью до наоборот.
Ряд крупных фанатских объединений выступили с резкими заявлениями, в которых объявили о категорическом непринятии нового закона.
Самое крупное объединение болельщиков «Спартака» заявило, что объявляет бойкот посещению матчей сразу, а не с июня, когда закон вступит в силу. И тот, кто придет на арену, будет «исключен из спартаковского сообщества». Выступление было от организации, которая объединяет несколько крупных групп, заполняющих практически две трети стадиона.
Многие из них ходят по абонементам, не только на сектора за воротами. Но в ВИП-ложи, и в другие центральные секторы. «Спартачи» заявили, что не будут посещать матчи команды и свою арену, вплоть до того времени, пока закон «не будет отменен полностью».
Красно-белых поддержали их непримиримые оппоненты из ЦСКА, по крайней мере, с таким заявлением выступили люди, которые более 40 лет назад зарождали движение. Первому поколению фанатов уже более 50 лет, а то и все 60. В сектор они ходят пообщаться, увидеть друг друга, а не бузить, это как частичка души. Также и фанаты других клубов.
Кстати, и сидят многие из них в ложах и достаточно успешны в жизни. Для примера можно привести председателя совета директоров ЦСКА Орешкина, который не скрывает, что по молодости сам «гонял на выезды».
Первым матчем после перерыва в чемпионате будет как раз дерби «Спартак» — ЦСКА, который состоится 26 февраля.
По информации «СП», идут активные переговоры между авторитетным активом с обеих сторон. Они собираются принять решение: то ли не пойти на игру сразу или же устроить прощальный и грандиозный «перфоманс».
Затем питерское объединение «Зенита», которое носит название «Ландскрона», выпустило заявление, где всё обосновало юридически. Приведем выдержки из заявления, вернее, из правового анализа.
«По действующему сейчас законодательству болельщик может быть лишен права посещать матчи клуба, который он поддерживает, только на основании решения суда.
Введенный в Закон о спорте п. 1 ч. 4 ст. 20.6 позволяет чиновникам при полном игнорировании конституционных прав гражданина, без рассмотрения его дела судом и без участия самого гражданина лишить его права посещать матчи. Причем такой запрет фактически накладывается бессрочно.
Основания для отказа в выдаче «паспорта болельщика» сформулированы таким образом, что их можно применять максимально произвольно. Новая норма федерального закона позволяет лишить болельщика права ходить на стадион в следующих случаях:
а) в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства (!) либо общественного порядка;
б) если имеется полученная в соответствии с законодательством Российской Федерации или на основании международных договоров Российской Федерации информация о фактах (информация, а не установленные судом факты) нарушения зрителем, участником официального спортивного соревнования или иным лицом, задействованным в проведении такого соревнования, общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий, в том числе за пределами территории Российской Федерации;
в) имеется информация о намерении (!) гражданина совершить соответствующие противоправные деяния.
При этом в законе совершенно не определено, чем должна быть подтверждена данная «опасность человека для общества», непонятно, по каким критериям можно объективно оценить степень опасности человека и доказать, что он перестал быть опасным для общества.
Еще более абсурдно выглядит отказ в выдаче паспорта болельщика в связи с тем, что имеется информация о намерении гражданина совершить правонарушение. Важно, что речь идет именно о намерении — не о приготовлении к совершению правонарушения, а просто о намерении его совершить.
Никогда еще в современной истории России гражданин не мог быть ограничен в своих правах только за намерение совершить правонарушение.
Парадоксально выглядит ситуация, когда по закону нельзя привлечь человека к ответственности за намерение совершить убийство, но можно за то, что он имел намерение ругаться матом на футбольном матче. Данная норма создает большой простор для злоупотреблений, поскольку формально достаточно рапорта сотрудника полиции о том, что, возможно, 7 лет назад гражданин Иванов распивал спиртные напитки у стадиона.
Таким образом, мы убеждены, что положения п. 1 ч. 4 ст. 20.6 Закона о спорте не отвечают вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности и недвусмысленности правовой нормы, что противоречит статьям 19, 34 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации».
После этого, протестные заявления посыпались от других клубов, «Ростов», «Урал» и даже от болельщиков клубов других лиг — из Воронежа и Орла.
Для не совсем понимающих суть такого негатива активных болельщиков, разъясним ещё ряд моментов (хотя из питерского заявления многое становится ясно).
Заявленная цель от властей заключается в том, чтобы отсекать слишком буйных фанатов от спортивных соревнований. Об этом наперебой говорят депутаты Государственной Думы, поддерживающие очередной контролирующий закон.
Однако в данный момент на стадионах уже достаточно видеокамер, чтобы вычислять нарушителей, а суд вправе запретить им поход на футбол на основании подтвержденных фактов о правонарушении. В то же время новый закон позволяет правоохранительным органам, никогда фанатов не жаловавших (слишком много головной боли), миновать эту инстанцию и все решать самим.
Еще говорят, о том, что хулиганов будет проще вычислять. Но, опять же, камеры куда эффективнее бейджа, который… Да бог его знает, как он поможет вычислить ругающихся матом.
На центральных секторах, поверьте, ругаются не меньше. Да и в ложах тоже. Автор этих строк убедился на собственном опыте. Слышал и видел. Более того, активные фанаты, ходят по абонементу, которые выдает клуб. И туда внесены все данные, которые только возможно. Тех, кто ходит много лет, прекрасно знают и все их данные давно известны.
Далее закон написан так, что под него может попасть вообще кто угодно.
Там есть уже упомянутые два гениальных пункта обоснования отказа. Первый звучит так: «Если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства либо общественного порядка».
Как может пострадать обороноспособность государства на трибунах стадиона, загадка, которую могут разгадать только власть имущие. Неужто питерский «Вираж» готовит запуск баллистической ракеты?
Второй: «Имеется информация о намерении гражданина совершить соответствующие противоправные деяния». Как точно подметили в «Ландскроне», «по закону нельзя привлечь человека к ответственности за намерение совершить убийство, но можно за то, что он имел намерение ругаться матом на футбольном матче».
И вообще, как просчитать это намерение? В чем оно выражается? Кто будет оценивать тех, кто ошибочно приписал фанату это намерение и какое наказание его за это ждет? Какую компенсацию получит болельщик за такой ошибочный отказ, если у него, например, уже есть сезонный абонемент, а его Fan ID кто-то обнулил?
В документе уточняется, что основанием для отказа может стать, например, «наличие данных о том, что болельщик или участник турнира ранее нарушал общественный порядок на спортивном мероприятии, в том числе за пределами РФ, или информации о намерении совершить соответствующие противоправные деяния».
То есть если вас уже привлекали к ответственности за нарушения, получить «паспорт» вы, скорее всего, не сможете.
Особенно интригует фраза про «намерения». Получается, вам может прийти отказ, даже если вы ни разу не были на стадионе! И тут пострадают уже даже не фанаты, а так называемые «кузьмичи», которые ходят на арены раз-два в год.
Может не сработать система. Даже на ЧМ-2018 она давала сбои и были скандалы с людьми, которые не могли попасть на матчи.
Далее, человек, допустим, находится по делам в Москве или Питере и решил сходить, условно, на матч «Зенит» — «Спартак». Раньше он просто спокойно покупал билет (неважно, в интернете или в кассе). Теперь ему надо регистрироваться, заполнять данные, куда-то ехать получать этот документ. Будет ли он это делать?
Пойдём дальше.
Последние лет 10−12 стадионы перестали быть опасной территорией. Единичные инциденты, конечно, случаются, как и везде, но не носят массового характера и, как упоминалось выше, легко вычисляются службой безопасности уже сейчас. То есть реальной необходимости бороться с хулиганами на трибунах давно нет. Те, кто хотят подраться, не первое десятилетие «забивают стрелки» друг другу где-нибудь в Подмосковье (если говорить о столице, где наибольшее количество ультрас).
Что такого произошло, что сподвигло законодателей сейчас заняться этим вопросам вместо того, чтобы решать куда более насущные проблемы жителей страны?
Максимально показательный комментарий на эту тему дала олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина: «Я не могу оценивать фанатов. Я не разбираюсь в футболе. Но мы приняли закон. Футбол теряет красоту из-за Fan ID? Да-да! Особенно, когда зажигают файеры, а людей уносят покалеченными».
Тут и добавить нечего. Вот такой «уровень» законодателей.
Футбольные известные люди, такие как Олег Романцев, Валерий Газзаев, Сергей Галицкий, Василий Березуцкий, да практически все, сразу высказали, как минимум, недоумение по поводу введения нового закона. Не остался в стороне и главный тренер сборной Валерий Карпин.
«Условно, мой тесть приехал в Ростов, он не сможет сходить на футбол? Как по мне — это катастрофа. Я не владею информацией, что нужно сделать, как быстро это оформить. У нас люди не знают, где купить билет, а им говорят про Fan-ID. Это как минимум неудобно» — заявил Валерий Георгиевич.
Но массовые протесты организаций, похоже, если не напугали, то заставили в «верхах» задуматься и поставить всё «на паузу».
Вначале вдруг за болельщиков высказался главный пропагандист страны и кремлевский рупор Владимир Соловьев.
«Я не очень понимаю, зачем плодить дополнительные сущности. Сейчас блестящие возможности распознавания лиц. Если кто-то нарушил закон или является нежелательным персонажем, его можно вычислить безо всякого Fan ID. По-моему, нужно слушать людей, которые готовы отдавать последние деньги и идти на футбол. С ними нужно беседовать. Болельщиков надо любить».
Дальше — больше. С похожим заявлением выступал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Мы считаем, конечно, что необходим диалог с фанатскими объединениями, необходима разъяснительная работа. Конечно, нужно понять, почему такая реакция достаточно непримиримая, может быть, просто участники этих объединений не понимают каких-то нюансов. Нужно разъяснять. В любом случае, это надо делать путем диалога».
А до принятия и подписания закона этого сделать было нельзя? Тут дело в том, что фанаты — это люди, которые в целом настроены весьма патриотично. Достаточно большое количество из них были добровольцами на Донбассе. Ранее президент весьма лояльно относился к ним, были встречи, создавалась ВОБ и так далее. Затем пошло «постепенное закручивание гаек».
Эти люди — всегда организованная сила. И может быть очень грозной. Тем более, когда, повторимся, первое поколение, да и второе — люди имеющие жизненный опыт и имеющие влияние не только в секторе стадиона. Достаточно вспомнить, что ультрас того же киевского «Динамо» и некоторых других украинских клубов были весьма грозной силой на Майдане. Терять поддержку таких людей и электорат, Путину и его окружению, наверняка не хочется…
Пока на собрании клубов РПЛ рассматривался вопрос о том, чтобы перенести обязательное введение Fan-ID. Болельщики уже высказали свое мнение. Есть информация, что пошли разговоры с наиболее авторитетными людьми из этой среды. Где-то угрозы, где-то уговоры, не исключены и обещание каких-то «плюшек». Речь идет не о «бурном одобрям-с», а о том, чтобы резко не высказывались против.
— Я рад за болельщиков. Они отбили! Fan ID не будет. Это второе поражение Госдумы с народом. Первое — QR-коды отлетели в сторону, потому что было возмущение. А теперь вот отбили здесь. Уже депутат Журова сказала, что об РПЛ в документе не было ни слова, и есть мнение, что его вообще отменят. Мы же в системе ФИФА и УЕФА, и там нет Fan-ID.
По футбольным законам мы ответственны перед ФИФА и УЕФА. Иностранцы должны будут покупать Fan ID, что ли? Глупая затея. Слава богу, что Fan ID отлетел. Журова в этой элите, и она не могла сама такое придумать», — сказал известный питерский комментатор Геннадий Орлов в эфире радио «Эхо Москвы в Петербурге».
Не будем разделять его оптимизм. Прибыль руководство клубов не особо интересует. У нас не тот чемпионат, чтобы иметь ее от количества болельщиков. Для силовиков уход даже почти всех зрителей, да ещё и «неудобных» — только в радость.
Пока просто пауза. Подписанный уже закон никто не отменит, но могут сослаться на казуистику ряда пунктов. Типа, чтобы лиги (а речь идет не только о футболе) решали сами. И ответственность на них.
С пандемией же прокатывает. Как бы всё решают регионы. А верховная власть в стороне. Посмотрим, что дальше будет.
Комментарий редакции: Давно известно и доказано практикой, что в условиях постсоветской «демократии» все усилия государства направлены не на поддержание порядка и мира, а на подавление всех, кто либо переходит «сильным мира сего» дорогу, либо подозревается «элитой» хоть в чём то. Если учесть, что паспорта футбольным болельщикам будут через систему Госуслуг выдавать, то тем более сомнения должны развеяться. Помимо всего прочего, это повышает риск утечки персональных данных каждого, попадания их под цифровой колпак буржуазного государства. Не говоря уже о размытости формулировок закона, открывающие простор для произвола. И всё это полностью укладывается в русло политики власти капитала по цифровизации общественной жизни с целью установления тотального контроля государства и бизнеса над каждым индивидом. Рано или поздно общество возвысит голос против соответствующих мер.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.