Команда российских фигуристов взяла реванш за поражение в Пхёнчхане
Пожалуй, ни одни спортивные соревнования не вызывают такой ажиотаж, как олимпийские. Особенно если речь идёт о дисциплинах, в которых та или иная страна, являясь законодателем мод, предвкушает обильный медальный урожай. Неудивительно, что на зимних Играх в столице Китая пристальное внимание приковано к фигурному катанию, где явным фаворитом считается сборная РФ, официально именуемая на главном старте четырёхлетия ОКР (команда Олимпийского комитета России). По прогнозам, наши мастера конька способны установить исторический рекорд, завоевав в четырёх видах из пяти семь наград, причём три из них, не исключено, окажутся золотыми. Однако давно доказано: предсказывать результаты баталий мастеров конька — учитывая скользкую природу льда — дело неблагодарное, сродни дележу шкуры неубитого медведя.
Состязания укротителей «рёбер и зубцов» под сводами пекинского Столичного дворца спорта (СДС) начались именно с того турнира, в котором, как поётся в знаменитой песне из кинофильма «Белорусский вокзал», нам была «нужна одна победа, одна на всех — мы за ценой не постоим!». Речь, конечно же, о самой молодой дисциплине «ускользающей красоты» — командном первенстве, чья история формально началась в 2009 году в Токио. Будучи детищем Японии, смотр, организуемый под эгидой Международного союза конькобежцев (МСК) раз в два года, неизменно проходит в этом восточно-азиатском государстве. Впрочем, коммерческое по сути мероприятие с постоянно меняющимся форматом и составом стран-участниц так и не обрело статус полноправного чемпионата мира среди сборных, хотя и носит название «Волд тим трофи».
Иное дело — олимпийский командник, включённый в программу зимних Игр с 2014 года. Идея организовать подобные соревнования давно витала в воздухе, но, вероятно, и по сей день оставалась бы нереализованной, если бы не активная позиция России. Это сегодня после событий на Украине, повлёкших возвращение Крыма в состав РФ, и грандиозных допинговых скандалов, породивших беспрецедентную антироссийскую истерию, любая инициатива Москвы воспринимается в штыки и вызывает лишь негативную реакцию у международных спортивных чиновников. А тогда, накануне Олимпиады в Сочи, её хозяйке пошли навстречу, и командное первенство превратилось в неотъемлемую часть Всемирных игр.
Согласно регламенту, к турниру допускаются десять стран, определяемых на основе текущего рейтинга МСК, учитывающего все дисиплины. Сборные соперничают в рамках коротких и произвольных программ, а занятые ими места конвертируются в очки по схеме: первая позиция — 10, вторая — 9, третья — 8 и т.д. Победитель выявляется по общей сумме баллов. При этом в финальную часть попадают только пять лучших команд по итогам обязательного проката, после которого, кстати, в составе сборных разрешается сделать две замены.
Специфика состязаний (на XXIV Белой олимпиаде в них участвовали Германия, Грузия, Канада, Китай, Италия, ОКР, США, Украина, Чехия и Япония) заключается в том, что реальная борьба за медали подвластна только сбалансированным и конкурентоспособным командам, то есть имеющим довольно сильное представительство сразу во всех четырёх видах. А посему в Сочи и Пхёнчхане соревнования фактически выливались в канадско-американо-российское противостояние. Однако в Пекине сборная Страны кленового листа мало чем напоминала ту звёздную дружину четырёхлетней давности, сплошь и рядом состоявшую из триумфаторов и призёров чемпионатов мира и зимних Игр, которая праздновала безоговорочную викторию в Южной Корее, а потому в битву за пьедестал активно включились Япония и Китай.
Вообще подбор кадров для командника — сложная стратегическая задача. С одной стороны, для успеха необходимо выставлять в каждой дисциплине лучших фигуристов. С другой — нужно беречь их силы для выступлений в индивидуальном зачёте: ведь личный титул, как ни крути, всегда ценнее и престижнее. А выиграть оба олимпийских старта пока удалось лишь российским парникам Татьяне Волосожар — Максиму Транькову в Сочи-2014 и легендарным канадским танцорам Тессе Вирчу — Скотту Мойру в Пхёнчхане-2018.
Кроме того, поскольку правилами турнира предусматривается ротация участников, федерации стараются предоставить шанс завоевать награды Игр максимально возможному числу фигуристов.
Тем не менее самая верная тактика — заявить сильнейший состав на короткую программу, поскольку именно в ней решается вопрос прохождения в финал. К тому же расклад после обязательного номера позволяет спланировать стратегию на произвольные прокаты. Немудрено, что, учитывая все хитросплетения и интриги смотра, победа в котором для России, как и на сочинской Олимпиаде, превратилась чуть ли не в дело государственной важности, на первом этапе страну представляли исключительно лидеры сборной.
Трёхдневный восьмисерийный марафон традиционно открылся состязанием одиночников в короткой программе. Важнейшая миссия нашего Марка Кондратюка заключалась в попадании на третье место, вслед за лучшими квадистами планеты — американцем Нэтаном Ченом и японцем Шомой Уно. Со своим нелёгким заданием 18-летний чемпион Европы, представший в образе неистового янычара под музыку из знаменитого турецкого телесериала «Великолепный век», блистательно справился. Его зажигательно-эмоциональный прокат с двумя чистыми четверными прыжками принёс сборной восемь баллов.
После столь удачного начала первенства, казалось, можно спокойно выдохнуть: ведь дальше проблем не предвиделось. Тем более что мужчин на льду сменили мастера танцпола, где перед россиянами открывались радужные перспективы в свете отсутствия на турнире сборной Франции, а значит, и сильнейшего тандема последних семи лет Габриэлы Пападакис с Гийомом Сизероном — единственного, как считалось, дуэта, способного преградить нам путь к вершине.
Статус действующих обладателей мировой и европейской корон возвёл Викторию Синицину — Никиту Кацалапова в ранг одной из самых титулованных пар планеты, что для россиян являлось кардинальным моментом в схватке за возвращение утерянного в Пхёнчхане звания олимпийских героев в командном поединке. На двух прошлых Играх цель отечественных танцоров сводилась к тому, чтобы не опуститься ниже третьей строчки. В Пекине же у нас появился редкостный шанс бороться за максимальный балл в этом виде.
Но не зря говорят: человек предполагает, а бог располагает. Под сводами СДС фортуна благоволила 31-летним вице-чемпионам США Мэдисон Хаббелл — Захари Донохью, получившим высочайшие в своей карьере оценки за ритм-танец, превзойти которые россиянам не удалось вследствие досадной ошибки Никиты Кацалапова, к слову, капитана команды, на дорожке шагов.
Наверное, именно после этой внезапной осечки в голову впервые закралась мысль: золотая медаль, ещё до старта пекинских Игр, чего уж лукавить, не положенная в нашу виртуальную копилку только ленивым, на деле рискует обернуться серебряной.
Беспокойство усилилось после выступления спортивных пар, где априори мы также надеялись на 10 очков. Однако карты спутала китайская федерация, выложившая на лёд свой «бронебойный козырь» — лидеров рейтинга МСК, двукратных чемпионов планеты Вэньцзин Суй и Цун Ханя, выдавших поистине фантастический прокат на рекордные 82,83 балла. Впрочем, завершавшие короткую программу россияне Анастасия Мишина — Александр Галлямов тоже не ударили в грязь лицом, доведя собственное высшее достижение до 82,64 очка и обойдя соперников технической оценкой, но уступив в компонентах. Увы, мизерное отставание не позволило нам набрать максимум ещё в одной дисциплине.
Таким образом, после первого соревновательного дня командное первенство превратилось из турнира с очевидным фаворитом в запутанный арифметический ребус: преимущество с 28 баллами захватили американцы, явно почуявшие запах «золота», далее следовали россияне (26), китайцы (21) и японцы (20).
Последний раунд предварительного сражения за награды ХХIV зимних Игр развернулся в женском катании. И вот здесь наконец-то всё прошло без сучка и задоринки. Феноменальное выступление уникальной Камилы Валиевой, набравшей 90,18 балла и побившей олимпийский рекорд в короткой программе (не путать с мировым: он у 15-летней спортсменки составляет 90,45), вкупе с провалом вице-чемпионки США Карен Чен, занявшей лишь пятое место, вывел россиян на промежуточную первую позицию. Кстати, Камила стала четвёртой одиночницей в истории фигурного катания, исполнившей тройной аксель на Олимпиаде. Ранее элемент ультра-си покорился лишь японкам Мидори Ито (Альбервиль-1992) и Мао Асаде (Ванкувер-2010 и Сочи-2014), а также американке Мирай Нагасу (Пхёнчхан-2018).
Итак, набрав 36 очков, наша команда пробилась в финал вместе с США (34 балла), Японией (29), Канадой (24) и Китаем (22). И в преддверии ключевого этапа сражения Федерации фигурного катания России (ФФКР) пришлось ломать голову, прямо скажем, совсем не над тривиальной задачей: как не упустить «золото» в командном зачёте, сохранив при этом ресурсы фигуристов для личного. Но, видимо, руководствуясь пословицей «коней на переправе не меняют», ФФКР пошла ва-банк и в произвольной программе вновь выпустила на лёд именно флагманов сборной. Честно говоря, устроить четыре олимпийских проката подряд основным претендентам на пьедестал в индивидуальных состязаниях — всё равно, что рубить сук, на котором сидишь… Впрочем, как уже отмечалось выше, нам была нужна победа любой ценой.
У мужчин под сводами СДС опять появился Марк Кондратюк, от которого вторично требовалось финишировать минимум третьим. Правда, на сей раз спортсмен перевыполнил план: не просто чисто откатал, прыгнув три четверных, но и принёс девять очков вместо восьми, обойдя лихого квадиста — американца Винсента Чжоу, вышедшего на замену Нэтану Чену.
В итоге перед заключительным днём турнира Россия с 45 баллами оторвалась от США на три пункта. Затем дополнительные 10 очков принесли Анастасия Мишина — Александр Галлямов, одержавшие победу, несмотря на драматичное завершение программы: за несколько секунд до финального аккорда пара рухнула с поддержки (это к вопросу об отказе от ротации состава). Ситуацию во многом спасло то, что китайцы выставили вместо лидеров свой второй по силе дуэт Пэн Чэн — Цзинь Яна, а американцы Алекса Книрим — Брэндон Фрейзер вообще замкнули турнирную таблицу.
К сожалению, в танцах статус-кво для нас не изменился. Виктория Синицина — Никита Кацалапов снова уступили, теперь уже чемпионам США Мэдисон Чок — Эвану Бейтсу, в чью пользу весы качнулись из-за снятия с российского дуэта балла за передержанную поддержку.
Ну а точку в напряжённой борьбе за первый олимпийский комплект наград в фигурном катании поставила Камила Валиева, закрывавшая произвольную программу у девушек. Зал второй день подряд стоя рукоплескал хрупкой богине льда, сумевшей даже с падением со второго четверного тулупа получить заоблачные оценки и обойти ближайшую конкурентку, лидера японской сборной Каори Сакамото, на 30 баллов. Кроме того, Камила в очередной раз вписала своё имя в историю «ускользающей красоты», став первой женщиной, исполнившей квад на Всемирных играх.
В итоге наша славная дружина, набрав 74 очка из 80 (на одно меньше, чем в Сочи восемь лет назад), добилась звания двукратных олимпийских чемпионов. «Серебро» досталось США (65 баллов), а «бронза» — Японии (63), «дебютировавшей» на пьедестале столь престижных соревнований.
И последнее. Командные состязания важны не только сами по себе: они задают настроение на весь дальнейший турнир и показывают предварительный расклад сил накануне индивидуальных стартов. Увы, приходится констатировать: триумф россиян в парном катании — отнюдь не аксиома. При прочих равных арбитры предпочтут Мишиной с Галлямовым представителей Поднебесной Вэньцзин Суй и Цун Ханя, для которых нынешние Игры, очевидно, последняя попытка обрести вожделенный титул, не имеющий приставки «экс». Да и вообще спорить с самым компонентным и опытным дуэтом планеты, выступающим к тому же в родных стенах, возможно, пожалуй, лишь теоретически.
Очень тревожно за Камилу Валиеву. Фея, спустившаяся с небес, как окрестили её китайские СМИ, рискует повторить судьбу Юлии Липницкой, в Сочи-2014 истратившей все силы на «золотой» командник и провалившей личное первенство.
Что же касается танцев, то, судя по выступлениям представителей США, Виктории Синициной — Никите Кацалапову предстоит отчаянная схватка не столько за «золото» с французами (такой прогноз давали наиболее оптимистично настроенные эксперты), сколько за «серебро» с американцами. И предсказать исход битвы, думаю, не возьмётся никто.
Но о дальнейших ледовых перипетиях «Правда» расскажет в своих следующих репортажах.
Елена МОРОЗОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.