По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
В 1997 Указом президента РФ одобрена концепция реформы ЖКХ, определившая основные направления преобразований в этой отрасли в 1997–2003. Цели реформирования: обеспечение стандартов качества условий проживания населения, снижение издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Ни одна из этих целей не была достигнута, более того, результатом реализации программных целей стал полный развал отрасли и полная неспособность властей изменить ситуацию к лучшему.
Фракция КПРФ рассматривала вопрос реформирования ЖКХ в 2011 году, разработала рекомендации по восстановлению объектов ЖКХ, определила объем необходимых средств. Но необъяснимая жадность правительства не позволила сдвинуть вопрос модернизации объектов ЖКХ, и коммунальное хозяйство на сегодня находится в еще более худшем состоянии, чем 10 лет назад.
Такое положение остается в силу того, что правительственные цели реформирования ЖКХ были ложными и не соответствующими действительности. На самом деле вся реформа ЖКХ заключалась в одной цели – свалить содержание отрасли на народ и прекратить финансирование из бюджета. Эта тема остается актуальной в правительственных кругах и сегодня, в силу чего наступил очередной этап реформирования: передача в аренду предприятий ЖКХ с последующей передачей в концессию или в собственность частных лиц, минуя федеральный закон о приватизации. Уже одно то, что передача в частную собственность объектов ЖКХ производится противозаконным способом, говорит о том, что совершается очередное преступление перед народом, финалом которого будут разрушенные города и поселки. Уже сегодня в результате приватизации и первого этапа реформ ЖКХ в России заброшено более 3000 городов, 8,5 тысяч сел и поселков, а еще в 19 416 населенных пунктах нет населения, в 22 971 поселении проживают менее 10 человек.
Законодательная база ЖКХ является важнейшим пластом правового поля, ибо речь идет о сфере, касающейся каждого жителя, каждого гражданина, где реализуется их конституционное право на жилище, возможность получения бесперебойного энергоснабжения, водоснабжения, обеспечения комфортной экологической среды обитания и т.д.
В отрасли работает более 2,5 млн человек, около 34 тыс. предприятий обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами услуг население России. В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 16 499 управляющих компаний и 32 337 товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих 722 792 многоквартирными домами общей площадью 2 530 905 583 кв. м., а также более 9700 ресурсоснабжающих организаций.
ЖКХ занимает существенное место в экономике страны. Это не просто один из элементов экономики. Это один из самых существенных факторов, обуславливающих состояние национальной безопасности. Как структурный элемент экономики ЖКХ формирует 4,9% ВВП. Доля его основных фондов составляет более 28% от общего объема основных фондов экономики. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5,8 трлн рублей.
Годовой оборот отрасли ЖКХ в 2020 году составил 6,4 трлн рублей, 6% ВВП. Вот эти деньги и не дают покоя состарившимся приватизаторам первой волны.
***
В течение последних тридцати лет жилищно-коммунальная сфера постоянно деградировала. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 1990 гг. уходило 1,1% ВВП, то в 1997-м – уже 6%.
Нарастание износа требовало больше средств на ремонт, но дотации государства наоборот сокращались и к 2020 году составили 1,4% ВВП! Неплатежеспособными стали и граждане, и предприятия. Долги за коммунальные услуги выросли до 1,5 трлн рублей. За 2020 год общая сумма долга увеличилась почти на 90 млрд рублей. Из общего долга население задолжало 901 миллиард, бюджетные потребители – 48 миллиардов, прочие промышленные потребители – почти 432 миллиарда рублей.
Недофинансирование отрасли как из-за несвоевременного внесения платы за ЖКУ, так и из-за недостаточного привлечения инвестиций приводит к низким темпам замены изношенных коммунальных сетей.
К началу 2021 года, по данным Росстата, в замене нуждались 30,8% тепловых сетей, 43,5% водопроводных и 45,6% канализационных. При этом за прошлый год удалось заменить лишь 2% тепловых сетей, 1,1% водопроводных и 0,4% канализационных. Вот эти «черепашьи» темпы ремонта отстают от износа коммунальных сетей, которые переходят в разряд аварийных, и которых становится больше с каждым годом. Из-за этого не уменьшаются потери коммунальных ресурсов. Из-за изношенности сетей теряется 22,9% воды и 12,3% тепла.
Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 20 в середине 90-х гг. до 120 сегодня. Потери водопроводной воды в трубопроводах составляют от 30 до 45%. Как и теплоснабжение, водоснабжение не обходится без аварийности: по сравнению с теми же 90-ми годами, количество аварий на 100 км сетей выросло с 15 до 70. Все это является следствием изношенности основных фондов водопроводных сетей – на данный момент эта цифра достигает 45%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5–3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накапливанию износа и падению надежности. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует требованиям СанПиН. Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода (27,0 млн. куб. м) и 16% водопроводных сетей (73,6 тыс. км). Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%. Вся страна не только без водопроводной воды, воды нет и для сельского хозяйства, в 28 регионах идет процесс опустынивания!
Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн куб. м в сутки, протяженность же канализационных сетей населенных пунктов достигла 1 15,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25–30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Технологии очистки стоков громоздкие, малоэффективные и отстают от современных на 30 лет. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб. м в сутки. Изношенность канализационных сетей составляет на данный момент 40% и дальнейшего роста допускать нельзя, иначе фекальные воды будут разливаться по улицам и сбрасываться в водоемы без очистки.
По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование объектов коммунального хозяйства вместе с котельными и ТЭЦ, очистными сооружениями водопровода и канализации требуется до 40–50 трлн руб., в то время как из всех источников предусмотрено чуть более 1,5 трлн руб. в год. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т.е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой подход представляется принципиально неверным. Поскольку в стране 20 миллионов граждан проживают за чертой бедности, а половина населения имеет доходы менее 19 000 рублей в месяц и этот уровень с каждым годом падает. Народ загнали в долговую яму, долги банкам составляют 24 триллиона рублей!
С начала 90-х плата за коммунальные услуги (в количественном рублевом исчислении) выросла в 270 раз, в то время как доходы граждан, по официальным оценкам органов статистики, − всего в 150 раз. До 2012 года ежегодно в среднем по России жилищно-коммунальные тарифы возрастали более чем на 20% при официальной инфляции в 8–10%. Данные Госкомстата России показывают, что средний индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в каждом текущем месяце 2011 г. составил 107,3% по отношению к предыдущему месяцу. Долги населения предприятиям жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на середину 2021 года составляют более 461 млрд рублей и эти долги выросли на 21% по сравнению с 2019 годом. Таким образом, легко просматривается простая зависимость: чем ниже доходы населения, тем выше задолженность за услуги ЖКХ. Если к тому же принять во внимание, что население закредитовано на 24 триллиона рублей, то идея восстановления предприятий ЖКХ за счет средств населения становится просто утопической.
***
Предприятия ЖКХ на сегодняшний день находятся в кризисном состоянии, а за последние 30 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать, что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания, – тоже нет. И в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.
Программа реформирования отрасли в основном была построена на переходе к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг. За период с 1994 года уровень платежей граждан с символических 15% от полной стоимости жилищно-коммунальных услуг вырос в 2005 году до 100%-го уровня оплаты с учетом увеличения стоимости услуг в результате инфляции.
До 1997 года, когда началась реформа ЖКХ, фактические платежи населения составляли не более 30% от затрат на их производство и предоставление: в 1994 году 34% при установленном уровне 15%; в 2000 году 34% при установленном уровне 50%;
Техническое состояние объектов ЖКХ в связи с ограниченностью средств предприятий из года в год ухудшалось, обновление фондов, в том числе, и жилищного, осуществлялось темпами, не достаточными для их нормативного восстановления, на устаревших объектах применяются устаревшие технологии.
Дефицитность бюджетов разных уровней не позволяла юридическим и физическим лицам полностью оплатить предоставленные предприятиями жилищно-коммунального комплекса услуги.
Экономический курс, взятый в 1990-х годах на освобождение хозяев промышленных предприятий от функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, еще более усугублял вопросы финансовой обеспеченности содержания объектов ЖКХ. Коммуналка передавалась местным органам власти без финансирования.
Все это дало возможность забыть про нормативные сроки эксплуатации объектов и оборудования, забыт и плановый вывод из эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.
***
Для решения этой проблемы, еще будучи президентом, Д. Медведев призвал привлечь частные инвестиции для проведения модернизации в области ЖКХ. С тех пор эта бредовая идея начала всерьез осуществляться в России.
Согласно данным на начало 2015 года, 71% от совокупного платежа гражданина за жилищно-коммунальные услуги составляет плата за предоставляемые коммунальные услуги и 29% – плата за жилищные услуги. При этом большую величину в составе платы за коммунальные услуги составляет плата за отопление.
Для того чтобы реально обеспечить доступность коммунальных услуг для населения, необходимо учитывать способность населения их оплачивать.
Интегральный показатель успеха реформы – уровень платежной дисциплины. Если он существенно ниже 95% и убытки от недобора платежей невозможно компенсировать ни из тарифов, ни из бюджета, то бизнес в ЖКХ становится убыточным, а объекты ЖКХ деградируют от износа. Качество ЖКУ падает вместе с готовностью населения платить за них.
В России ограниченный платежеспособный спрос на услуги ЖКХ определяет не уровень их потребления, а уровень собираемости платежей, при практической невозможности снизить потребление ЖКУ в многоквартирных домах рост цен на ЖКУ ведет именно к снижению платежной дисциплины.
По оценке экспертов, существуют два порога способности населения платить за ЖКУ, переход за их пределы приводит к снижению уровня сбора платежей и роста дебиторской задолженности. Эти показатели характеризует долю расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в общей сумме среднего дохода.
Первый порог для среднего отношения (платеж за ЖКУ на уровне 7% дохода). Если этот порог превышен, то платежная дисциплина падает или снижается уровень комфорта. Чем значительнее превышение порога за 7%, тем значительнее снижение платежной дисциплины или уровня комфорта.
Второй порог для предельного отношения (платеж за ЖКУ на уровне 15% дохода). Если этот порог превышен, то никакие суровые меры по повышению собираемости платежей или по социальной поддержке населения не позволяют повысить платежную дисциплину. Этот порог – показатель для проектирования программ социальной поддержки.
Именно поэтому во всех странах мира поддерживается уровень жилищно-коммунальных платежей в рамках 6–11% дохода.
Из этого следует очень важная и простая практическая рекомендация: повышать тарифы на ЖКУ можно только до тех пор, пока платежи за ЖКУ не превысят 6–7% от среднего дохода населения и/или 15% от бюджета прожиточного минимума.
Главная задача реформы ЖКХ – не обеспечение 100% оплаты раздутых расходов, а обеспечение собираемости платежей на уровне 95%.
К примеру, средний чек платежей за коммунальные услуги в 2020 году составлял 3411 рублей в месяц. Если допустить, что это 7% дохода, то доход должен быть 48 728 рублей, а он у нас сложился – 35 361 рубль. Следовательно, ни о какой собираемости платежей не может быть и речи, в объеме реального дохода коммунальные платежи занимают 9,6%, а предельно допустимая норма – 22%, что вообще за гранью здравого смысла!
Надо сознавать, что услуги ЖКХ – одна из самых расходных статей семейного бюджета, «съедающая» в среднем от 15% до 45% доходов. В городах благоустроенные квартиры обходятся более 10 000 рублей в месяц! Кроме этого граждане оплачивают различные услуги, в том числе комиссию банков, которая в 2020 году составила 25 млрд рублей.
Снижение максимально допустимой доли платежей граждан за ЖКУ с 22% до 15% приводит к росту доли получающих субсидии с 20% до 30%, а платежная дисциплина повышается на 7%. Следовательно, снижение параметра максимально допустимой доли позволяет повысить собираемость платежей. А значит, поиск оптимального уровня максимально допустимой доли платежей населения за ЖКУ – это важнейшая задача в ходе реформы ЖКХ.
При собираемости платежей на уровне 95% доля задолжников составляет примерно 5–7% всех домохозяйств, и каждый задолжник неотвратимо может быть привлечен к оплате. При доле доходов на оплату ЖКУ в среднем доходе на уровне 15% доля задолжников составляет уже 30–40%, а с неплательщика может быть взыскана задолженность только с вероятностью 10–20%. В этом случае налаживание работы с задолжниками дает лишь ограниченный эффект.
Ежегодно предприятия ЖКХ недополучают от потребителей и бюджета 80–100 млрд руб. платежей, или почти 15% своих доходов. Это влечет за собой новый виток проблем: естественно, в этих условиях качество ЖКУ падает; снижаются параметры текущего содержания зданий и инженерных коммуникаций и не выполняется необходимый капитальный ремонт; жилые здания и коммунальные системы и объекты постепенно деградируют, а аварийность и затраты на аварийно-восстановительные работы растут по экспоненте. Вслед за ветшанием жилищного фонда падает стоимость такого жилья на рынке недвижимости, а также снижается его техническая безопасность. Необходимо остановить этот процесс, ибо обеспечение платежеспособности населения за ЖКУ – это важнейшая задача в ходе реформы ЖКХ.
Подводя итоги сказанному, отметим, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло с точностью до наоборот, заявленные цели не достигнуты. Передавать в частные руки объекты ЖКХ в состоянии полного разгрома с огромными долгами и убытками – это не рыночный подход, который кроме уничтожения этих предприятий ни к чему другому привести не может.
Тем не менее правительство продолжает вынашивать идею приватизации предприятий коммунального хозяйства. В данной идее у правительства появились помощники в виде беглой российской олигархии, которую выжимают за границей и которая готова вложить деньги в российские объекты ЖКХ. При этом ничто не мешает олигархии начать дело с нуля. Построить котельные, теплотрассы, разводящие сети водопровода и канализации, газифицировать целые города и поселки, оставшиеся без удобств по их же вине. Таким образом, построить своими руками и за свой счет конкурентную среду.
Так поступают коммерсанты везде! Но только не в России!
***
В России олигархи замыслили за бесценок, как в лихие 90-е, в обход закона о приватизации, завладеть предприятиями коммунальной сферы, чтобы решить проблему обогащения за счет убыточных предприятий ЖКХ.
Несомненно, что им известен предел 7%, без которого концы с концами не сведешь, вкладывать свои денежные средства в разбитые предприятий ЖКХ они тоже не собираются. Но есть другая схема, позволяющая сесть сразу на две шеи: государственную и народную. Эта схема называется государственно-частным партнерством или концессией предприятий ЖКХ.
Совет Федерации провел круглый стол и сделал вывод, что в сегодняшних условиях нельзя полагаться только на концессионные соглашения при модернизации коммунальной инфраструктуры. Представители регионов, в частности, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской и других областей, а также ведущие эксперты отрасли привели ряд примеров, когда проекты по привлечению инвесторов в эту сферу оказывались на грани провала: инвесторов трудно привлечь в малые города, где высокая стоимость капитальных вложений влечет за собой длительную окупаемость и риски невозврата средств инвестором, а значит, и нет гарантий вернуть вложенные в котельную или водопровод средства.
Но в последний день осенней сессии, перед Новым годом Государственная дума срочно приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Этот законопроект предусматривает передачу в упрощенном и первоочередном порядке в концессию предприятий жилищно-коммунального хозяйства арендаторам, которые уже арендуют это имущество. Иными словами, арендованные предприятия будут передаваться в концессию только арендаторам, не допуская иных желающих.
Казалось бы, а что здесь страшного, ведь все это уже делается на практике, ведь передача имущества идет не в собственность, а в концессию? Вот то и страшно, что в концессию! Если аренда водоканала или тепловых сетей осуществляется под полную ответственность и содержание арендатора, то концессия предполагает совместное ведение этого хозяйства, то есть государство или муниципалитет продолжают финансировать объекты ЖКХ, а концессионер теоретически обязуется инвестировать в это хозяйство средства, и затем получает сомнительную прибыль без увеличения тарифов. Но это по закону! А как на самом деле?
Пойдет ли бизнес, на такие условия, ведь в России он не привык нести затраты и в его уставе записано, что он создается для извлечения прибыли?
Пойдет! Уже идет!
В России идет «ползучая» приватизация коммунального хозяйства минуя закон о приватизации. По данным министерства строительства и ЖКХ по состоянию на 1 июля 2020 года доля организаций с государственным и муниципальным участием в сфере теплоснабжения составляет 36,9%, в сфере водоснабжения – 48,6%, в сфере водоотведения – 45,8%, в сфере управления многоквартирными домами – 5,9%. Куда делось все остальное?
Частная собственность прибирает к рукам коммунальное хозяйство России. Как только заберут все, отменят государственное регулирование тарифов и наступит январь 1992 года с гиперинфляцией в коммунальном хозяйстве.
По-другому не будет! Сам факт того, что государство, получая плату за услуги ЖКХ, не справляется с задачей содержания технически исправного состояния объектов ЖКХ, более того, все объекты (кроме города Москвы) находятся в аварийном состоянии и приносят огромные убытки, говорит о том, что в объекты ЖКХ надо вложить по предварительным подсчетам около 40 триллионов рублей, чтобы после этого получать крошечную прибыль!
В большинстве российских городов с 80-х годов сети не перекладывали, при том, что срок службы стальных труб – 25 лет, а полимерные тогда не применялись. По данным на март 2020 года, износ коммунальных сетей в среднем по России составил 58% при общей протяженности коммуникаций более 900 тыс. километров. В некоторых регионах доля ветхих коммунальных труб достигает 85%.
Но Гайдаровский форум как всегда учит другому: «Социальное предпринимательство уникально еще и тем, что всегда отвечает потребностям регионов. Если есть какая-то наболевшая социальная проблема, всегда появляется человек, который готов ее решить, в том числе с помощью бизнес-инструментов!»
Такой человек есть! Виктор Вексельберг! По сведению РБК, его Компания «Российские коммунальные системы» («РКС», входит в группу «Ренова») купила водоканал Пензы. Источник, знакомый с условиями сделки, сообщил что РКС заплатили за актив около 300 млн руб. Представитель РКС отказался раскрывать сумму сделки. Представитель администрации города Пензы тоже отказался от комментариев, сославшись на то, что сделка заключена между частными компаниями.
«Российские коммунальные системы» – крупнейший оператор водоснабжения и водоотведения в России. Компания работает в восьми регионах – Пермском крае, Амурской, Кировской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской, Пензенской областях и Республике Карелия. Выручка компании по МСФО за 2020 год составила 26,1 млрд руб. Как известно, основным бенефициаром структур ПАО «Т Плюс» (которые ранее назывались «КЭС-Холдинг») является Виктор Вексельберг. Эта структура опутала своими щупальцами девятнадцать регионов России. Именно в этих регионах и сложилась критическая ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, размеры ущерба могут быть сопоставимы с бюджетами этих регионов.
***
Дочерние компании ПАО «Т Плюс» обычно именуются «Х теплоснабжающая компания» («Свердловская теплоснабжающая компания», «Удмуртская теплоснабжающая компания» и т.п.) и присутствуют в следующих областях России: Владимирской, Ивановской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Ульяновской областях, в республиках Марий Эл, Мордовия, в Удмуртской и Чувашской республиках, а также в виде иных обществ в республиках Бурятия, Карелия, Коми и в Амурской области.
Компания контролирует более 18 тысяч километров тепловых сетей и обслуживает более 14 миллионов абонентов – физических лиц, а также 160 тысяч предприятий.
Все это хозяйство далеко не в аренде или концессии. К примеру, Амурский водоканал оказался в реестре РКС, но предприятие исчезло как ликвидированное. Акционерное общество «Екатеринбургская теплосетевая компания» образовано 1 июля 2016 года. В ее состав перешли расположенные в Екатеринбурге теплосетевые активы ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» (СТК), входящего в состав Группы «Т Плюс», и теплосетевые и генерирующие активы ЕМУП «Екатеринбургэнерго». Функции единого исполнительного органа в компании по договору управления выполняет компания «Т Плюс».
В Мордовии хозяйничает ПАО «Т Плюс» – крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, подмявшая под себя всю энергетику республики. Контролируется группой «Ренова». Модернизация тепловых сетей российской глубинки никогда не стояла в списке приоритетных задач ПАО.
В результате варварского хозяйствования частников оказалась практически разрушена коммунальная инфраструктура целых городов, были значительно завышены тарифы на поставляемое тепло. В Кировской области коммуналка подорожала в 2020 году на 7,6%, на теплоэнергию на 8,2%.
С 1 июля 2021 года на 14,9% выросли тарифы на услуги ЖКХ в Тюмени, в Казани установили пределы для роста тарифов на коммунальные услуги в 13%, в крупных населенных пунктах Татарстана – 9,2%.
В Тамбовской области рост тарифов ЖКХ в 2021 году составил 12,5%, при этом в областном центре на 15%. Уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения составляет порядка 70%. В замене нуждаются 3 158 км сетей, на что требуется около 9 млрд рублей.
В городе Тамбове в 2021 году пошли по пути передачи объектов водоснабжения и водоотведения в концессию на 30 лет с «РКС» (холдинг принадлежит олигарху Виктору Вексельбергу). Совокупный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение за первые годы превысит 70%. Инвестиции в основные фонды за период действия концессии составят 8,8 млрд руб. – это все деньги жителей Тамбова.
МУП «Тамбовтеплосервис» задолжало сотни миллионов рублей газовикам. Долг сформировался не по злому умыслу руководства предприятия, а прежде всего из-за долгов управляющих компаний, которые составляют 500 млн руб.
Схема работы частных компаний примерно такая. Головная организация – поставщик тепла. Ее дочерняя компания – сетевая. Деньги, собранные сетевиками, полностью передаются головной организации за тепло, не оставляя средств на ремонтные работы. На ремонт закладывается всего около 2% выручки. Инвестиционные условия не выполняются.
Результат просто замечательный! Увеличиваются потери тепла в сетях, растут убытки сетевых компаний, увеличивается покупка тепла, растут тарифы, а сетевое хозяйство приходит в аварийное состояние! После этого сетевую компанию банкротят, а аварийные сети достаются муниципалитету.
Это и есть цель реформы коммунального хозяйства?
В Липецкой области коммуналку оседлали ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» и АО «ЛГЭК». За шесть лет отопление подорожало на 31,23%. Цена одного кВт/ч за 5 лет выросла на 25,84%. За 2015–2021 годы холодная вода выросла в цене на 33,89%. Итого в среднем тарифы на ЖКХ за шесть лет поднялись на 30,3%.
***
Частные компании в сфере ЖКХ заинтересованы в получении высокой прибыли при сокращении затрат, вкладываемых в эту сферу. Износ инженерных сетей в Липецкой области достигает 80–90%. За последние два года коммунальных аварий произошло рекордное количество. В 2021 году прокуратура направила в следственные органы материалы проверки деятельности филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» по обеспечению бесперебойного теплоснабжения населения и оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В ведомстве сообщали, что в текущем отопительном периоде теплоснабжение жителей областного центра более 100 раз вынужденно приостанавливалось, в связи с аварийными ситуациями, «обусловленными халатностью должностных лиц ресурсоснабжающей организации при подготовке к отопительному сезону и исполнении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения».
К слову сказать, отдавать в частные руки жилищно-коммунальное хозяйство – это безумие! Неужели забыли, к чему привела приватизация промышленных предприятий? Приватизировать готовое хозяйство, а особенно изношенное, – это означает отдать его мародерам на разграбление! Тысячи благоустроенных в советское время сел и поселков, со всем набором коммунальных услуг, уже больше двадцати лет не благоустроены. Отопление дровами, вода ведрами из реки, и все это сделали «эффективные менеджеры» – арендаторы!
В городе Новосибирске под давлением ФАС большую часть теплоэнергетического хозяйства передали в аренду и концессию АО «СИБЭКО». Однако обязательства, предусмотренные концессионными соглашениями, не исполнялись, и пришлось через суд истребовать инвестиционные средства, за счет которых сегодня муниципалитет выполняет ремонт сетевого хозяйства, износ которого составляет 72%.
Десять лет назад в г. Астрахани тепловые сети были отданы в аренду «Лукойлу», с наивной надеждой, что богатая организация отремонтирует сети и все тепловое хозяйство. Однако «Лукойл» в первую очередь повысил тарифы в 2,5 раза, и потом пришлось 3 года судиться, чтобы расторгнуть договор. Но история не закончилась, она перешла в отдельно стоящий микрорайон города Астрахани Бабаевский, который обслуживала котельная большой мощности, построенная с расчетом на рост микрорайона. Но перестройка не дала развиваться микрорайону, и котельная стала затратной с высокими тарифами на коммунальные услуги. «Лукойл» построил в микрорайоне новую котельную, с экономичным оборудованием и оптимальной мощностью. Тарифы на услуги этой котельной были значительно меньшими и все с удовольствием и благодарностью «Лукойлу» переключились на их котельную, а старую котельную закрыли.
После этого «Лукойл» поднял тарифы выше, чем были у прежней котельной!
В Ахтубинском районе Астраханской области районный водопровод отдали арендаторам, которые выкопали трубы и сдали в металлолом!
Нельзя не отметить, что в Астраханской области за последние 15 лет 3 министра ЖКХ осуждены к тюремному заключению!
В Амурской области в городе Белогорске приватизирован водоканал. Учредитель – 1 человек, уставный капитал – 10 000 рублей, число сотрудников – 10 человек. Обман во всем! Ну и что можно ожидать от такой приватизации, если с самого начала предприятие основано на лжи и обмане?!
В г. Тольятти водоканал стал обществом с ограниченной ответственностью в системе РКС как Волжские коммунальные системы.
В Тульской области передали в аренду и концессию 21 объект коммунального хозяйства.
В г. Рыбинске Ярославской области отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение отдали частному бизнесу. В результате за последние 6 лет коммунальные расходы населения выросли на 204%. При этом на экс-главу «Северного водоканала» Г. Гаврюшина в 2021 году возбуждено уголовное дело о коррупции, мошенничестве и получении взятки. По факту мошенничества в особо крупном размере возбуждено уголовное дело на компанию подрядчика.
Также возбуждено уголовное дело на экс-директора МУП «Теплоэнерго» и нынешнего директора ООО «Рыбинская генерация» А. Потехина.
В Красноярском крае сферу ЖКХ обслуживают частные предприятия в основном со сложной и запутанной структурой собственников, что делает эту сферу чрезвычайно сложной и многовариантной.
Со второго полугодия 2022 года рост тарифов в отношении большинства ресурсоснабжающих организаций края составит 4%. Но цена на тепло в Красноярске вырастет на 6,3%, в Канске – на 7,3%. Сейчас стоимость 1 Гкал в Красноярске составляет 18 965,42 рубля, что будет после повышения с учетом продолжительной зимы?
Напрямую с людьми работают сбытовые компании. Их в крае около десятка.
Вокруг отрасли ЖКХ в Красноярском крае регулярно вспыхивают скандалы. Краевая прокуратура обнаружила, что со счетов УК «ЖСК» было выведено 1,2 миллиарда рублей на счета московского АО «СИБ» – фирма с московской пропиской стала собственником ЖСК в январе 2019 года. А уже к осени 2019 года УК «ЖСК» оказалась на грани банкротства, задолжав ресурсникам почти миллиард рублей.
Частник пришел в систему ЖКХ с полным набором схем беззастенчивого воровства и коррупции не только в среде бизнеса, но и в среде граждан-потребителей. Смена собственника коммунальных предприятий зачастую сопровождается рассылкой извещений добросовестным потребителям с указанием задолженности по оплате платежей на десятки тысяч рублей. И ни в чем не повинные люди должны бросать все дела и доказывать в судах свою правоту. Этот коммунальный террор неоднократно приводил пожилых людей к смерти!
***
В борьбу за приватизацию коммунального хозяйства вступил «Росводоканал», компания в системе консорциума «Альфа-Групп», которую контролирует компания ABH Financial Limited, которая в свою очередь принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании ABH Holdings, в которой 77,07% акций владеют бизнесмены Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Как все офшорные клиенты, компания постоянно трансформируется и в дальнейшем, по данным Википедии, материнской структурой консорциума стала гибралтарская CTF Holdings Ltd., которая через цепочку офшоров контролирует активы «Альфа-Групп». При этом есть некоторые данные, что более 40% CTF Holdings принадлежит непосредственно Михаилу Фридману.
Компания с такой «родословной» не может приходить в отечественный бизнес с благородной целью. Ее зашифрованная биография сама за себя говорит, что хлопот с ней будет немало!
Давление на олигархию за рубежом вынуждает ее находить источники дохода внутри России. И теперь они поудобнее усаживаются на шее российского народа, а Государственная дума им в этом помогает!
Борьба за убыточные предприятия – это не сумасшествие! Это грамотный подход ограбления государства на основе государственно-частного партнерства. То есть олигархия будет только управлять коммунальными предприятиями, а оплачивать эксплуатацию и ремонт будут государство и граждане России. При этом коррупционные схемы позволяют государству платить как можно больше (и депутаты будут с удовольствием утверждать бюджет), не подозревая, что эти деньги пойдут не в коммунальное хозяйство, а в карман олигархии. Нынешнее издевательство олигархии над коммунальным хозяйством – это не что иное, как психологическая атака – платите или будем издеваться!
Но в ЖКХ не только издевательство! Бизнес пришел в эту сферу со своими понятиями. Здесь в полной мере осуществляется принцип хозяйствования, который был предсказан К. Марксом полтора века назад: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли». Бесконечное реформирование системы ЖКХ и неконкретность принятых законов, регулирующих отношения в этой отрасли, привели к массовым нарушениям, злоупотреблениям и прямым хищениям, особенно в сфере финансов ЖКХ.
За 9 месяцев 2020 года подразделениями органов внутренних дел выявлено свыше 3 тысяч преступлений, из которых более половины коррупционной направленности, размер причиненного ущерба составил почти 3 миллиарда рублей.
Органами прокуратуры Саратовской области выявлено более 8,5 тыс. нарушений федерального законодательства, с целью их устранения принесено 172 протеста, направлено 726 исковых заявлений, внесено 3341 представление, по результатам рассмотрения которых 2732 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 328 – к административной, объявлено 260 предостережений.
Общая сумма ущерба, установленная прокурорами в 2020 году, составила свыше 280 млн рублей. Выявлены факты хищений денежных средств, а также их присвоения.
В сентябре 2016 года топ-менеджеры «Т Плюс» Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер стали фигурантами громкого уголовного дела. Их обвиняли в даче взяток высшим должностным лицам Республики Коми. Речь шла о 800 миллионах рублей. По версии Следственного комитета РФ, с 2007 по 2014 год подозреваемые платили местным властям за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию. Кроме того, чиновники получали мзду за то, что позволяли тепловикам на протяжении многих лет не вкладывать средства в модернизацию объектов энергосбережения Воркуты.
В итоге ветхие сети эксплуатировались с 18-процентными потерями тепла, а жители исправно оплачивали некачественные услуги. Собираемость платежей, по данным местной прокуратуры, составляла 90%. Чистая прибыль теплоэнергетиков в Коми за 2015 год составила почти 2 миллиарда рублей. Не обошлось в деле и без фактов незаконного вывода денег за границу. Через сервисные компании «Т Плюс» отправил на офшорные счета вексельберговской «Реновы» более 99 миллиардов. 41,2 миллиарда из них, согласно обязательствам, вмененным собственникам ТГК после распада РАО «ЕЭС», должны были пойти на строительство генерирующих мощностей. В августе 2017-го Ольховика и Вайнзихера выпустили из СИЗО, где они находились меньше года, под домашний арест, а в октябре 2018-го и вовсе отпустили под подписку о невыезде.
***
Так будет везде, где частный бизнес придет к управлению коммунальным хозяйством!
Как считают эксперты, около 30% компаний имеют основной заработок не от оказания жилищных услуг гражданам и управления многоквартирным домом, а от прокрутки средств жителей на счетах, которые те исправно в срок платят за все услуги.
Все это правительственные чиновники стремятся узаконить, соблазняя всех конкуренцией, инвестициями и реформами.
Бред! Ничего этого быть не должно. Во-первых, кто сказал, что в объекты ЖКХ не надо вкладывать бюджетные средства? Бюджетные средства принадлежат народу – это наши налоги, это наши деньги и должны работать на народ. В стране 130 триллионов рублей денег вывезено за рубеж, за последние 2 года вывезено 600 тонн золота и деньги в страну не возвращены, так что деньги есть, достаточно не вывозить их за границу!
Во-вторых, коммунальное хозяйство не должно приносить прибыли. Эта общественная отрасль должна очень экономно расходовать средства на текущее содержание хозяйства, на ремонт и полное восстановление. Никому никаких доходов от этой отрасли не должно быть в принципе, поскольку эти доходы оплачивает наше население из нищенских заработков.
В коммунальном хозяйстве не должно быть конкуренции – это величайшая глупость, поскольку отрасль работает без прибыли, а бороться за управление не имеет смысла. К тому же никогда не было и нигде вы не найдете, чтобы к одному дому было подведено две теплотрассы и три водопровода для выбора жильцами. Во всем мире коммунальное хозяйство принадлежит муниципалитетам и служит для обеспечения жителей коммунальными услугами, а не для наживы отдельных лиц.
Коммунальные предприятия не должны платить налогов, поскольку работают на деньги граждан, с которых уже уплачены все налоги, а двойное налогообложение не допускается.
Если правительство хочет сделать коммунальное хозяйство самодостаточным, то нужно, прежде всего, повысить среднюю зарплату всем работающим до уровня Евросоюза, а это 152 240 рублей в месяц. И это немного! Эта зарплата была выстроена рыночными отношениями в процессе эволюции и только такая зарплата позволяет людям своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги и другие платежи. Снижение этого уровня неизбежно приведет к недофинансированию того или иного предприятия и оно прекратит свое существование. Но, к сожалению, это понимание идет очень долго до руководства страны!
Комментарий редакции: «Реформирование» ЖКХ на коммерческий лад вышло народу боком. «Рыночники» сперва обещали, что при коммерциализации жилищно-коммунальной отрасли якобы возрастёт качество оказываемых услуг, уменьшиться объём кварплаты. Но вышло всё иначе. Ведь частник, ориентирующийся на погоню за прибылью, всегда будет драть три шкуры с населения. Никакими мерами невозможно унять управляющие компании. Правительство столько вливает средств в данные структуры, а деньги расходуются куда угодно, но не ради модернизации инфраструктуры. Народ всё платит и платит, а толку нет. Так что национализация управляющих компаний, внедрение централизованного государственного планирования отраслью, от работы которой зависит жизнь соотечественников, решит острую проблему.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.