Эта звезда не погаснет

Эта звезда не погаснет

Ушла от нас Зинаида Кириенко, великолепная актриса, воплощавшая в своём творчестве золотое время советского кино. Она прожила долгую, счастливую жизнь, неотъемлемую от глубокой коренной привязанности к своему Отечеству. Русская по крови — она была русской и в своём искусстве. И это завоевало ей признательную всенародную любовь.

Её растила и пестовала обычная семья Ивановых — большая, дружная материнская семья, которую судьба забросила в Дагестан. Война не пощадила эту семью, оставив в неокрепшем детском сознании боль утраты.

Способность глубоко чувствовать, сопереживать, образно мыслить определила её жизненный путь. «Я выросла на великих фильмах, говоривших о силе любви и человеческого духа. Искусство было нужно людям как хлеб, — вспоминала потом народная артистка. — Цену хлеба я хорошо знала: мама работала директором элеватора. А цену искусства я постигала в битком набитых кинозалах, где люди, затаив дыхание, внимали экрану».

Быть такой, как Тарасова или Марецкая, отвечать своим искусством на всенародную тягу к справедливости — это представлялось ей недостижимым счастьем. В ту пору она ещё не знала своих «козырей», не понимала, что она красива, темпераментна, что у неё есть певческий голос, она чувствовала только одно: у неё есть сердце.

Зинаиде Кириенко необыкновенно повезло: на вступительных экзаменах во ВГИК на неё обратила внимание Тамара Фёдоровна Макарова. Узнав, что девушку зачислили «условно» — без стипендии и общежития, — она предложила ей приехать на будущий год, когда курс будет набирать Сергей Аполлинариевич Герасимов. Так определилась её артистическая судьба.

Школа Герасимова — это была высокая марка. Режиссёр и педагог, он придавал большое значение совместному воспитанию будущих актёров и режиссёров, ставил перед ними большие творческие задачи, растил их на высокой классике. Творческая мастерская, в которой училась Зинаида Кириенко, получила из рук мастера великий роман Шолохова «Тихий Дон», чтобы, овладевая секретами творчества, одновременно расти духовно, открывать для себя мир больших идей и чувств. С первых лет обучения будущие актёры присматривались к ролям шолоховских героев. Но Зинаиде Кириенко казалось, что её стезя — современная действительность: недаром же Герасимов ещё на первом курсе дал ей роль Надежды в короткометражном фильме, который он снимал для международного проекта — большого киноальманаха, посвящённого молодому поколению, только вступающему в жизнь. Это была хорошая школа для начинающей актрисы: ей предстояло понять, что звучащее слово — тоже образ, и донести это понимание до зрителя. В центре действия был страстный монолог, в прямом смысле речь девушки, уезжающей на целину. Эту труднейшую задачу юная актриса решила благодаря своему уважению и доверию к звучащему слову, пониманию богатства родной речи. Это был смелый шаг к подлинному искусству, к воплощению на экране больших идей и мыслей. Посмотрев «Надежду», выдающийся режиссёр Александр Довженко предложил начинающей актрисе одну из главных ролей в фильме «Поэма о море», в котором поднимались философские вопросы строительства нового мира и воспитания человека труда.

Но самая главная её роль была ещё впереди. Сыграв Наталью в трёхсерийном «Тихом Доне», поставленном Герасимовым по роману Шолохова, Зинаида Кириенко заявила о себе как о вполне сформировавшейся творческой личности. Режиссёр не стремился в точности идти за писателем в трактовке этого образа, он хотел контраста при сопоставлении двух героинь: властная, сильная Аксинья и нежная, тихая Наталья. И актриса с удивительной проницательностью воплотила его замысел. Пожалуй, в более поздних экранизациях романа исполнительницы этой роли подошли ближе к тому, что написал Шолохов, но в сознание миллионов зрителей навсегда вошла та Наталья, которую сыграла Зинаида Кириенко, — другой и быть не могло.

Так к начинающей актрисе пришла настоящая слава. Она стала востребованной нашим кинематографом, вступившим в период подъёма. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука, воплотившего на экране рассказ Шолохова «Судьба человека», не обошёлся без Кириенко. В образе Ирины, жены Андрея Соколова, солдата Великой Отечественной войны, воплотились стойкость, сила духа, казалось бы, обыкновенной, ничем не примечательной женщины.

Актрису привлекали драматические, но при этом резко характерные роли: в экранизации толстовских «Казаков», в фильме «Сорока-воровка» по повести А.И. Герцена искало выхода её артистическое дарование.

Как ни грустно это, надо признать, что кинематограф не воспользовался в полной мере теми возможностями, которые предоставлял талант этой актрисы. Она не умела и не хотела добиваться своего «места под солнцем». Она была счастлива иначе — в своей семье, с любимым мужем и детьми. Концертная деятельность, встречи со зрителями приносили ей творческую радость: каждая такая встреча превращалась в мини-спектакль. Она не искала ролей, но роль её нашла: режиссёр Евгений Матвеев пригласил её сыграть героиню в многосерийной экранизации романов Петра Проскурина «Любовь земная» и «Судьба».

Жизнь и судьба простой русской женщины Ефросиньи Дерюгиной позволили актрисе воплотить на экране всё, что осталось недоговорённым, нераскрытым в других фильмах о нашей советской жизни. Актриса не раз с энтузиазмом бралась за воплощение характера современницы — и каждый раз не хватало серьёзной драматической основы. Теперь, получив глубокий литературный материал, она прожила жизнь своей героини с полной отдачей всех своих душевных и творческих сил.

Зинаида Михайловна была открытым, искренним человеком, не способным на лицемерие. Играть для неё — значило говорить правду. И зрители чувствовали это, отвечали ей благодарной признательностью. Она не любила, когда её называли звездой, говорила, что в этой «звёздности есть что-то искусственное». Она просто светила людям — и свет этот остался с нами.

Лариса ЯГУНКОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *