По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Анатолий Никитин
Это восклицание прозвучало несколько лет назад в разговоре двух пенсионерок. Оно мне показалось тогда довольно редким, остроумным, и я постарался его запомнить. Но особых усилий для этого не потребовалось, поскольку в наши дни так в сердцах выражаются пожилые люди сплошь и рядом. Действительно, только по телевидению объявят о том, что правительство страны озаботилось жизненным уровнем наших граждан и решило прибавить пенсию на столько-то процентов, как цены в магазинах тут же вырастают ещё больше.
Вот и в этом январе в великих трудах министры вместе с депутатами-«единороссами» нашли радикальное, как им показалось, решение об увеличении пенсии аж на 8 да ещё на 6 десятых процента. Не будем особо указывать на то, что это гораздо меньше прошлогодней инфляции, при которой стоимость картошки выросла в полтора раза, а капуста стала дороже вдвое. Лишь подчеркнём, что уже в январе цены стали подниматься вверх; подорожали макароны, рис, сосиски, творог, гречневая крупа. Как бы в ответ на прибавку к пенсии руководство принадлежащей французам компании «Данон» объявило, что с февраля стоимость их молочной продукции повышается на 10%. По прогнозу специалистов, до конца марта рост цен на их продукцию составит 17%. Есть также мнение, что в течение февраля на 20% могут подорожать кондитерские изделия и на 30% — хлеб. Вот так: прибавку ещё не получили, а за продукты уже приходится отсчитывать больше этой прибавки. Как тут не согласиться с выработанной горьким опытом народной мудростью.
Да, тема роста цен на продукты питания хотя и всегда была ходовой в средствах массовой информации, в наступившем году выходит, пожалуй, на первое место, становится чуть ли не важнее коронавируса. Во многих печатных изданиях и на сайтах интернета делаются попытки выяснить причины наблюдаемого явления. Есть обширные статьи, где приводится целый список таких причин. Факторами роста цен называют плохую погоду и недобор урожая в некоторых регионах, сговор производителей и продавцов; ссылаются на мировую конъюнктуру, обвиняют при этом Китай в массовой скупке зерновых.
Примечательно, что и в телевизионных передачах, и в разговорах городского населения нередка мысль, что в первую очередь в росте цен виноваты сельские труженики. Это, мол, они, колхозники и фермеры, свои молоко, картошку и яйца стараются сбыть подороже — так думают сегодня многие. А вот один из фермеров на сайте интернета жалуется, что он затратил при выращивании картофеля почти 30 рублей на килограмм, а закупщик даёт только 25. Придётся, заключает он, на будущий год или уменьшить площадь, или вовсе отказаться от картошки.
Почему же так дорого обходится сельскому труженику выращиваемая им в поте лица продукция? Попытаюсь на примерах работы конкретного предприятия — колхоза имени Ленина нашего района — выяснить это и найти действительные причины удорожания продуктов.
В сентябре прошлого года, когда началась здесь массовая продажа картофеля нового урожая, я спросил заместителя председателя колхоза по сбыту, почём они отдают клубни на загружаемые фуры. И очень удивился ответу: по 25 рублей за килограмм. «Да ведь это сразу на 10 рублей больше, чем в 2020 году, — обрадовался я, — при такой цене хозяйство получит теперь большую прибыль». — «Да какая там прибыль, — возразили мне, — хорошо бы хоть чуть-чуть окупить затраты». И дальше пояснили, что если цена продажи выросла с 15 до 25 рублей, а это чуть больше, чем в полтора раза, то затраты колхоза при этом увеличились с 12 до 23 рублей, а это уже почти в два раза. С килограмма имели прибыль 3 рубля, а сейчас только 2. Вот так! Колхозу за все его труды, за то, что пахали, сажали, обрабатывали поля, убирали, сортировали и грузили 30-тонные рефрижераторы, — 2 рубля, а если в магазине наша картошка стоит 45 рублей, значит, 20 рублей, то есть в 10 раз больше, — закупщикам, перекупщикам и прочим далёким от поля нахлебникам.
Возникает вопрос: почему же так выросли затраты? Спрашиваю об этом колхозного инженера по снабжению и узнаю, что за ценами на новую технику и запасные части, на удобрения и химикаты — в общем, на всё, что колхоз вынужден покупать, — просто не уследишь. «Выезжаешь утром за покупкой какой-то техники с мыслью об одной цене, — говорит он, — а пока доедешь, оформишь, цена уже другая». Вот и приходится колхозу платить каждый год за искомый товар в два, а за иной и в три раза больше, чем в минувшем.
И так за всё время правления капиталистического рынка.
Вот какой получается, по-моему, интересный расчёт. Те килограммы и литры продукции, которые в конце советского периода колхоз продавал в копейках, в прошлом году стоили ровно столько же рублей. Например, картофель — 15, молоко — 25 соответственно копеек и рублей, то есть номинально выручка от колхозной продукции выросла в 100 раз. А вот то, что колхоз покупает, к прошлому году выросло в 1000 раз: стоило в советское время в тысячах, стало — в миллионах. Так, трактор стоил 5 тысяч, стал 5 млн, комбайн — 6 тысяч и столько же миллионов. Многие ещё помнят: и тогда мы, колхозники, жаловались, что плохо живём, что недостаточно, как нам казалось, государство вкладывает средств в сельское хозяйство. Теперь, выходит, стало в 10 раз труднее. А в этом году соотношение сельскохозяйственной и промышленной продукции стало для колхоза ещё хуже — зерновой комбайн «Ростсельмаш» предлагает теперь не за 6, а уже за 10 млн рублей. Советские кормоуборочные комбайны стоили несколько тысяч рублей, сейчас за ростовский агрегат надо платить 15 млн, а за такой же комбайн из Германии — 30 млн рублей. Это сколько же надо продать колхозной картошки, чтобы хватило на такую покупку!
В последнее время министры и депутаты-«единороссы» стали постоянно говорить о том, что правительство страны очень много делает для поддержки сельского хозяйства, что в отрасль вкладываются крупные государственные средства. Посмотрим, в каком объёме эти вклады выглядят на самом деле. Да, выделяется колхозу субсидия при покупке техники: полтора миллиона рублей за ростовский комбайн колхоз получил. Но заплатил-то 8 с половиной, более 800 тонн зерна отсыпал при этом. Можно ли считать помощь госбюджета в 15% достаточной? Конечно, нет, неплохо бы оплатить хоть половину. Получает хозяйство бюджетные средства при продаже высокоурожайного зерна и элитных тёлочек. Но если все получаемые деньги рассчитать на гектар пашни, то получится только 5 тысяч рублей. Чтобы оценить, много это или мало, можно привести другую цифру: в среднем по странам Евросоюза, где природные условия для ведения сельского хозяйства гораздо благоприятнее, чем у нас, дотации из госбюджета составляют 800 долларов, или 60 тысяч рублей, на гектар. Ещё лучше условия для сельского хозяйства в США, а там помощь фермерам ещё больше. Так что помощь от государства нашему колхозу и в целом селу совсем мизерная, все условия тут диктует рынок.
Отсюда вывод: не колхоз виноват в росте цен на молоко и картошку. Он самое большее прибавляет при продаже своей продукции, и то вынужденно, какие-то проценты, а за то, что покупает, ему приходится платить больше в разы. Виноват неуправляемый, неконтролируемый рынок. При таком рынке, при многих его прочих свойствах, самое главное — богатые становятся ещё богаче, а бедные — нищают. В 90-е годы прошлого века в массовом сознании закрепилось выражение «бандитский капитализм». Можно согласиться, что сейчас стрельбы стало меньше, бандитизма, как прежде, нет. Но вот то, что капитализм у нас в стране грабительский, этого не отнимешь.
Общий вывод таков: сохраняющийся у нас с 1990-х годов капиталистический рынок губит российское сельское хозяйство. Надо принимать срочные меры по регулированию отношений аграрного, промышленного и торгового секторов, по ликвидации сложившегося в стране ценового диспаритета и поворачивать на путь социализма. Соответствующую агитационно-пропагандистскую работу надо энергичнее проводить и нашему партийному активу.
Комментарий редакции: Получается, что любая прибавка к зарплатам и пенсиям представляется бессмысленной. В условиях всплеска инфляции сколько народу не прибавляй, позитивного результата не предвидится. Более того, правительство, находясь в плену неолиберальной доктрины, категорически не желает заниматься системным государственным регулированием ценообразования. А воплощение в жизнь данной идеи могло бы облегчить социальное положение большинства россиян. Но поскольку сейчас правит бал олигархия, стремящаяся к погоне за барышами, то любые идеи регулирования экономики, социальной справедливости отметаются правящим режимом. В силу своих классовых соображений верхи не пойдут на осуществление левого поворота. Но народ России активно выступает за смену модели развития. И рано или поздно выбор в пользу социализма обязательно будет сделан.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.