Вспомнили и про трамвай

Вспомнили и про трамвай

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Татьяна Офицерова

Строительство и ЖКХ. То, как работают сегодня эти жизненно важные сферы, депутаты Госдумы обсудили с вице-премьером Маратом Хуснуллиным на «правительственном часе» 16 февраля.

Разговор был долгим и обстоятельным. Чиновник начал свой доклад с тех национальных целей, которые предстоит достигнуть до 2030 года. Каждый пятый квадратный метр жилья должен стать новым (то есть 80% жилья останется старым). Ежегодно на улучшение жилищных условий смогут рассчитывать не менее 5 миллионов семей, конечно, преимущественно тех, которые материально благополучны. По законам рынка беднякам, а в их числе немало бюджетников, дорога в жилищный рай, за редким исключением, заказана. В лучшем случае, что им светит — это арендное жильё. Вопрос развития института некоммерческого найма сейчас и обмозговывает комитет Госдумы по строительству и ЖКХ.

Правительство намерено к 2024 году сделать «скатертью» 85% дорог в крупнейших агломерациях и не менее половины — в регионах. Реализуется мегапроект «Европа — Западный Китай», предполагающий развитие железных дорог, аэродромов и пр. В рамках этого проекта планируется за три года протянуть автотрассу длиной 1600 километров от Москвы до Екатеринбурга. Сейчас работы ведутся на участке Казань — Екатеринбург, а дальше дорога проляжет до Челябинска и Тюмени, пройдёт через Новосибирск и, перекинувшись через Монголию, достигнет Поднебесной. «По сути, это второй БАМ, который охватывает всю Сибирь и Дальний Восток», — поделился с депутатами грандиозностью планов правительства вице-премьер.

А теперь о проблемах. Программа ликвидации аварийного жилья, несмотря на её опережающее финансирование, не успевает за темпами естественного старения. За шесть последних лет, с 2017 по 2021 год, объём аварийного жилья прирос на 13 миллионов квадратных метров. И дальше процесс обветшания будет идти приблизительно с такой же скоростью: по 2 миллиона квадратных метров в год.

Потихоньку оправляются от краха своих надежд обманутые дольщики. Два года назад их было 200 тысяч человек, сейчас — 129 тысяч, из них 72 тысячи взял под своё крыло Федеральный фонд обманутых дольщиков, а 57 тысяч отданы под покровительство регионов. При этом 2 или 3 тысячи граждан не попали ни туда ни сюда. Это те, кто купил нежилые помещения в новостройках. Чтобы им помочь, должны засучить рукава законодатели. Хуснуллин рассчитывает, что к 2024 году проблемы обманутых дольщиков не будет — «при принятии решения о финансах», сделал оговорку зампред правительства.

Угрозой для развития жилищного строительства вице-премьер считает высокую ключевую ставку. За полтора года Центробанк поднял её в два раза: с 4,25% в июле 2020 года до нынешних 9,5%.

Но настоящей головной болью является сфера ЖКХ. Износ коммунальных сетей в целом по стране составляет 80%. На их реконструкцию нужно 4 триллиона рублей. Деньги, выделяемые из бюджета и из ФНБ, позволяют лишь точечно закрывать проблемы. Но должно быть системное решение. Свои нормативные, финансовые и организационные предложения правительство собирается в ближайшее время обсудить с участием регионов на Президиуме Госсовета.

Обостряется проблема обеспечения жильём детей-сирот. Их сегодня 299 тысяч, и ежегодно численность этой категории граждан увеличивается на 8 тысяч человек. В стремлении найти выход из тупикового положения депутатский корпус проявляет завидное единство, заметила Нина Останина. Но одного желания мало. Что предлагает правительство? С этого года полномочие по обеспечению детей-сирот жильём перешло от министерства просвещения к минстрою. Цена вопроса — 300 миллиардов рублей. Если сопоставить с тем, сколько денег тратится из бюджета на жилищные проблемы, а это 10 миллиардов рублей, то сумма представляется внушительной.

По мнению М. Хуснуллина, надо подходить дифференцированно к вопросу софинансирования. Сейчас действует норма: 82% средств выделяет федеральный бюджет, 18% — региональный. Но все регионы разные. У некоторых, как, например, у Еврейского автономного округа, объём средств, необходимый для обеспечения жильём детей-сирот, составляет пятую часть всего бюджета. Для таких регионов — это космические цифры. А в 1120 российских городах за последние 10 лет не построено ни одного дома.

В общем-то никаких идей, кроме как поработать над проблемой вместе с законодателями и региональными властями, от вице-премьера не прозвучало. И самое главное, что можно было понять из ответа, — это намерение пересмотреть учёт очередников. Это касается и тех, кто рассчитывает на получение социального жилья. Зачастую, мол, оказывается, что очередник таковым вовсе и не является, поскольку стоит в разных программах. Конечно, менее нуждающимся человек от этого не становится. Но то, что нужно создать единую базу очередников, бесспорно. И такую задачу правительство ставит пред собой.

Ренат Сулейманов выделил две другие проблемы, которые, по его мнению, без принятия государственных программ не решить: это строительство метро в городах-миллионниках и реконструкция коммунальных сетей. О последней уже говорилось. Что касается подземки, в России всего семь действующих метрополитенов. За последние 10 лет в Москве построено 100 станций, в Санкт-Петербурге — восемь, в Казани — три, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге — по две, в Новосибирске и Самаре — по одной. «Нельзя ли устранить эту диспропорцию?» — спросил депутат, заметив, что ни один регион, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не может позволить себе финансировать строительство метрополитена.

Ответ вице-премьера несколько озадачил: метро есть смысл строить только в том случае, если в час пик пассажиропоток составляет 20 тысяч человек в час. А под эти параметры попадают только Москва и Санкт-Петербург. В остальных городах строительство подземки экономически невыгодно. Сегодня принято решение достроить в региональных центрах те станции, которые уже начали сооружать. И на этом поставить точку.

«Надо развивать рельсовый наземный транспорт, — считает М. Хуснуллин. — Трамвай везёт в час 10 тысяч пассажиров. Он выгоднее подземного метро». Вспомним, как с конца 1990-х вслед за закрытием промышленных предприятий повсеместно умирал трамвайный транспорт. Шахты, Архангельск, Астрахань, Карпинск, Иваново, Рязань, Воронеж, Тверь, Дзержинск, Тюмень, Курган, Владикавказ, Благовещенск, Пермь… Список городов, откуда исчез трамвай, можно было бы продолжить. О конкретных решениях по его возрождению правительственный чиновник ничего не сказал.

Депутат от Москвы Денис Парфёнов, анализируя то, как развивается в Москве строительный бизнес, пришёл к выводу, что в столице и во многих других крупных городах строительная отрасль стала представлять собой классическую олигополию. Этим объясняется рост цен на жильё и страдает качество. Интересы бизнеса превалируют над интересами горожан. Уничтожаются зелёные зоны и вырубаются леса, захватываются земли предприятий, научных организаций, застраиваются особо охраняемые природные объекты. Таких «горячих точек» по Москве немало: эстакада между Дегунином и Алтуфьевским районом, Троицкий лес, Лосиный остров, Битцевский лес, Косинские поля, Тимирязевская академия. Какие меры принимаются по борьбе со строительной олигархией, чтобы сделать отрасль менее хищнической и более социальной? — спросил депутат.

Ответ М. Хуснуллина был противоречивым. Он заявил, что строительная отрасль — одна из самых немонополизированных: 90% работ выполняется мелким и средним бизнесом. В то же время происходит укрупнение бизнеса. И вице-премьер не видит в этом ничего плохого. «Мы не можем решить жилищную проблему только лишь мелким и средним бизнесом», — сказал он, имея в виду Москву. Но государство, считает он, не должно вмешиваться в рынок. Этим постулатом лет 30 назад один известный деятель по растаскиванию госсобственности пытался успокоить встревоженный народ. И тревоги, как показало время, были ненапрасными.

Выступивший от фракции КПРФ первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Роман Лябихов заметил, что у нас, как известно, есть две России. Одна — в мегаполисах и крупных городах, другая — на всей остальной территории страны. В одной строится жильё, благоустраиваются дворы, течёт из крана чистая вода. В другой — всё иначе. Значит, рынок не может отрегулировать, как бы этого ни хотелось?! Всего 9% регионов вошли в программу комплексного развития территорий. Оказалось, как сообщил М. Хуснуллин, не была подготовлена проектно-сметная документация.

Во многих регионах буксует программа расселения из аварийного жилья. В их числе такие крупные центры, как Краснодар, Омск, Томск. У них нет средств на софинансирование. Надо снижать порог для вхождения в программу, считает депутат.

Одной из острейших проблем Роман Лябихов считает проблему стоков. В средних и малых городах коллекторы изношены на 100%. В лучшем случае идёт механическая очистка, о биологической, химической — и речи нет. В прошлом году в Таганроге в результате прорыва коллектора погибли 11 рабочих. Нужна программа по очистке стоков и полноценное финансирование из федерального бюджета, заметил парламентарий.

Марат Хуснуллин подтвердил, что проблема стоков — очень серьёзная. Если водо-, тепло- и электроснабжение ещё можно развивать с помощью инвестиций, то для очистки стоков источников финансирования нет. Ещё более сложная ситуация с ливневой канализацией, заметил вице-премьер. Принято решение «потренироваться» на очистных Черноморского побережья Кавказа, подготовить единую программу очистки стоков для Краснодарского края и Крыма.

Депутат Роман Лябихов выразил также обеспокоенность реализацией программы по оздоровлению Волги, в которую сбрасывается 40% всех стоков. В программу входят лишь 16 из 38 регионов, сбрасывающих стоки в крупнейшую реку страны. И создаётся абсурдная ситуация, когда одни регионы, выделяющие деньги из своих бюджетов на софинансирование этой программы, очищают стоки, а находящиеся выше по течению — нет. Позиция фракции КПРФ: программу по оздоровлению Волги, действующую до 2025 года, надо продлить до 2035 года и увеличить её финансирование. Сейчас правительство рассматривает возможность её продления до 2030 года.

Фракция КПРФ обратила особое внимание правительства на состояние российского села, где сходятся воедино все социальные, экономические и демографические проблемы. Их решение во многом возложено на программу развития сельских территорий, которая также испытывает острый дефицит средств. Депутаты-коммунисты, активно участвующие в реализации этой программы, готовы и дальше держать руку на пульсе российской глубинки.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *