23 марта в Государственной думе состоялся «правительственный час» с заместителем председателя правительства Александром Новаком, где обсуждались актуальные вопросы развития топливно-энергетического комплекса.
Доля ТЭК в ВВП страны составляет 25,5%. При этом Россия является крупнейшим экспортёром энергоресурсов. Пятая часть всех энергоресурсов, поступающих на мировой рынок, идёт из России. Говоря о нынешней ситуации, Александр Новак заявил: «Очевидно абсолютно, что без российских углеводородов на газовых и нефтяных рынках случится коллапс».
Вопросы развития энергетики тесно переплетаются со многими другими. «Почти каждый день дорожают продукты питания, — обратил внимание вице-премьера член фракции КПРФ Сергей Казанков. — Как с этим бороться?» Депутат предложил сократить для аграриев акциз на топливо, поскольку он предназначен для того, чтобы компенсировать разрушение дорог, но комбайны и тракторы, потребляя много топлива, ездят по полям и к эксплуатации дорог практически не причастны. Почему же сельхозпроизводители должны покупать топливо, в котором есть акцизная составляющая, по той же цене, что и все остальные потребители? Это несправедливо, считает депутат-коммунист. Кроме того, из-за перекрёстного субсидирования, когда сельхозпредприятия компенсируют цены на электроэнергию для населения, сельское хозяйство несёт огромные неоправданные расходы. Если в городе предприятия покупают электроэнергию по цене 2,6 рубля за кВТ, то на селе — по 8,8.
В ответ на вопрос депутата вице-премьер пустился в пространные рассуждения о колебаниях мировых цен на энергоносители, о созданном демпфирующем механизме, сглаживающем эти колебания, о стоящей перед правительством непростой задаче не допускать роста цен выше инфляции. А о предложении Сергея Казанкова чиновник только и обмолвился: «Обязательно посмотрим, обсудим».
Дмитрий Новиков выделил вопросы, связанные с международной обстановкой. Целый ряд правительств, по существу, сделали свои страны членами антироссийской санкционной коалиции, подчеркнул он. Эти государства пытаются взять курс на отказ от российских углеводородов. «Какова ваша оценка возможности быстрой переориентации российских поставок на страны Азии? Достаточна ли для этого существующая инфраструктура? Идёт ли процесс заключения такого рода соглашений? Если да, то в какой стадии находятся данные переговоры?» — спросил он.
А. Новак отметил, что идёт активное развитие на восток как газовой, так и нефтепроводной инфраструктуры. В последние годы было окончено строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», завершено строительство магистрального газопровода «Сила Сибири — 2», с каждым годом увеличиваются объёмы поставок в КНР. Месяц назад заключено соглашение о том, чтобы построить ещё один дополнительный газопровод мощностью 10 миллиардов кубометров газа с сахалинского ресурсного узла, ведутся переговоры о строительстве газопровода «Сила Сибири — 3». «Это существенная диверсификация поставок, которая в том числе обеспечит удовлетворение растущего спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также обеспечит нам диверсификацию рынков», — заметил А. Новак. По поставкам нефти реализуются текущие контракты. Вообще переориентация рынка — непростая задача: требуя изменения логистических цепочек, системы расчётов, поставок, она не решается за один день, подчеркнул вице-премьер.
Дмитрий Новиков также затронул вопрос замораживания российских активов в Европе. «О подобной перспективе фракция КПРФ неоднократно предупреждала всех, начиная с господина Силуанова, но реакция была странная, вопреки примерам Венесуэлы, Афганистана, Ирака, Ливии», — заметил Д. Новиков. Заданный парламентарием вопрос: «Существует ли опасность неполучения Россией оплаты за энергоресурсы, поставляемые в страны ЕС?» — вице-премьер признал актуальным, но о способах преодоления проблемы ничего конкретного не сказал.
Николай Коломейцев, выразив убеждённость в том, что «если мы не зафиксируем базовые цены и тарифы для внутреннего рынка, а будем привязываться к инфляции, нас ждёт очень глубокий кризис», спросил: «Прорабатывает ли правительство возможность перехода на мобилизационную экономику и фиксирование цен, что обеспечило бы продовольственную и промышленную безопасность?»
По словам Новака, таких предложений, означающих возврат к плановой экономике, не формируется в правительстве. Регулирование идёт, заявил он, в монопольном секторе, а там, где есть конкуренция, сохраняются рыночные подходы. О том, куда нас завела эта извилистая, ухабистая дорога, рассказал в своём выступлении первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике коммунист Сергей Левченко.
Опираясь на материалы организованных фракцией коммунистов парламентских слушаний, обзор которых публикуется в сегодняшнем номере «Правды», Сергей Георгиевич на цифрах продемонстрировал, как хищнически сегодня тратятся энергетические ресурсы нашей страны, как Россия, разбазаривая то, что создано трудом советского народа, превратилась в дойную корову для всего мира, как, несмотря на начальственные мечтания, звучавшие с самых высоких государственных трибун, о необходимости строительства новых крупных ГЭС, о развитии других альтернативных источников электроэнергии, наш ТЭК продолжает топтаться на месте, безнадёжно отстав от развитых стран. Навязанная России экспортно-сырьевая модель экономики представляет собой главную угрозу для национальной безопасности. Поэтому, если мы хотим сохранить свою страну как независимое, сильное и развитое государство, необходимо радикально изменить экономический курс на мобилизационный, взяв на вооружение государственное планирование и проведя национализацию.
Накал страстей вызвал пункт повестки дня о досрочном освобождении от должности членов совета директоров Центрального банка Российской Федерации Сергея Швецова и Дмитрия Скобелкина в связи с увольнением их по собственному желанию из Банка России. Швецов был первым заместителем, а Скобелкин — заместителем председателя ЦБ РФ. Что же подвигло их одновременно уйти со столь высоких постов? «Не они ли профукали наши золотовалютные резервы?» — в лоб спросил председателя думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова коммунист Николай Коломейцев.
Аксаков очертил круг должностных полномочий бывших сотрудников Центробанка: Швецов отвечал за развитие финансовых рынков, инфраструктуры, в том числе биржевой торговли, защиты прав инвесторов и т.д. В ведении Скобелкина были вопросы, связанные с борьбой с отмыванием капиталов, полученных преступным путём. «Вот это сфера их ответственности, — сказал А. Аксаков. — Если говорить про золотовалютные резервы, то, я думаю, что всё руководство Центрального банка в той или иной степени этим вопросом занималось и определённую долю ответственности за ту или иную ситуацию несёт». В чём заключается эта ответственность, докладчик не уточнил.
Коммунистов такой обтекаемый ответ не устроил. Судя по тому, что замы председателя ЦБ спокойно уходят со своих постов «по собственному желанию», а председатель ЦБ Э. Набиуллина рекомендована президентом к переназначению на новый срок, ответственность эта только на словах. Сергей Обухов уточнил вопрос: если у названных господ только «доля ответственности», то, выходит, всю ответственность за потерю золотовалютных резервов Российской Федерации должен нести Центробанк?
И снова глава думского комитета по финансовому рынку ушёл от прямого ответа. «Я думаю, что ответственность несут те страны, которые незаконно, в противоречии со всем международным правом, наложили блокировку на наши золотовалютные резервы, и прежде всего это Европейский союз, насколько я знаю, Соединённые Штаты сегодня рассматривают. Эта ответственность их, прежде всего», — перевёл он стрелки.
«Кроме того, что Скобелкин отвечал, как вы сказали, за отмывание денег и т.д., он ещё был и замруководителя департамента валютного регулирования и валютного контроля в Центробанке», — заметила Нина Останина, поинтересовавшись, заслушивал ли профильный комитет Госдумы отчёт бывших высокопоставленных сотрудников ЦБ РФ об их работе и об их ответственности. Депутат также попросила уточнить, «рекомендованы ли они к работе в новых финансовых структурах и будут ли продолжать ту политику, которая привела сейчас к обрушению по сути нашей финансовой системы». Заслушивать отчёты уволенных сотрудников Центробанка — такой практики нет и не было, заметил А. Аксаков. Что касается ситуации с золотовалютными резервами, то комитет запросил в Центробанке информацию о её причинах и о предложениях по предотвращению таких ситуаций в будущем.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, выйдя на парламентскую трибуну, ещё раз акцентировал внимание палаты на тех аргументах, которые изложили депутаты-коммунисты. В январе, когда международная обстановка уже была накалена до предела, Центробанк закупил иностранные ценные бумаги на полтора миллиарда долларов. Коммунисты неоднократно поднимали вопрос о необходимости диверсификации наших вложений и расширения возможности вложения в золото, внося соответствующие протокольные поручения. На принятие этого решения потребовалось два года. А пока суд да дело, 600 тонн золота вывезли за рубеж.
Впрочем, суд здесь упомянут только как фигура речи. Ни о каком суде над виновными в финансовых преступлениях никто и не помышляет. Да и называть преступлением случившееся вообще не принято. Это у нас в принципе определение неуместное по отношению к высшим кругам общества. «Вы вдумайтесь, — призывал Н. Коломейцев коллег-депутатов, — из 3 тысяч 800 банков в нашей стране осталось чуть меньше 400. Когда приходили конкурсные управляющие в банк, то там, кроме макулатуры, ничего не оставалось. И топ-менеджеры, и их семьи уже были далеко, там они и сегодня». По мнению депутата-коммуниста, надо принять законы о том, чтобы ограничить выезд из страны любого руководителя финансовых структур, госкорпораций, которые распоряжаются колоссальными ресурсами. Коломейцев предложил вписать в постановление Госдумы об освобождении от должности членов совета директоров Центробанка С. Швецова и Д. Скобелкина требование обратиться в пограничную таможенную службу и запретить выезд этих людей до завершения разбирательства. Однако парламентское большинство никак на это предложение не отреагировало.
Несколько раз на протяжении пленарного заседания Николай Коломейцев поднимал вопрос о том, чтобы законодательно закрепить за Центробанком ответственность за рост экономики, как в странах «двадцатки». «В противном случае он будет продолжать политику МВФ и Всемирного банка», — считает депутат. Когда у всех нулевые ставки, ЦБ РФ сделал ставку, которая останавливает промышленность. «У нас Центробанк сегодня, по сути, филиал ФРС. Что он делает? Как только размер золотовалютных резервов у нас достигал свыше 450 миллиардов долларов, всегда случался какой-то кризис, и их раскассировала узкая группа людей», — заявил Н. Коломейцев. Сегодня резервы достигли 646 миллиардов долларов, и половина из них оказалось заморожена. Что это, как не антироссийская политика?!
В апреле Госдума заслушает отчёт Центробанка и рассмотрит вопрос о переназначении на новый срок Э. Набиуллиной на должность председателя Центробанка. В исходе голосования можно не сомневаться. Кнопки нажимать парламентское большинство умеет, а вот думать — не всегда.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.