Громовые раскаты над Памиром

Громовые раскаты над Памиром

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

В Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана сохраняется напряжённая обстановка. Власти республики обвиняют тамошних лидеров в попытках дестабилизации и отказываются выводить подразделения силовых структур. Это происходит на фоне не самой спокойной ситуации в северных районах Афганистана.

Одной из потенциальных «горячих точек» постсоветского пространства является Горный Бадахшан. В течение трёх десятилетий после разрушения СССР этот регион на востоке Таджикистана был ареной конфликтов между центральной властью и местными силами. Очередная вспышка насилия произошла в конце прошлого года. В одном из сёл региона при задержании милицией был убит местный житель Гулбиддин Зиёбеков, после чего начались массовые протесты.

Тысячи жителей собрались на центральной площади Хорога — столицы автономии — и выдвинули довольно радикальные лозунги. Помимо расследования убийства, люди потребовали вернуть региону реальное самоуправление. Речь, в частности, шла о формировании госструктур, в том числе силовых, из уроженцев ГБАО, а также о выводе армейских подразделений и снятии блокпостов.

Основания для подобных требований есть. Несмотря на формально автономный статус региона, его глава и руководители ключевых ведомств назначаются из «центра». Причём если прежде предпочтение отдавалось людям, родившимся и работавшим в области, то в последнее время среди них немало «пришлых варягов». Источником инцидентов, в том числе трагических, стало введение в регион дополнительных сил армии и милиции под предлогом борьбы с бандитизмом.

Прошлогодние выступления едва не обернулись серьёзной эскалацией. Попытка разогнать митинг привела к гибели нескольких человек, разъярённая толпа чуть не линчевала назначенного недавно главой региона Алишера Мирзонабота. Многодневная акция завершилась лишь после обещаний чиновников тщательно расследовать убийство Зиёбекова, снять блокпосты на дорогах и не преследовать участников митинга.

Однако конфликт исчерпан не был. Блокпосты и усиленные патрули никуда не делись. В регионе была отключена интернет-связь, восстановленная только в конце марта. В отношении шестидесяти с лишним человек, участвовавших в протестах, власти ввели запрет на выезд из страны. Против ряда активистов возбудили уголовные дела, обвинив их в нападении на должностных лиц. «Длинные руки» Душанбе потянулись через границы. В декабре в Москве задержали бойца ММА (смешанных единоборств) Чоршанбе Чоршанбиева. Во время событий в ГБАО он записал видеообращение, в котором призвал народ Таджикистана «восстать против несправедливости». Обвинив Чоршанбиева в нарушении правил пребывания в России, Останкинский суд Москвы постановил депортировать его на родину. В душанбинском аэропорту молодого человека задержали сразу после выхода из самолёта, предъявив обвинения в призывах к свержению власти. Схожая участь постигла главу бадахшанской диаспоры в Москве Амриддина Аловатшоева. Его депортировали в Таджикистан, после чего он был заключён под стражу.

Кроме того, власти повели наступление на так называемых неформальных лидеров Горного Бадахшана. Из-за сохранения пережитков родоплеменных отношений эти руководители кланов играют в жизни региона важную роль. Один из них — Махмадбокир Махмадбокиров — в годы гражданской войны был полевым командиром оппозиции. После подписания мирного соглашения его назначили главой Мургабского погранотряда, где он дослужился до звания полковника. Уйдя в отставку, Махмадбокиров нередко критиковал правительство за ущемление прав автономной области.

Вскоре после протестов в Хороге руководство ГБАО заявило о существовании в регионе организованной преступности, одним из лидеров которой был назван Махмадбокиров. Повод для преследования дало выступление по местному телевидению начальника управления образования области Лутфулло Наврузова. Последний обвинил отставного полковника в нанесении побоев и требовании уехать из города. На основании этого прокуратура возбудила уголовное дело сразу по четырём статьям. Среди них применение насилия в отношении представителя власти, посягательство на неприкосновенность жилища и т.д. Однако попытки задержать Махмадбокирова не увенчались успехом — сотни сторонников «неформального лидера» собрались у его дома, установив круглосуточное дежурство. Позже на одном из блокпостов машина полковника была обстреляна, он получил ранение в руку. Это спровоцировало новые акции протеста.

Не способствует стабилизации инициатива о выводе из состава ГБАО двух районов — Дарвазского и Ванчского. В отличие от других районов автономии, населённых исповедующими шиизм исмаилитского толка памирскими народами, здесь в основном живут таджики-сунниты. Отделение начало обсуждаться местными маджлисами (советами) в конце прошлого года. Видимо, тем самым таджикское правительство посылает сигнал жителям Горного Бадахшана о нежелательности протестов.

Тревогу за будущее региона усиливает то, что он граничит с Афганистаном. Ситуацию в последнем сложно назвать спокойной. Оппозиционный «Талибану»* Фронт национального сопротивления (ФНС) продолжает вести боевые действия в северных провинциях — Панджшере, Баглане, Тахаре, Бадахшане. Недавно он объявил об уничтожении 57 боевиков-талибов и сообщил о готовности активизировать наступление в ближайшее время.

Власти Таджикистана открыто поддерживают ФНС и принимают его лидеров, включая Ахмада Масуда. Это вызывает раздражение в Кабуле, которое афганское руководство не считает нужным скрывать. Начальник генштаба вооружённых сил Кари Фасихуддин Фитрат сообщил о переброске в северные и северо-восточные районы «10-тысячной мощной армии, вооружённой самой современной техникой». «В случае малейшей угрозы со стороны любой соседней страны будет дан молниеносный ответ», — пригрозил он. Столкновение политических тенденций, каждая из которых несёт взрывоопасный потенциал, может высечь роковую искру, которая подожжёт обширный регион.

*Организация, запрещённая в РФ.

Комментарий редакции: Ближайшие соседи постсоветских республик пытаются воспользоваться заварухой, процветающей на территории нашей временно расчленённой Родины. В статье приведен пример событий, разворачивающихся вокруг Таджикистана, которые стали не безынтересными афганскому руководству. Кто может гарантировать, что завтра подобные локальные конфликты не увеличатся до более масштабных? Конечно, в основе каждого конкретного противостояния лежат свои причины. Понятно то, что стремление князьков как можно больше власти прибрать к своим рукам, не считаясь ни с кем, подливает масло в огонь. Но не стоит умалчивать о социальном неблагополучии как о первопричине противостояний в данном регионе. При системной борьбе с бедностью, при обустройстве и развитии региона непременно удалось бы ликвидировать почву нестабильности. Но для этого нужно отказываться от рыночно-капиталистической системы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *