Кому теперь послужит золото?

Кому теперь послужит золото?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

Крупнейшее предприятие Киргизии — золоторудное месторождение Кумтор — перешло в собственность государства. «Поворотный момент для страны», как назвал это событие президент Садыр Жапаров, имеет свою теневую сторону. Польза для простых граждан от национализации может оказаться минимальной.

Тридцатилетняя история независимой Киргизии неотделима от рудника Кумтор. Ещё в 1992 году право на его разработку было передано канадской компании, после чего началась полная противоречий политико-экономическая драма. С одной стороны, месторождение стало главным источником доходов для республики, в которой усилиями реформаторов-рыночников была фактически уничтожена прежде развитая многоотраслевая промышленность и погружено в глубокий кризис сельское хозяйство. С другой — львиная доля доходов попадала в руки инвесторов и утекала из страны.

С Кумтором связано бесчисленное множество коррупционных скандалов, в которых были замешаны все без исключения руководители суверенной Киргизии. Каждый новый политический режим обвинял предшественников в «торговле интересами государства» и обещал сделать условия договора более выгодными для страны. Всё, однако, оставалось по-прежнему: чиновники получали энную сумму отступных, а иностранный капитал продолжал подсчитывать барыши.

Если для властей интриги вокруг Кумтора были источником обогащения, то для оппозиции — средством зарабатывания политических очков. По этому пути пошёл нынешний президент республики, а тогда — депутат парламента Садыр Жапаров. Он организовывал митинги с требованием национализации Кумтора, но в итоге был обвинён в провоцировании беспорядков и оказался в тюрьме. На свободу Жапаров вышел после переворота в октябре 2020 года, а затем с головокружительной быстротой взлетел на вершины власти.

Первое время новый глава государства не только не вспоминал о былых лозунгах, но и уверял инвесторов в неприкосновенности их собственности. Всё изменилось после того, как Жапаров сначала победил на президентских выборах, а затем добился принятия новой Конституции, наделившей его практически неограниченными полномочиями. В мае прошлого года владеющая Кумтором канадская компания «Центерра Голд» была обвинена в нанесении ущерба экологии республики и уходе от налогов. Инвесторам выставили счёт, превышающий 4 миллиарда долларов, а после отказа выплачивать его на руднике было введено внешнее управление. Начались тяжбы, канадские собственники обратились в международный арбитраж.

В конце концов 4 апреля стороны заключили мировое соглашение. О его содержании в тот же день в обращении к народу сообщил сам президент. По словам Жапарова, отныне рудник будет принадлежать Киргизии. «Нам удалось вернуть Кумтор. Поздравляю народ с этим достижением! Это реально поворотный момент для страны. Именно такой должна быть защита национальных интересов республики!» — заявил он. Назвав соглашение оптимальным с точки зрения национальных интересов, глава государства перечислил выгоды, которые извлекла Киргизия. Так, уверяет он, уже в этом году Киргизия получит 500 миллионов долларов, а за десять лет доходы страны составят 5 миллиардов от продажи 160—200 тонн золота. «Это только подтверждённые и гарантированные запасы, — уточнил Жапаров. — Мы получаем прямую выгоду и большую поддержку для бюджета».

Подобный пафос, особенно с учётом переживаемых страной непростых времён, объясним. Но и с самим соглашением, и с будущим Кумтора не всё просто. Во-первых, инвесторы отказались от месторождения не просто так. Взамен они вернули себе 26 процентов акций «Центерра Голд», прежде принадлежавших Киргизии. Их стоимость оценивается почти в 800 миллионов долларов. Власти республики сняли все претензии к прежним владельцам, в том числе касающиеся экологического ущерба. Фактически амнистированы чиновники высокого ранга, замешанные в связанных с Кумтором коррупционных делах. Среди них экс-президент Аскар Акаев, бывшие премьер-министры Темир Сариев, Жоомарт Оторбаев, Мухаммедкалый Абылгазиев и множество других лиц.

Во-вторых, сам по себе факт национализации вовсе не означает, что предприятие становится «общенародной собственностью» и будет эффективно работать на благо страны и её простых жителей. Пример госкомпаний в ряде капиталистических государств показывает, что «государственными» их можно назвать с большой натяжкой. Это скорее кормушка для близкой к власти элиты. Да и в самой Киргизии сохранившиеся в госсобственности предприятия не демонстрируют чудеса эффективности. Управление ими поражено теми же пороками, что политическая система в целом, — коррупцией, кумовством, отсутствием прозрачности и т.д.

Признаки того, что схожая судьба грозит Кумтору, уже есть. Сразу после перехода под внешнее управление компания перестала публиковать ежеквартальные отчёты о своей работе. Не раскрываются данные об объёмах и направлениях экспорта золота. В обстановке строгой секретности готовилось соглашение с «Центерра Голд». Парламент рассматривал связанные с ним вопросы в закрытом режиме.

Таким образом, перейдя в руки государства, Кумтор вряд ли решит проблемы Киргизии. Менять социально-экономический курс власть не собирается, сохраняя приверженность тем догмам, которые за тридцать лет превратили республику в слаборазвитый и зависимый от внешних рынков образец периферийного капитализма. В начале апреля министерство финансов объявило о планах новых внешних займов «для поддержки бюджета». В общей сложности до конца года от Всемирного банка, Азиатского банка развития и других доноров должно поступить почти 10 миллиардов сомов (11 млрд руб.). Это увеличит и без того разбухший внешний долг. По итогам прошлого года он превысил 5 миллиардов долларов — более 60 процентов ВВП. К слову, как заявил в обращении к народу Садыр Жапаров, доходы от Кумтора пойдут в первую очередь на обслуживание внешнего долга.

Экономика страны между тем переживает непростые времена и до сих пор не оправилась от «коронавирусного шока». По итогам февраля ВВП оказался на 9,5 процента меньше, чем в феврале 2020 года. Слабый рост не в состоянии компенсировать падение, а в промышленности и вовсе продолжается снижение объёмов производства. Годовой спад составил 1,5 процента.

К старым бедам добавляются новые, связанные с кризисом вокруг Украины. Это вызвало резкий рост цен. По официальным прогнозам, инфляция в Киргизии к концу года достигнет 12 процентов и превысит прошлогодние показатели (11,2 процента).

Способность руководства страны справиться с кризисом между тем вызывает сомнения. Выступая недавно на республиканском совещании работников социальной сферы, президент признал трудности. «Ситуация сейчас тяжёлая, — заявил он. — Дороговизна во всём. Цены повысились. Сохраняется безработица. Не хватает средств на самое необходимое. Ситуация из-за последних мировых событий может ещё ухудшиться. Мы должны быть к этому готовы». Но, продолжил Жапаров, основная ответственность за будущее лежит на самих жителях. Глава республики призвал граждан «пересмотреть расходы, отложить покупку дорогих вещей, не проводить тои (празднества) и прекратить пустую трату денег».

Для населения, значительная часть которого живёт в нищете и лишена самого необходимого, пожелания более чем странные. Сама же власть вовсе не стремится показывать примеры скромности. Дорогие автомобили и особняки, брендовые вещи стоимостью по несколько тысяч долларов каждая являются её отличительными атрибутами. Поэтому вопрос, кому будет служить национализированный Кумтор, остаётся открытым.

Комментарий редакции: Безусловно, национализация средств производств является существенным шагом в сторону усиления развития экономики, повышения благосостояния народа, создания предпосылок ускорения освоения обществом новых горизонтов. Вопрос в том, как и в чьих интересах осуществляется этот процесс. Ведь государство, которому отрасли переходят, представляют собой не абстрактного социального арбитра, а организацию господствующего класса. Если власть принадлежит олигархии, то степень контроля над вверенными правительству объектами будет минимальной. Следовательно, речь будет идти о квазигосударственных компаниях, функционирующих в качестве частных лавочек под другой вывеской. Что это означает, мы не понаслышке знаем на примерах разворачивающихся в нашей стране процессов. Поэтому только борьба за социализм, за диктатуру пролетариата позволит реально обратить средства производства в общенародную собственность и, соответственно, открыть ворота к выходу на магистраль ускоренного развития.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *