Чиновничьи Рифы

Чиновничьи Рифы

Река Днепр, четвёртая по длине водная артерия Европы, протекает по территории трёх славянских государств: России, Белоруссии и Украины. Своё начало Днепр берёт в России. Его исток находится в небольшом болоте у села Бочарово Сычёвского района Смоленской области.

Областной центр — Смоленск — располагается на двух берегах общеславянской реки, воды которой текут по смоленской земле 485 километров, а затем переходят уже в соседнюю Белоруссию.

Столетиями Днепр был судоходным. Даже относительно небольшой и мелководный смоленский участок реки входил в важный торговый путь «из варяг в греки», соединявший в старину Прибалтику и Причерноморье.

В дореволюционные и советские времена в Смоленске на Днепре осуществлялся лесосплав, имелись грузовая и пассажирская пристани. По воде регулярно ходили различные типы судов. Однако в конце 1970-х годов судоходство на смоленском участке Днепра прекратилось якобы из-за обмеления реки.

Тем не менее, когда это было необходимо государству, смоленский Днепр всё-таки использовался для транспортировки негабаритных грузов. Например, в конце 1970-х по Днепру с Чёрного моря на Дорогобужский завод азотных удобрений (ДЗАУ) были доставлены корпуса химических реакторов. А в 1980-х годах на Смоленском авиационном заводе (СмАЗ) стали изготавливать крылья, хвостовое оперение и элементы фюзеляжа многоразового воздушно-космического корабля «Буран». Все эти части первого советского космического челнока к месту сборки транспортировались по Днепру на баржах под тентами. Но, конечно, это были единичные случаи. Поэтому почти 30 лет по смоленскому Днепру ходили только небольшие рыбацкие лодки.

И вот в 2009 году в Смоленске появились энтузиасты, которые приобрели в Белоруссии небольшой прогулочный теплоход и создали судоходную компанию «Днепровский фарватер». Они рассчитывали не столько на прибыль, сколько на то, что сделают интересное и нужное дело: возродят в регионе и России судоходство по Днепру.

Однако, увы, единственный смоленский теплоход «Смолянка» сел на мель, созданную не рекой, а российским законодательством. Прогулочное судно стало заложником юридических трудностей, связанных с организацией судоходства в нашей стране.

В 2011 году транспортная прокуратура запретила основную деятельность «Днепровскому фарватеру» и теплоходу «Смолянка». В результате через некоторое время судно было вынуждено вернуться в Белоруссию, где до сих пор ходит по Днепру, который так же, как и на Смоленщине, мелководный, но при этом почему-то судоходный.

Между тем в конце февраля 2016 года правительство РФ утвердило «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Основная цель документа — создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный и обеспечение роста конкурентоспособности водного транспорта, повышение его доступности и качества его услуг.

В этом документе говорится: «Приоритетное использование внутреннего водного транспорта в транспортной системе России обеспечит оптимизацию средств федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки, будет способствовать улучшению экологии регионов, созданию резервов пропускной способности наземных коммуникаций, снижению транспортной составляющей в цене товаров.

Развитие внутреннего водного транспорта обеспечит значительный социальный эффект. Создание новых рабочих мест, обусловленное ростом грузовых и туристических потоков на территории Российской Федерации, не только снизит затраты государства на пособия по безработице, но и увеличит поступления от социальных налогов. Увеличение занятости населения также повлечёт увеличение спроса на потребительские товары и услуги. Тем самым рост занятости окажет существенный положительный мультипликативный эффект на развитие экономики РФ. Развитие деятельности, связанной с перевозками пассажиров на туристских маршрутах, позволит увеличить туристический поток в Российскую Федерацию и повлияет на все смежные туристические отрасли».

Прошло уже более шести лет после принятия этого важного документа, но, судя по всему, ничего не изменилось. Во всяком случае на смоленском участке Днепра.

Об этом и многом другом нашей газете рассказали энтузиасты Валерий ГОЛУБЕВ и Константин КОВАЛЁВ, мечтающие о возрождении российского днепровского судоходства.

Валерий Голубев, бывший капитан теплохода «Смолянка»:

— Не для хвастовства, а для понимания серьёзности вопроса начну с того, что мы не просто энтузиасты, а специалисты, каждый в своём деле. Например, я профессиональный моряк. Пятнадцать лет служил на Севере на атомных подводных лодках, потом пять лет на спасательных судах. Окончил Московскую академию водного транспорта и получил диплом капитана. А мой коллега Константин Ковалёв имеет высшее электротехническое образование, а также окончил Московский учебный центр ДОСААФ и получил рабочие дипломы капитана и механика.

Теперь немного об истории вопроса. Прогулочный теплоход «Нептун» был приобретён в Белоруссии с личного разрешения А.Г. Лукашенко. Своим ходом он от Могилёва пришёл в наш город и стал называться «Смолянкой». Затем на теплоходе был проведён качественный ремонт: настелена новая палуба, сделана крыша от дождя и многое другое. Теплоход был зарегистрирован в Москве в речном реестре. Имелись разрешение плавать под флагом Российской Федерации, свидетельство на годность судна к плаванию, лицензия на перевозку пассажиров. Ежегодно проводились техосмотры московскими специалистами.

Экипаж имел все необходимые допуски и дипломы, сдал экзамены в Речной администрации Московского бассейна (РАМБ). У каждого из нас был рабочий диплом «коммерческого» капитана, с такими допусками в Смоленской области оказалось всего три человека. И, кстати, наш теплоход считался единственным немаломерным судном в России на Днепре!

В 2010 и 2011 годах теплоход проводил речные прогулки для всех желающих. Также были организованы благотворительные рейсы и акции. Многих детей катали вообще бесплатно. Например, безвозмездно провели на «Смолянке» фестиваль творчества детей-инвалидов. Ребята были рады и довольны. Мы хотели платить налоги в городской бюджет и приносить людям радость. Но, увы…

Также мы предлагали и предлагаем различные варианты решения вопроса о судоходности Днепра исходя из опыта других российских городов. К тому же свою помощь нам оказывали и специалисты из Белоруссии, где Днепр такой же мелкий, как на Смоленщине, но судоходный.

У нас имеется план об открытии туристического маршрута на реке Днепре. На фоне программы по поддержке предпринимательства и малого бизнеса мы надеялись, что это хоть как-то поможет решить проблему судоходства. Ведь в Брянске и Орле областные власти разрулили эту проблему.

Вообще, конечно, теплоход сам по себе большой прибыли не приносил, так как работа на нём возможна, только когда открыта навигация. И хотя летом желающих прокатиться по Днепру было много, но заработанных денег хватало только на топливо, содержание корабля, техосмотр и зарплату экипажа.

В Смоленской области в последние годы много говорили о развитии туризма. Поэтому мы предлагали подойти к проблеме комплексно: создать уникальный туристический проект, который бы пользовался популярностью у смолян и гостей города. Мы могли бы построить небольшую пристань на набережной, сделать кафе, плавучий ресторан и так далее. И готовы были вложить в это средства.

Тем не менее за два года работы около 25 тыс. жителей и гостей города с удовольствием прошлись на нашем кораблике по Днепру. Впервые за долгие годы люди увидели древние стены крепости и сам город с реки, как когда-то его видели купцы и путешественники.

Если бы вы знали, какие были восторженные лица у детей! И многие взрослые смоляне рассказывали, как в молодости они на похожих теплоходах ходили по Днепру до деревень и пионерских лагерей. Вспоминали, что в 1970-е годы в Смоленске было много теплоходов. И очень жалели, что в конце 1970-х судоходство по Днепру почему-то прекратилось.

Константин Ковалёв, бывший капитан-механик теплохода «Смолянка»:

— Мы запросили в городском архиве справку об этом якобы запрете на судоходство по смоленскому участку Днепра. Оказалось, что запрета на судоходство никогда не было! В решении исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 07.06.1977 г. №348 сказано, что запрещено использовать быстроходные суда типа «Заря» и глиссирующие моторные лодки, которые оставляли после себя большую волну, размывающую берега. А дальше в документе говорилось: «разрешить судоходство теплоходов («Москвич») для доставки людей в места отдыха».

Наш прогулочный теплоход тоже был плоскодонный и речной, но меньше «Москвича». Длина «Москвича» — 27 м, «Смолянки» — 20 м. Осадка нашего теплохода составляла всего 50—60 сантиметров!

То есть мы выяснили, что за отсутствием запрещающих документов судоходство по Днепру в Смоленске разрешено. Более того, это подтверждено уже современным ответом МЧС, где сказано, что «ограничения по использованию маломерных судов на реке Днепр по мощности используемых двигателей … не установлены». Таким образом, как утверждает МЧС, никаких запретов на судоходство маломерных судов по смоленскому Днепру нет. Нет запрета как для маломерных судов, так и для коммерческих, зарегистрированных в Речном регистре.

Однако в современном российском законодательстве имеются, на наш взгляд, некоторые существенные недоработки, которые очень мешают россиянам развивать судоходство на малых реках. Например, есть расшифровка термина «внутренний водный путь РФ», а расшифровки всего остального — нет. И в результате оказалось, что Днепр не входит в государственный перечень внутренних водных путей РФ, что, по мнению надзорных органов, равносильно запрету судоходства. А на наш взгляд, это всего лишь означает, что государство не считает нужным вкладывать средства в этот конкретный водный объект.

И именно по этой причине в 2011 году транспортная прокуратура подала в суд на ООО «Днепровский Фарватер» и на теплоход «Смолянка».

На заседании суда не оказалось ни одного специалиста, который бы разбирался в вопросах судоходства. Не были приглашены капитан теплохода и экипаж судна. В результате суд запретил осуществление деятельности по судоходству. Причём это было сделано только на основании того, что река не оборудована знаками и не внесена в реестр внутренних водных путей РФ.

Но мы — дипломированные и аттестованные специалисты — утверждаем, что это неправильно. Ведь огромные реки Лена и Енисей тоже не внесены в реестр, при этом они судоходны. В 2016 году в Кодекс внутреннего водного транспорта были внесены дополнения, появился термин «водный путь регионального значения», и снова без расшифровки понятия. И всё бы ничего, но подать заявку в правительство РФ о признании реки «водным путём регионального значения» может только глава субъекта РФ, однако почему-то не все главы этого хотят. Поэтому данная проблема не региональная, а общероссийская!

В Правилах плавания по внутренним водным путям указаны минимальные требования к рекам и водохранилищам для осуществления судоходства. Днепр судоходен, и наличие знаков и буёв на реке необязательно при имеющейся карте пути с нанесёнными на ней глубинами и препятствиями. Такая карта у нас есть. На теплоходе «Смолянка» была лоция пути, где указаны даже притопленные коряги, есть промеры глубин, обозначены удобные места стоянок и подходы к берегу.

Однако вопрос о судоходстве рек, которые не вошли в реестр внутренних водных путей РФ, может решать местная власть. Например, в Санкт-Петербурге водные пути (реки и каналы в черте города) тоже не внесены в реестр, но суда по ним ходят, так как там региональные власти издали соответствующие постановления и законы. Аналогичная ситуация и в Орле.

Подобные теплоходы ходят также в Брянске и Липецке на реках, даже меньших по размерам, чем Днепр в Смоленской области. Поэтому в этих городах успешно развивается речной туризм, внутренний туризм, что актуально в настоящее время. А у нас, к сожалению, это всё заглохло, едва начавшись.

Теперь же, исходя из нашего опыта и законодательства, мы хотим, чтобы на российском участке Днепра появился хотя бы небольшой теплоход. Прогулки по реке везде популярны у населения. Мы катали много групп туров выходного дня — москвичей, белорусов, поэтому решили сделать ещё одну попытку возо-бновить судоходство в Смоленске, обратить на этот вопрос внимание жителей и общественных организаций. В настоящее время мы начали работы по переоборудованию военного буксирного катера, имеющегося в нашем распоряжении, в прогулочный. И тогда, мы надеемся, судоходство по Днепру в России снова будет восстановлено, пусть и в небольшом объёме.

Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленск.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *