По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Прогрессивные идеи прокладывают себе дорогу, несмотря на сопротивление буржуазии. В Колумбии развернулась борьба за президентский пост. В Чили первые шаги делает правительство Габриэля Борича.
Исторический шанс
Принципы справедливости могут пробить самые толстые стены реакции. Унизительные оковы сбросила Куба, которую когда-то называли «плавучим борделем» и «задним двором» США. Правые силы не смогли удержать власть в Боливии, Никарагуа и других странах Латинской Америки. Сегодня освободиться от вековых пут пытается Колумбия — единственная страна континента, не видевшая левых правительств. 29 мая там прошёл первый тур президентских выборов. С большим отрывом лидирует Густаво Петро, выдвинутый левой коалицией «Исторический пакт для Колумбии». Он получил 40 процентов голосов.
Жизненный путь Петро может послужить основой не для одного остросюжетного романа. Родившись в крестьянской семье, он в возрасте 17 лет присоединился к повстанцам из «Движения 17 апреля» и возглавил безземельных крестьян, занимавших церковные земли. В 1985 году Петро был арестован и провёл в тюрьме полтора года. Ни заключение, ни пытки не сломили молодого человека. Он получил блестящее образование, несколько раз избирался депутатом,
разоблачая коррупцию властей и их связи с ультраправыми военизированными группировками — парамилитарес. В 2012 году политик был избран мэром столицы и вступил в острый конфликт с правительством после попытки вывести коммунальные услуги из-под контроля частного бизнеса. Наконец, четыре года назад Петро вышел во второй тур президентских выборов, причём победу его оппоненту Ивану Дуке обеспечили массовый подкуп и запугивания.
Кризис растрепал поддержку правого режима. Число бедняков увеличилось на 3,6 млн человек, треть населения страдает от недоедания. Власти же углубляют неолиберальные реформы, следуя требованиям кредиторов. Недавно МВФ утвердил очередной пакет «помощи» объёмом 10 млрд долл.
«Люди устали от отсутствия возможностей. Большинство хочет перемен, а правящее меньшинство стремится законсервировать старые порядки», — заявляет Петро. Его программа включает революционные в условиях Колумбии изменения: создание государственных систем здравоохранения и образования, расширение охвата пенсионной системой, госгарантии трудоустройства. Необходимые средства даст налоговая реформа. Только увеличение налогов на дивиденды крупных компаний, офшорные активы и поместья позволит привлечь до 10 млрд долл. в год.
Большое внимание уделяется земельной реформе. Как подчёркивает кандидат, структура землевладения в Колумбии восходит к феодализму. В руках одного процента владельцев сосредоточено свыше 80 процентов пригодных к использованию земель. Петро предлагает создать земельный фонд для наделения участками малоземельных и безземельных крестьян.
Порокам в аграрных отношениях способствовал договор о свободной торговле с США. Пустив на рынок дешёвую импортную продукцию, он разорил мелких и средних производителей и подорвал продовольственную безопасность. Исключение составили экспортные культуры — кофе, бананы, какао, продукция животноводства, что укрепило позиции латифундистов. Прибегая к услугам парамилитарес, они сгоняют с земель оставшихся фермеров. Тем же занимаются горнодобывающие компании и наркокартели, встроенные в международные сети.
Посвятив жизнь борьбе с этими язвами, Петро обещает пересмотреть как торгово-экономические соглашения с США, так и стратегию борьбы с наркоторговлей. Под этим предлогом в Колумбии появилось семь американских баз, однако эффект получился обратный: за последние годы производство кокаина выросло в два раза. Петро активно поддерживает кандидат в вице-президенты Франсия Маркес — афроколумбийка, получившая известность борьбой с произволом горнодобывающих корпораций.
Также Петро собирается восстановить дипотношения с Венесуэлой и принять меры для прекращения террора. Только в первом квартале этого года в стране были убиты 53 общественных активиста — защитников прав крестьян, профсоюзных деятелей, индейских вождей. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Расправам подвергаются сложившие оружие партизаны Революционных вооружённых сил Колумбии: с момента подписания мирного соглашения убиты свыше трёхсот бывших бойцов. В департаменте Антьокия застрелен член Колумбийской компартии Уилмер Эрнандес.
Вопреки обещаниям властей бороться с парамилитарес, за время правления Дуке их численность выросла, количество преступлений подскочило вчетверо. Большинство убийств остаются нераскрытыми. Только недавно начался первый процесс над военными, обвиняемыми в «ложных срабатываниях». Так назывались расправы над мирными жителями, которых армейские начальники выдавали за партизан, получая за это чины и награды. В 2002—2008 годах жертвами «ложных срабатываний» стали 6,4 тыс. человек. Жуткая практика продолжается. В апреле в департаменте Путумайо военные расстреляли 11 «террористов». Среди убитых — беременная женщина и четырёхмесячный младенец.
Власти открыто вмешались в предвыборную кампанию. Дуке призвал «отвергнуть демагогию Петро», главком вооружённых сил Эдуардо Сапатейро извлёк из-под спуда обвинения кандидата в незаконном финансировании на выборах 2018 года, хотя их безосновательность признал Верховный суд. Не остались в стороне западные союзники Боготы. «Победа марксиста и террориста Петро пошатнёт позиции США в регионе», — грозит член американского конгресса Мария Эльвира Салазар.
СМИ пугают обывателя влиянием на Петро Китая и России, намерением кандидата экспроприировать иностранную собственность. О нежелательности его победы заявили американские корпорации «Джей Пи Морган» и «Эс-энд-Пи Глобал». Компании стали выводить из Колумбии активы и вносить в контракты «оговорку Петро», согласно которой стороны могут отказаться от сделки при победе левого кандидата.
Дело дошло до открытых угроз. Из-за опасности покушения Петро отменил ряд митингов, остальные сопровождаются повышенными мерами безопасности. Над Колумбией нависла чёрная тень 1990 года, когда были убиты сразу три кандидата в президенты. Ставка капитала сделана на экс-мэра города Букараманга Родольфо Эрнандеса. Маскируясь призывами бороться с коррупцией и помогать бедным, он поддерживает сохранение существующей системы. Нет сомнений, что стоящие за ним силы сделают всё для его победы во втором туре.
Впрочем, даже если Петро удастся стать президентом, борьба не закончится. Он столкнётся с мощной машиной капитала. Хватит ли у Петро сил одолеть их? С одной стороны, несомненно мужество политика, много лет боровшегося за интересы трудящихся. С другой — в ходе предвыборной кампании был сделан ряд примирительных заявлений вроде того, что Петро не посягает на частную собственность, а его целью является не социализм, а «демократический капитализм».
Опасные уступки
Опасность перерождения дамокловым мечом висит над каждым прогрессивным режимом, а путь от «ограниченных» уступок буржуазии до полной сдачи позиций очень короток. В этом отношении показателен пример Чили. В марте в должность президента вступил Габриэль Борич. Он был выдвинут коалицией «Одобряю достоинство», включающей Компартию Чили (КПЧ) и другие левые организации.
Как писала «Правда», попытки «примирить труд и капитал» проявились уже в ходе избирательной кампании. После инаугурации они стали ещё очевиднее. План реформ «Поддержка Чили» не выходит за рамки социал-демократической повестки, причём в довольно мягкой версии. Среди его пунктов — увеличение минимальной зарплаты с 350 до 400 тыс. песо, введение пособий на детей в возрасте до двух лет, временное замораживание цен на топливо и транспортных тарифов.
Вопреки первоначальным обещаниям, пенсионная реформа не предусматривает переход к государственной системе. Она ограничится введением «универсальной гарантированной пенсии» в размере 185 тыс. песо. Это намного ниже прожиточного минимума для пожилых людей (250 тыс. песо). В остальном пенсионное обеспечение останется в руках частных фондов. Являясь «государством в государстве» и сосредоточив средства, равные 60 процентам ВВП, они оставили многих чилийцев в бедности. 85 процентов довольствуются выплатами, не дотягивающими до половины минимальной зарплаты.
Автором программы является министр финансов Марио Марсель. При правом правительстве Себастьяна Пиньеры он возглавлял центробанк, а с началом пандемии коронавируса инициировал меры, вызвавшие острую критику со стороны левых. Вместо помощи трудящимся власти спасали крупный бизнес, скупая проблемные активы и введя госгарантии кредитов. На новом посту Марсель поспешил уверить буржуазию, что никакой национализации он не допустит. За это чиновник получил похвалу капитала. «Назначение Марселя — очень хороший признак экономической стабильности, положительно воспринятый рынками», — сообщило американское агентство «Блумберг».
Такой курс целиком разделяется Боричем. По его словам, «правительство уважает финансовый баланс» и расширять социальные программы будет очень осторожно, учитывая интересы бизнеса и инвесторов. Компромиссной будет и налоговая реформа, которая, как отмечает президент, не направлена против богатых.
Во внутренней политике сохраняются наиболее уродливые признаки прежнего режима. В Сантьяго ультраправые активисты обстреляли первомайскую демонстрацию. Огнестрельные ранения получили пять человек, жизнь корреспондентки одного из телеканалов Франциски Сандовал спасти не удалось. Органы правопорядка выступили заодно с убийцами: они применили против демонстрантов слезоточивый газ и резиновые пули. Видеосъёмка зафиксировала, как во время стрельбы полицейские спокойно стояли рядом с боевиками.
Силой подавлена забастовка на нефтеперерабатывающем заводе в Уальпене. Рабочие выступили против сокращений и за уравнивание в правах постоянных сотрудников с субподрядными. Оправдывая действия полиции, Борич заявил, что «государство обязано гарантировать бесперебойную поставку топлива».
Наконец, власти возобновили режим ЧП в южных областях: Араукании и Био-Био. Населяющие их индейцы мапуче протестуют против захвата земель лесопромышленниками и латифундистами, требуют освобождения брошенных в тюрьмы активистов. Осенью прошлого года кабинет Пиньеры ввёл в регион войска. Это привело к трагическим эксцессам и вызвало возмущение оппозиции. Критиковал власти и Борич, заявлявший, что единственное решение — диалог с мапуче. В марте он отказался продлевать режим ЧП, но спустя два месяца изменил свой подход.
Поводом стали протесты дальнобойщиков, обвинивших индейцев в препятствовании движению. Водители перекрыли трассы и пригрозили забастовкой. Правительство пошло у них на поводу, пообещав «использовать все инструменты для борьбы с нарушением цепочки поставок». На юг снова отправлена армия. Правда, коммунистам удалось добиться ограничения полномочий силовиков: зона ЧП сужена до важнейших автотрасс. Кроме того, КПЧ настаивает на решении социальных проблем индейских общин и борьбе с незаконными лесозаготовителями.
Правый крен затронул и внешнюю политику. Об этом красноречиво говорит западная пресса. «К счастью, господин Борич по всем признакам является демократом. Он осудил вторжение России на Украину, нарушение прав человека на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле», — пишет журнал «Экономист».
На этом фоне неодобрение работы Борича превысило 60 процентов. Разочарование негативно сказывается на конституционной реформе. Напомним: чилийцы выступили за создание нового Основного Закона взамен принятого при диктатуре Пиночета. В мае завершилась разработка проекта Конституции, в сентябре должен пройти референдум.
Документ содержит прогрессивные статьи, пре-дусматривающие создание государственной системы здравоохранения, расширение прав коренных народов, отмену частной собственности на водные ресурсы. Впрочем, компромисс с буржуазией проявился и здесь. Инициатива КПЧ о национализации добычи лития, редкоземельных металлов и углеводородов, а также о передаче государству контрольного пакета акций месторождений меди была отклонена. Принятие новой Конституции под угрозой. Параллельно со снижением рейтинга Борича падает доля её сторонников.
Анализ происходящего даёт глава муниципалитета Реколета, коммунист Даниэль Джадуэ. По его словам, попытки очеловечить преступную систему капитализма вместо борьбы с ней не только бесплодны: они бьют по самим левым, приводя к исчерпанию революционного процесса, отрывая их от трудящихся. К этому замечанию стоит прислушаться!
Комментарий редакции: Перед народом Колумбии открывается реальный исторический шанс вырваться из тисков отсталости, бедности и «глобалистского» угнетения. Действительно только проведение в жизнь социалистических преобразований способно заложить фундамент устойчивого и ускоренного развития экономики, её перестройки на современный лад, реального повышения уровня и качества жизни трудящегося большинства. Сколько бы реакционеры не морочили обществу голову, опыт социалистического строительства в СССР, на Кубе и в других латиноамериканских странах доказывает прогрессивность этого варианта развития. Надо только быть готовыми стоять до конца в защите выбора трудового народа, действовать в отношении контрреволюции решительно, держать с ней ухо востро, придавать социалистическим преобразованиям характер последовательности. В противном случае представители класса капитала, воспользовавшись половинчатостью и мягкотелостью, обязательно возьмут реванш, со всеми вытекающими для народа последствиями. Трагическая участь Чили 1973 года не оставляет в этом сомнений.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.