По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Анастасия Лаврова
С первого сентября 2022 года во всех средних общеобразовательных учреждениях нашей страны начинает действовать новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Создатели, которые утверждали его год назад, уверяют, что он привнесёт в процесс обучения новую струю, не только точно определив, какой минимум знаний должен освоить ученик, но и как ему применить их на практике. У родителей и учителей было время, чтобы досконально изучить все содержащиеся во ФГОС нормы, однако вопрос о том, стоит ли детям, их родителям и педагогам ждать каких-то позитивных перемен на ниве, столь далёкой ныне от идеала системы образования, по-прежнему остаётся открытым.
Стандарты образования имелись и в советское время, когда действовали стройная схема учебного процесса, единая программа по каждому предмету, существовала чёткая методология обучения. Разрушение системы образования продиктовало необходимость принятия каких-то мер. И вот в 2004 году в силу вступило первое поколение ФГОС. В 2009 году было утверждено второе.
Что же привносит ФГОС третьего поколения, по мнению разработчиков, созданный с учётом ошибок прошлых регламентов?
Главным отличием обновлённых стандартов, по словам их авторов, станут максимально точно сформулированные требования к предметам школьной программы, упор на применение полученных знаний на практике. Новый ФГОС повысит прозрачность системы образования. Родители смогут понять, чему их ребёнка учат в школе, а значит, активнее включиться в процесс образования. И вообще отныне обучение в начальной и средней основной школе призвано будет развивать мышление, логику учащихся, прививать им навыки исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной работы, самоорганизации.
Какими же способами всё это будет достигаться?
Прежде всего в программах общего образования появятся новые предметы. Это «Финансовая грамотность», в рамках которого дети должны будут учиться планировать бюджет, изучать политику ценообразования, осваивать азы делопроизводства и приобретать прочие полезные навыки. В рамках «Основ программирования» школьников, помимо традиционной информатики и работы на ЭВМ, научат азам программирования, правилам информационной защиты и безопасности.
Повысить уровень патриотизма призваны «Новая история», делающая акцент на историческом развитии России, её богатом наследии, и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), на занятиях по которым дети будут проходить основы физической, строевой подготовки, а также изучать место РФ в системе международной и национальной безопасности. Внедрение религиозно-духовного обучения в начальной школе и старших классах должно привить уважение к различным вероисповеданиям.
Некоторые из этих дисциплин школьники ранее изучали факультативно. Теперь же они войдут в обязательный курс.
Ещё одно нововведение — исключение из числа обязательных предметов второго иностранного языка. Один из них начнут изучать в первом классе, а второй может появиться в программе обучения с пятого по желанию учащегося и с учётом возможностей учебного заведения. А может и не появиться: сдавать по нему ОГЭ или ЕГЭ наравне с математикой и русским не придётся.
Есть и другие новшества. Например, предполагается обучение учеников начальных классов шахматам. Причём количество часов на данную дисциплину будет не только выделяться отдельно, но и заимствоваться у других — допускается, например, сокращение количества занятий физкультурой.
В рамках изучения финансовой грамотности малышей будут учить обращаться с деньгами уже в начальных классах на уроках «Окружающий мир» и «Математика». Например, среди результатов обучения по предмету «Математика» для начальной школы указан и такой: «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов». А «Окружающий мир» будет учить защите личной информации, в том числе финансовой. С пятого класса ребята начнут изучать вопросы финансов более глубоко: на уроках «Обществознания», «Информатики», «Географии» и по другим предметам им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства.
Возможно, намерения у разработчиков обновлённого ФГОС были благими. Вот только сопряжены ли они с реалиями?
Имеют ли наши школы соответствующую базу и специалистов для обучения детей финансовой грамотности, кибербезопасности, программированию и всем другим новым дисциплинам? Существуют ли соответствующая методологическая база и созданные на её основе учебники?
Или подробно расписанный формат проведения занятий, уточнённый список обязательных и дополнительных предметных и общих навыков, норматив по владению учебной программой, оптимизация учебного процесса и многие другие нормативы, заложенные в ФГОС, остаются лишь благими пожеланиями?
Неужели чиновникам непонятно, что возможность внедрения новых стандартов напрямую зависит от финансирования, материально-технической базы и инфраструктуры учебного заведения. Что оно требует серьёзнейшей переработки практически всех учебных программ и планов. Поиска педагогов, владеющих необходимым объёмом знаний, или их серьёзная переподготовка.
Столь ли отрадна ожидаемая «включённость» в школьный процесс родителей, которой так гордятся разработчики ФГОС? Сдаётся, что она и без новых правил превышает все мыслимые пределы. Без помощи родителей большинству детей в нынешней школе попросту не обойтись. Родителям приходится готовить детей к контрольным, проверочным и вообще проходить с детьми материал, который задают на дом для самостоятельного освоения.
А в обновлённом ФГОС прямо говорится о том, что ребёнок должен учиться сам, вести проектную деятельность, а учитель должен его только направлять.
Вот лишь некоторые из мнений, высказанных в родительских чатах:
«В советской школе учили учиться и думать, развивали в детях их потенциал. Сейчас в основном проверяют потенциал и возможности родителей».
«В школе сейчас полный дурдом! Учат не учителя, а родители — кто может или хочет. Учителя нам сказали, что их задача — успеть дать материал по программе, а дальше уже сами. Вот и приходится мне сидеть с ребёнком, занимаемся дополнительно, объясняю, что могу (благо, что 7-й класс, 11-й уже не потяну), смотрим видеоуроки…»
«…Школа теперь экзаменующий, проверяющий орган, а не дающий знания… Задания даются для самостоятельного изучения дома, а потом, если что-то непонятно, на уроке учителю можно задать вопрос. Как думаете, много дети задают вопросов? Поэтому у большинства репетиторы с 5-го класса, так как не все родители имеют время и знания, чтобы учить своих детей».
Недовольны и учителя, которые задыхаются от проверок, необходимости составления отчётов, протоколов, прочей бюрократической документации. У них и так не остаётся времени на работу с детьми. Переход на новые стандарты неизбежно повлечёт за собой новую нагрузку — необходимость написания новых программ обучения, повышения квалификации, переподготовки на курсах.
И снова из родительского чата:
«Учителя — невольные исполнители того, что им спускается сверху. Хватит уже учителей поносить, неужели больше некого? Нашли бесправных людей, законом не защищённых, и каждый считает своим долгом обвинять учителя. Поэтому учителя бегут из школ. Остаются только те, кому до пенсии дотянуть надо, или кто в декрет собирается. В классе минимум 30 детей, урок длится 40 минут, надо проверить пройденный материал, чтобы это сделать, даётся небольшая самостоятельная работа (администрация требует накопляемости отметок ежедневно!!!), затем объяснить новый материал, проверить, как дети его усвоили, задать домашнее задание, выставить отметки и в дневники, и в электронный журнал, собрать, раздать тетради, а между делом сделать ещё сто замечаний детям по поводу их поведения! И это всё за 40 минут!»
Беспокоит родителей и то, что новый ФГОС расширяет возможности школы в области внедрения цифрового образования и дистанционного обучения. В частности, образовательным организациям вменяется в обязанность обеспечивать возможность использования информационно-образовательной среды, в том числе посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет». Таким образом, новый ФГОС легализует цифровое обучение в начальной школе. Причём пропорцию между цифровым и традиционным (классическим) образованием новый ФГОС не устанавливает, а значит, она отдаётся на усмотрение самой школы.
Одним из новшеств ФГОС является обязанность школы по формированию и хранению электронного портфолио обучающегося, в том числе — результатов выполненных им работ, которое будет являться основным критерием успешности ученика. Не закладка ли это для ухода от традиционной пятибалльной системы оценок, от замены промежуточной и итоговой аттестации рейтинговыми баллами в личном цифровом портфолио?
Ещё один вопрос, волнующий сегодня родителей, — на кого же распространится новый ФГОС? Многих родителей вызывают в школу для подписания заявлений о переводе на него обучающегося в ней ребёнка.
Порядок введения в действие нового ФГОС содержится в письме минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций».
Дети, поступившие в первый класс в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым ФГОС. Иная ситуация с учениками пятых классов. Если ребёнок принят в школу без указания на «приём для получения начального общего образования» или «зачислен для обучения по основным образовательным программам начального общего образования», то его обязаны перевести в пятый класс и обучать без учёта новых стандартов. Никакого заявления родители писать не должны! Если же в документах имеется указание на «приём для получения начального общего образования» или «зачислен для обучения по основным образовательным программам начального общего образования», то новая ступень обучения также оформляется заявлением и, соответственно, будет осуществляться по новым ФГОС.
Новые ФГОС применимы и при переходе ребёнка в другую школу — формально это зачисление в другую образовательную организацию.
Для ребят, начавших обучение до вступления в силу новых ФГОС, переход на него может быть осуществлён только с согласия их родителей. И попытки администраций навязать родителям перевод обучения их ребёнка на новый ФГОС незаконны.
В очередной раз приходится констатировать, что целью нововведения является не повышение качества школьного образования, а очередная «галочка», красивый рапорт.
Не случайно всё больше детей в России переходят на домашнее обучение. Согласно исследованиям Ассоциации и развития семейного образования, в 2018/19 учебном году на домашнем обучении находились около 20 тысяч детей. А в 2019 году, как пишут РИА «Новости», дома обучались 100 тысяч российских школьников. Обратим внимание на то, что это данные до начала пандемии. Можно не сомневаться, что число обучающихся дома детей на сегодня значительно выросло, будет оно расти и дальше.
В разгаре лето. До 1 сентября, когда этот ФГОС должен заработать на практике, осталось совсем немного времени. Однако вопросов, связанных с ними, становится всё больше.
Пожалуй, для российской системы образования ФГОС — один из важнейших ориентиров. На его основе должны разрабатываться конкретные программы для школ и учебные планы, писаться учебники и составляться задания ЕГЭ.
Но свежих учебников, учитывающих требования нового ФГОС, обнаружить в магазинах не удалось. В неведении о том, как, чему, по каким учебным пособиям будут обучать их детей с 1 сентября, пребывают и родители. Учителя разводят руками.
Вот как прокомментировала ситуацию, связанную с ФГОС председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, лидер «Всероссийского женского союза — «Надежда России» Нина Останина:
«В новом ФГОС много непонятного и неприемлемого. Так, введение пресловутого дистанта в нём отдаётся на усмотрение педагога, который вправе сам определять, присутствовать ему в классе или, включив интерактив, вести занятие за пределами аудитории. Уже сейчас в Екатеринбурге, как мне сообщили, физкультура в школах преподаётся дистанционно.
Новый ФГОС вступает в противоречие с ФГОС, ныне действующим. При переходе с обучения по «устаревающим» стандартам на обновлённые в изучении предметов остаются «пробелы», восполнить которые за лето не удаётся, так как о них не ведают ни дети, ни их родители. А учитель не вправе начинать новый учебный год с навёрстывания упущенного, потому что в этом случае он отступит от учебного плана.
Единственный аргумент чиновников в пользу обновлённого ФГОС — обязательность для изучения лишь одного иностранного языка. Но второй иностранный язык занимал не так уж много времени в жизни ребят. Да и что плохого в изучении большего числа языков? Концентрировать внимание на подобном вопросе, аргументируя необходимость внедрения нового стандарта, неуместно!
Что касается готовности к переходу на новый ФГОС, то о чём можно говорить, если учебники, учитывающие его требования, ещё не подготовлены? Как будут учиться дети? Как будут работать педагоги?
Одним словом, по содержанию ФГОС не выдерживает никакой критики. И внедрение его без предварительного широкого обсуждения — преступление».
В планах фракции КПРФ — организация дискуссии о целесообразности и своевременности введения нового ФГОС на площадке Госдумы в самое ближайшее время.
А пока региональные отделения «ВЖС — «Надежда России» на местах организуют заседания «круглых столов», встречи и обсуждения с участием родителей школьников, педагогов, депутатов и чиновников. Принятые на них решения лягут в основу предстоящего мероприятия КПРФ на общефедеральном уровне.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.