По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Ю.Б. Михайлова, член Президиума ООД «ВЖС — Надежда России», руководитель Московского городского отделения ВЖС «Надежда России»
Наступило лето. И для многих российских семей всё большую остроту и злободневность приобретает вопрос о том, как его проведут их дети. Тема детского летнего отдыха не нова. Она регулярно обсуждается не только родителями, но и поднимается на различных уровнях всех ветвей власти. Однако доля детей, гарантированно обеспеченных полноценным летним отдыхом, увы, пока что оптимизма не внушает.
По заверениям министерства просвещения РФ, в 2022 году летний отдых и оздоровление наших детей будут обеспечивать не менее 38 тысяч профильных организаций, что позволит значительно увеличить число набравших сил ребят.
Однако при ближайшем рассмотрении бодрый рапорт чиновников ожидаемо теряет всё своё очарование: лишь две тысячи из обозначенных 38 — это загородные лагеря, все остальные — лагеря, организуемые при школах. Представляется, что различие в качестве отдыха и степени оздоровления в загородном лагере и лагере с дневным пребыванием очевидно всем. Но, как выясняется, не для статистики!
Итоги мониторинга ситуации в сфере детского отдыха неизменны: количество действующих лагерей постоянно снижается. Но неуклонное сокращение числа детских загородных лагерей, вместо того чтобы стать сигналом для наведения порядка в отрасли, лукаво замалчивается.
В чём же причины того, что сеть загородных оздоровительных детских лагерей год от года сжимается?
Свою роль сыграла, конечно, пандемия. Резкое сокращение организаций для отдыха детей продиктовано не только введёнными в период пандемии ограничениями, но и финансовой невозможностью собственников сохранить простаивающие объекты. Очень многие детские лагеря просто не выжили. Из-за запрета на открытие исчезли более тысячи эффективных и малозатратных палаточных лагерей, которые являлись системообразующим элементом детского туризма.
Но пандемия — не главная причина!
До 2015 года детский отдых финансировался на федеральном уровне. А затем полномочия по его организации были переданы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. Сегодня федеральный бюджет в основном финансирует лишь лагеря, находящиеся в ведении минпросвещения. Их всего четыре — «Артек», «Орлёнок», «Океан» и «Смена».
Сколько детей они смогут принять? 25 тысяч? 30 тысяч? 100 тысяч? Это капля в море для потребностей страны!
Вопрос стоит о сохранении целого сегмента социально значимых организаций, который может быть потерян при отсутствии государственной финансовой, налоговой и иной помощи.
Очевидно, что далеко не все регионы в состоянии развивать сферу детского отдыха, строить новые лагеря, помогать модернизировать и обновлять существующие. И далёкая от радужной ситуация в ней не изменится, пока не изменится ситуация с распределением полномочий.
«На Росгвардию из федерального бюджета тратится 270 миллиардов. А на оздоровительный летний отдых 17 миллионов российских детей необходимо около 30 млрд рублей. Но все мои предложения поддержать наших детей на общегосударственном уровне разбиваются об утверждение, что их отдых и оздоровление отнесены к полномочиям субъектов РФ и муниципалитетам. Никто не желает знать, что в муниципалитетах денег на организацию полноценного летнего отдыха детей просто нет! Никто не желает понимать, что, приобретая путёвки для ребят из многодетных, малообеспеченных семей по самой низкой цене, муниципалитеты создают почву для таких трагедий, как произошедшая в 2016 году на Сямозере в Карелии», — возмущена председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, лидер ООД «ВЖС — «Надежда России» Нина Останина.
Отношения в сфере детского отдыха на федеральном уровне регулируются Федеральным законом 1998 года «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и рядом других законодательных актов, постановлениями правительства, приказами федеральных министерств, региональными законами, решениями губернаторов. Однако самостоятельного федерального законодательного акта о детском отдыхе, в который бы вошли все нормотворческие решения, существующие сегодня, в Российской Федерации нет.
Отсутствует в нашей стране и единая государственная программа детского отдыха и оздоровления.
Хотя, вне всякого сомнения, стоило бы уже сегодня обеспечить за счёт федерального бюджета отдых в загородных оздоровительных, а не пришкольных лагерях хотя бы части детей. Ведь с 2015 года было прекращено и софинансирование расходов регионов по организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Со следующего года предполагается начать реализацию федеральной программы по восстановлению и строительству до 2030 года в субъектах Российской Федерации объектов отдыха детей и их оздоровления. Готовится и федеральная программа обновления инфраструктуры загородных лагерей. Впервые туда пойдут федеральные деньги. Это замечательно.
Представляется, однако, что реализуемая программа модернизации должна затрагивать загородные оздоровительные лагеря вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Частные лагеря зачастую не в меньшей степени нуждаются в поддержке.
Безусловно, некоторые регионы имеют положительный опыт в сфере организации детского отдыха. Среди них Краснодарский край, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюмень. В Татарстане, например, за региональные средства было отреставрировано около 100 подобных объектов! Но не все регионы могут позволить себе такой масштаб работ, поэтому большинству необходима федеральная помощь.
«Детские оздоровительные лагеря нужно строить по всей стране, — убеждена Нина Останина. — Это стало бы реализацией на новом уровне советского опыта, когда лагерь находится на балансе, например, минпросвещения России, а налаживание работы в нём ведёт общественная организация, представляющая единое детское движение.
Напомню, что фракция КПРФ ещё осенью 2021 года предлагала разработку проекта федерального закона «О государственной политике по развитию детского движения в Российской Федерации».
Серьёзно ограничивает масштаб детского отдыха и высокая стоимость путёвок. Легко ли семье с двумя детьми, родители которых получают по 35000 рублей, приобрести путёвки по 45000 рублей и столь необходимые для отдыха предметы одежды, кроссовки, кеды и прочее, примерно ещё на 50000, то есть потратить около 140000 рублей?
Именно поэтому понятна востребованность детского кешбэка. Выделенная на него сумма — 7,5 миллиарда — выглядит внушительно. Но прежде всего кешбэк — это чисто коммерческий проект, ориентированный на семьи, где изначально есть средства на приобретение путёвки для ребёнка. Он никак не привязан к доходам семьи и не направлен на поддержку многодетных и малоимущих семей. На приобретение путёвок (даже с учётом последующего возврата части средств) у многих родителей изначально нет необходимых средств: их стоимость после введения механизма кешбэка резко возросла. Например, в Хабаровском крае она взлетела до 54000—55000 рублей! Даже компенсация стоимости путёвки, предоставляемая органами государственной власти края в размере 11600 рублей, не может качественно изменить ситуацию.
Впрочем, тема кешбэка очень быстро себя исчерпала. К началу июня 7,5 млрд рублей, выделенных на кешбэк, уже закончились. Закончились не только деньги, но и места в летних загородных лагерях, которые работали по кешбэку.
Определённую роль в поддержке детских оздоровительных лагерей играют налоговые льготы и субсидии.
Налоговые льготы для организаций отдыха детей и их оздоровления установлены в 58 из 85 субъектов Российской Федерации. Субсидии из бюджета (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) организациям по отдыху детей и их оздоровлению на возмещение расходов по оплате электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и других коммунальных платежей в 2020 году предоставлялись в 16 регионах. Льготы на оплату электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и других коммунальных платежей в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления установлены в Воронежской области.
Но этого явно недостаточно!
В решительной и конструктивной защите и поддержке государства нуждаются не только загородные стационарные лагеря отдыха, но и палаточные лагеря, и детский туризм в целом. Дети из малообеспеченных семей должны иметь право на отдых, получая от государства социальные путёвки. Почему бы не оказать поддержку в организации отдыха детей семьям, имеющим право на материнский капитал? В Пенсионном фонде РФ хранится около 3 трлн рублей, предназначенных на выплату материнского капитала. Аппарат комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы уже приступил к разработке этого закона.
Заработать на детях нельзя! В них необходимо вкладывать средства!
Эту мысль настойчиво проводит лидер «Всероссийского женского союза — «Надежда России» Нина Останина, возглавляющая профильный комитет Госдумы. Об этом неустанно напоминают активистки движения — депутаты региональных парламентов и муниципальных собраний.
Думается, что наши общие усилия принесут свои плоды и подавляющее большинство мальчишек и девчонок получат возможность летом не просто на время забыть о школьных занятиях, а по-настоящему, полноценно отдохнуть.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.