По материалам публикаций на сайте портала «Русская весна»

Вадим Лебедев

Сейчас в интернете и на телевидении мы видим эмоциональные дискуссии, вызванные возвратом памятников Ленину и коммунистических названий улиц в декоммунизированных украинскими нацистами и ныне освобожденных Россией городах. 

Приведу три цитаты, орфография и форматирование авторские. 

Александр Ходаковский:

«В Херсоне восстанавливают памятники Ленину, в Мариуполе возродилась площадь имени Ленина, в Донецке появилась большая красная звезда на стыке с Макеевкой… У меня коллектив преимущественно молодой, и я не припомню никого, кто рисковал бы своей жизнью в бою, являясь при этом последователем Ленина. Тогда для кого мы возрождаем умирающий культ? Идея коммунизма проиграла эгоистичной природе человека, которая оказалась сильнее — идея социальной справедливости жива, но механизм её реализации в материальном мире отсутствует. 
Тогда повторю вопрос: для кого заигрывание с отжившей идеей?»

Захар Прилепин:

«Любые высказывания на тему, зачем нам реанимировать Ленина/Сталина, равно как Александра Первого/Второго/Третьего, Екатерину Великую или Ивана Грозного, на основании того, что это:

— неактуально (что это вообще за слово такое, какой у него реальный вес?) 
или (ещё смешнее):

— их не знает наша молодёжь, — 
является либо добровольным заблуждением, либо провокацией, либо лукавством».

Александр Пелевин:

«Надо знать Ленина, Сталина, Александра, Николая, Петра, Екатерину. Самое ужасное, что мы можем сделать с нашей историей — стыдливо задвигать ее под диван. Она не прощает такого. 

В том же, кстати, твиттере год назад был натурально такой спор: зачем, мол, учить историю, когда и кому может пригодиться знание о том, что Петр Первый основал Петербург? Типа, кто-то по истории угорает, ну знаете, эти мутные чуваки, все им история интересна; а кто-то, например, лучше будет обучаться IT, и нормально, если он не знает истории. 

И я недоумевал: да как так-то. Я, например, на взрослых людей, выросших со мной в одной среде и не знающих, что Петр Первый основал Петербург, буду смотреть как на умственных инвалидов. Как и на тех, кто не знает, например, о революции, Ленине, Сталине, о важнейших вехах нашего прошлого».

Прилепин и Пелевин — люди социалистических убеждений, их реакция вполне закономерна. Ходаковский — боевой офицер из Донецка, сражающийся за Русский мир с 2014 года, 8 лет живущий на войне.

Все эти люди являются публичными персонами, имеют право на своё мнение и заслуженно пользуются авторитетом в самых различных социальных кругах. Но начавшаяся дискуссия представляется мне контрпродуктивной по следующим соображениям.

Отношение к собственной истории в России у различных людей и их сообществ всегда было неоднородным. Отношение к реформам Патриарха Никона, спор славянофилов и западников, взгляды на фигуру Петра Первого — на эти темы сломано немало копий и написано немало диссертаций.

Но это и хорошо.

Критическое осмысление собственной истории и приложение выявленных в ходе её изучения закономерностей к современной ситуации есть залог формирования взвешенных взглядов и принятия правильных решений. 

Владимир Ильич Ульянов (Ленин), Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин), красная звезда и герб СССР — неотъемлемая часть нашей истории, как бы кому ни хотелось обратного. Это такие же неоспоримые и легко проверяемые факты, как основание Санкт-Петербурга Петром Первым (1703 год) и московский метрополитен имени Л.М. Кагановича (1935–1955 годы). Можно по-разному относиться к этим фактам, но их невозможно отрицать. 

Споры же о том, нужно или не нужно восстанавливать разрушенные бандеровцами на Украине памятники советской эпохи, фактически играют на руку нашему противнику — Западу. Это ещё один триггер для будущего разделения российского общества, это звено той же цепи, что и прошедший на днях в Праге форум «будущей деколонизации России». Западу безразлично, чем нас раскалывать: регионально-национальными сепаратизмами, недовольством властью или отношением к нашему прошлому.

Не надо подыгрывать противнику, пусть даже из самых благих — на взгляд спорящего — соображений. 

Кроме того, необходимо учитывать ещё и такой аспект: восприятие Ленина и памятников ему нами в России и людьми, живущими в освобождаемых регионах Новороссии, вполне может быть различным. 

Когда журналист и вице-спикер Мосгордумы Андрей Медведев говорит (стилистика и орфография сохранена): «Как можно восстанавливать на освобождённых территориях памятники Ленину, который собственно и устроил „украину”, и превратил принудительно жителей Новороссии и Таврии в украинцев? Невозможно строить будущее на отмерших идеях», — он говорит, думаю, вполне искренне, но как рожденный, выросший и воспитанный в РСФСР/РФ человек. 

У него нет 30-летнего опыта жизни в стране, которая строила свою идентичность как анти-Россия. В стране, где наследники Бандеры, Шухевича, Мельника, Коновальца монополизировали историю и современность. В стране, где простое упоминание России не в негативном контексте есть отклонение от нормы. 

Поэтому и восприятие памятников Ленину в освобождаемых от нацизма регионах иное, равно как и возвращение советских названий улицам, переименованным в честь фашистских прихвостней времен Третьего Рейха или современных западных премьер-министров.

Это возвращение к нормальности, это восстановление справедливости, это признание своей реальной истории. 

Нам ли осуждать украинцев, в то время как в подавляющем большинстве русских городов памятники Ленину как стояли на главной площади перед мэриями, администрациями округов и правительствами регионов, так и продолжают стоять? 

Логично ли, когда об «отмерших идеях» говорит депутат города, на главной площади которого сам Владимир Ильич Ленин как лежал с 1924 года, так и лежит? Одной этой двойственности достаточно, чтобы усомниться в справедливости таких упреков в адрес херсонцев и мариупольцев, не говоря уж о подмене понятий: возвращение памятников и названий улицам отнюдь не равно рецепции идей марксизма-ленинизма. 

Поэтому давайте не будем уподобляться кастрюлеголовым скакуасам, которые, гогоча и подпрыгивая от радости, валили памятники Ленину по всей Украине. Не уподобляться либеральным деятелям из США, которые в южных штатах валят памятники генералам Конфедерации, ибо те были рабовладельцами. И британским колледжам, которые сносят в столетних корпусах барельефы выдающимся ученым прошлых веков, ибо те были расисты и белые супрематисты. 

Если жители Херсона или Мариуполя хотят восстановить памятник Ленину на прежнее место и вернуть его имя площади — им виднее.

Значит, им это нужно. Нужно в том числе и по причинам, понять которые нам, жителям России, иной раз весьма сложно, если вообще возможно — мы их жизнью не жили и их реалий не знаем. И уж тем более не следует осуждать их за это.

России всегда были свойственны региональные различия, в том числе и в восприятии исторических личностей. Никто же не возмущается памятникам Салавату Юлаеву в Башкирии и мемориальным доскам имаму Шамилю в Дагестане? 

Памятник — от слова «память». Память — основа самоидентификации как личности, так и народа.

Любые трещины в сознании тотчас будут расширяться нашими геополитическими врагами. Поэтому историческая память у российских народов должна быть единой и непротиворечивой. Признающей как неоднозначность тех или иных исторических личностей, так и масштаб их воздействия на страну.

Нам это нужно, если, конечно, мы хотим сохраниться как страна и победить в том глобальном противостоянии, которое навязал нам Запад. 

Комментарий редакции: Описанные в статье явления олицетворяют стремление народов нашей общей Родины не только защитить историческую справедливость, но и понимание ими основ образа справедливого будущего. Как известно, с именами В.И. Ленина и И.В. Сталина связано спасение нашего Отечества от гибели, совершение колоссального скачка на вершину прогресса, создание системы, ставящая во главу угла интересы человека труда, а не денежных «жирных котов». Сегодня только Ресоветизация способна на деле консолидировать народы, создать условия для последовательного противодействия натиску международным противникам, сформировать принимаемое большинством населения основное направление развития. Поэтому любые попытки осквернения достижений Советской власти, её руководителей фактически выглядят нападками на нашу историю и на наш народ.


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.