«Почта России» готова делиться самым дорогим — тайнами своих клиентов

«Почта России» готова делиться самым дорогим — тайнами своих клиентов

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Иван Рыбин

В почтовом ведомстве очередной грандиозный скандал — на этот раз произошла масштабная утечка персональных данных клиентов. Десяткам миллионов граждан России теперь грозит опасность со стороны всевозможных мошенников. Официально речь идёт о некой «хакерской атаке», хотя специалисты по компьютерной безопасности говорят иное — это был банальный «слив» со стороны кого-то из сотрудников. «Стрелочника», бесспорно, найдут, а руководство «Почты России» опять не пострадает.

«Утечка не содержала банковских данных, безопасности и репутации клиентов ничего не угрожает. Служба безопасности „Почты России“ уже заблокировала доступ к данным через скомпрометированный аккаунт и перепроверила уровень безопасности по всем возможным точкам доступа, отмечает пресс-служба. Одна из учетных записей нашего подрядчика была скомпрометирована в результате хакерской атаки, фрагмент данных действительно попал в руки взломщиков», — говорится в официальном сообщении «Почты России».

О масштабе беды, конечно же, ни слова, между тем это — более десятка миллионов строк, в каждой из которых есть персональные данные граждан России. Судя по всему, речь может идти даже о полной базе данных клиентов, с адресами, телефонами и всей прочей персональной информацией. «Слива» такого масштаба в РФ ещё не было. И вовсе не факт, что про банковские карты нам говорят правду, могли утечь и они.

«Массовая утечка персональных данных из „Почты России“ должна стать предметом самого серьезного разбирательства со стороны прокуратуры и Роскомнадзора. По предварительной оценке самой компании, взлом произошел извне по причине человеческого фактора и халатности. Как член совета директоров „Почты России“, я уже инициировал рассмотрение вопроса о защищенности персональных данных на ближайшем заседании совета. Этот инцидент должен стать поводом для самой серьезной работы над ошибками», — заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

То, что «взлом произошел по причине человеческого фактора» — очень хорошая оговорочка. Да, именно по этой причине, и отнюдь не извне. Наоборот, изнутри.

«Судя по всему, опять та же самая история — сотрудник организации продал персональные данные на сторону. Три года назад это уже было, пострадали клиенты крупнейшего банка РФ, и тогда никого не наказали. Да, виновника быстро нашли, но никакой ответственности он не понёс. А безнаказанность, как известно, очень сильно развращает, и наступает полное беззаконие. Плюс нужно учитывать обстановку в самой „Почте России“, где рядовым сотрудникам практически не платят. Хорошие деньги получает только большое начальство, и простой народ массово увольняется. Впрочем, тут постарался не рядовой сотрудник, это явно работа человека с большими правами доступа», — говорит специалист по компьютерной безопасности одной госструктуры.

Да, народ увольняется, не без того, порой чуть ли не целыми отделениями. Начальству наплевать. За 2021 год организация получила 300 млн. рублей прибыли, годом ранее — около 3,5 млрд. рублей. Кстати, странный провал, всё это как-то дурно попахивает. Но не суть. 350 тысяч сотрудников «Почты России» получают ровно ту же зарплату, что и много лет назад, то есть откровенно нищенскую. И уходят в другие структуры.

При этом по соотношению цена/качество вроде как «народная» госкомпания уже давно неконкурентоспособна, там, где есть альтернативные способы доставки, люди выбирают именно их. Видео на тему того, как почтовые работники обращаются с посылками, давно стали «баяном». Отправлять что-то хрупкое и ценное почтой россияне давно не решаются. Либо сломают, либо украдут. Есть иные транспортные компании, коммерческие, где к клиентам относятся иначе.

Кстати, прибыль — а она зачем? В принципе? Вроде как госструктура, её предназначение — окупать себя и предоставлять гражданам страны услуги, причём постоянно улучшая их качество. Зарабатывать должны барыги-коммерсанты. Но вместо этого «Почта России» дерёт с народа три шкуры, а толку ноль — всё становится только хуже. Например, в плане географии. К 1 января 2023 году в населённых пунктах с численностью населения менее 50 тысяч человек все почтовые отделения ликвидируют. Такая вот забота о человеке.

«Не секрет, что почта с каждым днём теряет клиентов, но это не значит, что наше акционерное общество прекращает свою работу. Наоборот — за счёт грамотных управленческих решений мы предлагаем клиенту более широкий спектр услуг. У нас можно купить продукты питания и даже взять кредит. „Почта России“ продолжит двигаться в этом направлении, а клиентам мы рекомендуем всё больше использовать интернет и мобильные приложения, сегодня такая возможность есть даже в самом отдалённом хуторе», — вещает главный почтальон Максим Акимов.

Любопытно, что во многих отделениях, которые вскоре будут закрыты (и проданы!), сейчас вовсю делают ремонт. Явно неспроста. Ведь потом на этом можно неплохо заработать — побарыжить офисной недвижимостью.

Да, деньги разворовываются. В 2020-м был задержан замглавы «Почты России» Сергей Емельченков, который назаключал контрактов аж на 9 млрд. рублей и, видать, не поделился. Правда, за последние два года о его судьбе что-то нет никаких новостей. Неужто выпустили? Коррупционных скандалов на почте было великое множество, после одного, особо громкого, даже пришлось уволиться главе организации. Он, как легко догадаться, не пострадал. А потом и второй гендиректор, который выписал себе премию аж в 100 млн. рублей, ушёл «по собственному желанию». И он не пострадал — отправился тратить народные денежки.

Сегодня те, кто рулит почтовой компанией, тоже скорее всего не пострадают. На клиентов почты всем властям, как несложно догадаться, наплевать. А вот мы, пользователи, под угрозой. Особенно те, кто отметился в украденных базах данных как регулярные получатели посылок с еВау, Aliexpress и прочих Amazon. То есть не совсем бедные люди, с которых можно что-то поиметь.

Также для жуликов и просто грабителей представляют несомненный интерес граждане, активно занимающиеся интернет-торговлей. «Почта России» вовсю сотрудничает с «Авито», осуществляет доставку, и данные отправителей (получателей тоже) уже попали к уголовникам. Нужно быть начеку!

Что делать? Вариант один — занимать «круговую оборону». То есть никому не верить и слать всех по известному короткому простонародному адресу. Звонят типа из налоговой, следственного комитета, ГИБДД, посольства Гондураса — ответ должен быть один. Присылайте официальное уведомление, через Госуслуги.

Плюс решить вопрос с банковскими картами. Быть может, почтовики и не лгут (чудеса иногда тоже случаются), но подстраховаться обязательно стоит. «Пластик» желательно перевыпустить, пусть даже и за деньги. Но можно попытаться добиться и того, чтобы это сделали бесплатно. Вашему банку вряд ли понравится, если клиента начнут грабить, то есть совершать без его ведома незаконные операции. Их можно оспорить, и тогда расплачиваться придётся уже финансистам.

Увы, шутки кончились — в условиях полного бездействия правоохранительных органов люди могут рассчитывать только на себя. Причём ситуация с почтовой конторой может повториться в любой момент в отношении любой госструктуры. Несмотря на наличие закона о защите персональных данных — его приняли уже очень давно — он до сих откровенно неработоспособный и ответственности по нему, по сути, нет. Совершенно копеечные штрафы, которые смотрятся самым настоящим издевательством над простыми людьми.

Чиновникам всё равно, ведь они не пострадают. Их персональных данных нет в общих базах, они «высшая раса». На кадастровых картах отсутствует информация об их недвижимости, неизвестны адреса проживания, телефоны. А народ? Кого он, собственно, интересует?

Комментарий редакции: Надо напомнить, что утечки персональных данных клиентов в последнее время имели место и в других квазигосударственных банках и компаниях. Данное явление уже не становится исключением, а начинает представлять собой едва ли не повседневную реальность. В результате практически никто не застрахован от того, чтобы стать «добычей» мошенников, со всеми вытекающими последствиями. Но может кое-кому на руку всплеск криминала, обирание им большинства? От клептократической «элиты» можно всего ожидать. В целом, за утечку данных клиентов ответственность должны нести именно руководители конкретных структур. Как никак, налицо халатное отношение к должностным обязанностям, нанесшее ущерб россиянам. И подобное не следует спускать на тормозах.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *