По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Африка стала ещё ближе к России. Такой вывод сделало большинство мировых СМИ по итогам африканского турне министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в ходе которого он посетил Египет, Республику Конго, Уганду и Эфиопию. На что была направлена эта поездка, и какова роль Африки во внешней политике России? Об этом наш обозреватель побеседовал с известным специалистом по Африке, доктором исторических наук Вячеславом Тетёкиным.
– Вячеслав Николаевич, прежде всего, поясним нашим читателям, что вам Африканский континент знаком не понаслышке.
– Действительно, Африкой я занимаюсь уже более 50 лет. А впервые оказался там в 1972 году, ещё в первую волну освоения нами этого континента. То был расцвет сотрудничества СССР с африканскими странами. Там работали десятки тысяч советских специалистов — инженеры, врачи, техники, геологи, учителя. Они строили металлургические и нефтеперерабатывающие заводы, ирригационные и сельскохозяйственные объекты, вели геологические работы. Всего нами было воздвигнуто свыше 300 крупных промышленных предприятий.
В полутора десятках стран Советским Союзом были открыты высшие учебные заведения. В них, а также в советских вузах было подготовлено порядка полумиллиона специалистов высшей квалификации. По возращении в свои страны именно они создавали там национальную экономику. Многие из них занимают сейчас руководящие посты
– Надо полагать, на континенте об этом помнят.
– Ещё как. Я бы даже сказал, что там любят и поддерживают Россию, так как она является преемницей Советского Союза, так много сделавшего для африканских народов, для их избавления от колониальной зависимости. В подтверждение тому приведу пример.
25 мая во всём мире традиционно отмечается День Африки. Наш МИД организовал по этому случаю приём в Москве для африканских послов. Так вот, из 44 послов (или исполняющих их обязанности), аккредитованных в России, на приём пришли 43. Вдумайтесь: 43 из 44. Что это, как не совершенно чёткая и однозначная демонстрация поддержки России? Ведь послы могли легко уклониться от встречи, сославшись на занятость.
Безусловно, Запад также ведёт активную борьбу за умы и сердца африканцев, в которой они сегодня используют и свою марионетку, главу киевского режима. Недавно Зеленский при мощной поддержке Запада добивался виртуальной встречи по видеосвязи с главами государств и правительств Африканского союза. Что в результате? На эту встречу с ним вышли лишь 4 руководителя из 54 (!) стран Чёрного континента. Африка бойкотировала Украину, а Россию 25 мая она поддержала. Вот вам ответ на вопрос: на чьей стороне Африка?
– И ещё один пример – это нынешняя поездка главы российского внешнеполитического ведомства в Африку?
– Бесспорно. Как показала поездка Сергея Лаврова в четыре страны, доверия к России на континенте гораздо больше, чем к Западу. Это признают даже в западных столицах. Вот цитата из британской газеты «Файнэншл таймс»: «Лавров посетил Египет, Республику Конго, Уганду и Эфиопию, когда африканские страны борются с резким ростом цен на продовольствие и удобрения. Хоть Запад и стремится изолировать Москву, приём, оказанный Лаврову, показал силу влияния Кремля на континенте».
Это происходит в ситуации, когда растёт интерес к Африке со стороны всего мирового сообщества. Этот континент обладает большими возможностями как в торгово-экономическом, так и в политическом плане. Отсюда жёсткая конкурентная борьба, мощное давление Запада на африканские страны с целью заставить их отказаться от сотрудничества с Россией.
– Какие страны континента нам сегодня особенно интересны и что конкретно в сфере экономики мы можем им предложить?
– Нам интересны все страны, тут не должно быть никакой дискриминации – работать надо абсолютно со всеми. Другое дело, что есть группа стран, с которыми у нас традиционно великолепные политические отношения. Это прежде всего государства юга Африки – Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Намибия, Лесото, Танзания, ЮАР. Всем им мы самым активным образом помогали. Там много лет шла упорная национально-освободительная борьба против колониальных режимов, и Советский Союз их активно поддерживал как политическими, так и военными средствами.
С тех пор у нас сохранились исключительно дружественные связи. В частности, несколько дней назад мне довелось участвовать в крупном политическом форуме в Йоханнесбурге – самом крупном городе ЮАР. Мне было представлено 30 минут на пленарном заседании для обозначения позиции России по Украине. И эта позиция была встречена полной поддержкой. На форуме присутствовал президент ЮАР Сирил Рамафоса. И, судя по его реакции, он также активно реагировал на наши доводы
Как показала африканская поездка главы МИД России доверия к нашей стране на Чёрном континенте гораздо больше, чем к Западу
– Что интересует в нашем взаимодействии саму Африку?
– Прежде всего, для африканских стран важно, как мы выстраиваем с ними отношения. Ведь Россия выступает в качестве партнёра, способного внести существенный вклад в укрепление суверенитета, безопасности и свободы внешней политики, при этом, как отмечают в африканских странах, всегда действует по справедливости, не оставляя в беде друзей. Москва традиционно заявляет о приверженности идеям справедливости и невмешательства, которые находят отклик на этом континенте.
Если говорить о конкретном запросе Африки, то её интересуют, прежде всего, поставки пшеницы и кукурузы, удобрений. И, конечно же, Советский Союз славился тем, что производил высококачественную машиностроительную продукцию, надёжную и относительно дешёвую. Такая продукция востребована там и сейчас, что для нас открывает огромный рынок.
И мы пробиваемся на него. Например, первой остановкой Сергея Лаврова в его поездке стал Египет, который является крупнейшим торговым партнёром России в Африке. По итогам 2021 года товарооборот между нашими странами составил 4,8 млрд долларов. На египетском рынке работают 470 российских компаний, их инвестиции составили порядка 8 млрд долларов. И в ходе визита Лаврова его египетские собеседники говорили о готовности страны наращивать сотрудничество.
В отличие от Египта уровень товарооборота Конго, Уганды и Эфиопии с Россией пока небольшой. Но потенциал сотрудничества чрезвычайно высок, и это показали состоявшиеся переговоры. Кстати, с министром иностранных дел Конго Жан-Клодом Гакоссо, окончившим Ленинградский госуниверситет, часть беседы проходила на русском языке. Стороны обсудили конкретные пути наращивания торгово-экономических и инвестиционных связей и обхода препятствий, создаваемых Западом. Кроме того, Россия и Республика Конго обозначили заинтересованность в создании совместной лаборатории по изучению и предотвращению опасных заболеваний.
Отмечу также, что наше вооружение и боевая техника по-прежнему пользуются огромным уважением в Африке. В той же Уганде, которую я посетил, будучи депутатом Государственной Думы, членом Комитета по обороне, встречался с командующим сухопутными войсками. Хорошо помню, с каким уважением он отзывался, в частности, о нашем артиллерийском вооружении, о советских танках Т-55, с которых начиналась его офицерская карьера. На военной базе ВВС Уганды в Энтеббе на почётном пьедестале стоят советские МиГ-15 и МиГ-17. И сегодня африканские государства проявляют активную заинтересованность в развитии военно-технического сотрудничества с Россией.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.